Конкурс организует и проводит Московский городской Дом учителя. И сегодня очевидно, что он окончательно сложился как всероссийский. В нем участвуют многие города: Пенза, Тамбов, Уржум, Рыбинск, Хабаровск, Санкт-Петербург. Видимо, этому послужили разные причины. Уже несколько лет предполагаемые конкурсанты имеют возможность на сайте Дома учителя познакомиться с теми, кому они доверят прочитать и оценить свои стихи, - с жюри конкурса. Его возглавляет директор Московского городского Дома учителя, депутат Московской городской Думы Нина Григорьевна Минько, а в состав жюри входят члены Российского союза писателей, научные сотрудники Института мировой литературы РАН, редакторы издательства «Русское слово». В жюри не только москвичи. Так, в жюри активно работает Павел Николаевич Савилов, доктор медицинских наук и член Российского союза писателей из Тамбова. Статус членов жюри не только позволяет объективно оценивать поступившие на конкурс стихи, но и свидетельствует о внимании к поэтам, которые пока еще учатся в школе, и педагогам, пишущим стихи. Немного поразмыслим об авторах. Когда-то Пушкин для всех оставил в своих строках утверждение и разъяснение на эту тему:
Не тот поэт, кто рифмы плесть
умеет
И, перьями скрыпя, бумаги
не жалеет.
Хорошие стихи не так легко
писать…
И мы все с этим согласимся. А что делать мальчику из Селезневской школы Тамбовской области Диме Орлову, который написал стихи о страшном одиночестве старика?
Старик нагнулся, слезы пряча,
И медленно побрел назад.
Лишь мысль терзала:
«Почему же,
Тогда мне дети не звонят?»
Вопрос нешуточный, и тема, кажется, недетская, но если она стала основой для юношеских переживаний, значит, требует обсуждения. Поэзия должна быть востребованной, а стихи - кем-то прочитаны, услышаны… Для начинающих поэтов внимание и поддержка - это залог того, что дарование или просто способности разовьются. Нам кажется очень важным, что конкурс, который проводит Московский городской Дом учителя, помогает многим авторам преодолеть робость и даже страх перед листком бумаги.
Наташа Коробова из села Знаменка Тамбовской области призналась:
Писать стихи - не то, что прозу,
Здесь надо все соразмерять.
Сказав про белую березу,
Нельзя о птицах умолчать…
И будто продолжая разговор о сложных и таинственных отношениях поэта со словом, пишет московская учительница Людмила Петровны Евсюкова:
Меня опять уносит синий вечер
В созвездие стихов,
в таинственную высь.
Сижу с пером, с бумагой.
Рада встрече:
Вокруг меня все рифмы
собрались.
И ждут нетерпеливо чередою,
Толкают, просят - только лишь держись!
В этом и смысл конкурса «Проба пера».
На конкурс было прислано более восьмисот стихотворений. Только из Казани мы получили почти 50 стихотворений о Пушкине.
Очень активно в конкурсе участвовали ученики и учителя Пензы, но и родные москвичи давно признали конкурс полезным и необходимым. Некоторые учителя из Москвы участвуют в конкурсе уже не один год. Можно наглядно проследить, как их дарование крепнет, обретает новые темы, а темы получают достойное поэтическое воплощение. Это и Светлана Владимировна Кулешова, учитель школы №956, и Светлана Дмитриевна Синельникова, учитель школы №935, и другие. В этом наметилась еще одна любопытная тенденция: стихи присылали на конкурс педагоги и их ученики. Например, из школы №319 Москвы мы читали стихи учителя начальной школы Виктории Юрьевны Кузьминой и ее ученицы - первоклассницы Валерии Кохан. Таких примеров несколько. Они радуют. За этим открывается единство ученика и учителя в понимании слова, в любви к поэзии. А мы знаем, что стремление к прекрасному (а не просто яркому) теперь в дефиците.
Стихи, отобранные на конкурсе, Московским городским Домом учителя опубликованы. Этой книге - сборнику стихов лауреатов Всероссийского конкурса «Проба пера» - мы дали ответственное название «В России дух всему основа».
Видимо, название определилось содержанием самих стихов, отобранных на конкурсе. Дух, душа и слово - таинственно связаны эти сущности в жизни каждого человека. А великое чудо поэзии наглядно открывает нам, читателям, эту таинственную связь. У старых русских писателей для определения глубинных свойств поэтической речи находились и очень точные слова. Когда-то замечательный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский словно бы для нас объяснил: «Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!»
Очень многие стихи в этом сборнике как раз и показывают, что даже робкие попытки сочинительства открывают поэту тайную глубину слова.
Но нельзя стать поэтом, если не обладаешь даром поэтического слова. У всех авторов сборника такой дар есть. Разумеется, в разной мере и разной степени. Некоторые стихи порадуют и удивят вас соединением глубокой мысли и поэтического мастерства. Такие примеры вы найдете даже среди стихов самых юных поэтов. Однако мы поместили в сборник и первые поэтические опыты, в которых отразились многообразные впечатления детства и юности от встреч с природой, искусством, первые ощущения любви, красоты, размышления о Родине.
Оказывается, наши дети сохранили душевную чуткость и способность слышать родное русское слово. Присланные на конкурс стихи во многом удивили: они отличаются большим тематическим разнообразием. Особенно порадовало, что тема России, любви к Родине, памяти о цене Победы и героях войны остается главным содержанием многих стихов. И это не дань юбилеям и датам, а духовная потребность обозначить кровную и вечную связь с отцом, дедом, прадедом, с Родиной.
В сборнике представлены очень разные по темам и их аспектам стихи. В них нет идеологической заданности, попытки блеснуть изящной рифмой. В стихах много искренних чувств, желания разобраться в сложных и неожиданных столкновениях с действительностью, выстроить свое отношение к стране, в которой живешь.
Конкурс «Проба пера» определил еще одну важную задачу, которую в самом начале организации конкурса мы перед собой и не ставили, - он объединил детей, учителей, студентов из разных уголков России. На самом деле всех этих людей объединяют чувство слова, единство духа, не выставленные напоказ для демонстрации патриотизма, а живущие глубоко в сердце. Эти дети доказали, что душа человека остается живой, способной на чувства добрые, которые воплощаются в поэтическом слове авторов стихов, стихов о любви к человеку и России.

Лариса ЧЕРНИЧЕНКО,
методист Московского городского Дома учителя