Мероприятие состоит из основного этапа и финальной призовой игры. Основной этап проходит с сентября по март и включает в себя три тура: ввод­ный, заочный и очный. В ходе вводного тура школьникам требуется выполнить задания общего характера на сайте олимпиады. Если участник правильно отвечает на пять и более вопросов, он переходит к заочному туру, выбрав на сайте музей или усадьбу, куда хочет попасть. У парков нет заочного тура. Объектов может быть выбрано и несколько. В процессе участникам предлагается выполнить пять тестовых заданий. Тур считается пройденным, если школьник верно ответил как минимум на четыре вопроса.
По итогам заочного тура участник переходит к очному. В ходе очного тура учащиеся индивидуально или в составе команды, обычно вместе с учителями и родителями, посещают сами культурные объекты - музеи, парки и усадьбы Москвы. В каждом из этих мест их ждут интересные задания. Это, как правило, помогает детям узнать что-то новое, расширить кругозор.
Те, кто набрал достаточное количество баллов на основном этапе, получают право участвовать в финальной призовой игре. В этом году она проходила в мае в форме прогулки по московским районам, в ходе которой участники выполняли различные задания, связанные с историей столицы и ее достопримечательностями.
Для того чтобы привлечь к проекту как можно больше ребят, наша школа №45 старается включать в него не только учеников, но и их родителей, и, конечно, педагогов. В основном проект предназначен для учащихся 6‑х классов, однако в нем могут участвовать как младшеклассники, так и старшеклассники. При этом изменяются техническое задание и форма подведения итогов: для 5‑х классов это альбом с иллюстрациями, для старших - видеообзор.
Координационной работой над проектом в школе №45 занимается классный руководитель. Во время классного часа он знакомит учеников с технологической картой проекта. Далее дети самостоятельно делятся на группы. Группа выбирает объект, историю и культуру которого будет изучать в течение некоторого времени. Далее вместе с учителем разрабатываются рубрики (подтемы) для создания итогового продукта: история создания/рода, путеводитель, легенды, подборка интересных фактов, интервью с посетителями… Сначала происходит заочное знакомство, затем следует посещение, во время которого дети знакомятся с изучаемым объектом наглядно.
В рамках работы над проектом на уроках русского языка дети учатся писать статьи в различных жанрах: интервью, информация, портретный очерк, аналитика и др. А на уроках информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) можно сделать брошюру, плакат, видео или альбом по результатам посещений музеев, парков и усадеб.
Так как работа организована по группам (на каждую группу один объект), то это позволяет развивать навык коллективного творчества, коммуникации, сотрудничества. Каждая группа представляет собой небольшую редакцию. Ребята выбирают себе роли: главный редактор, корректор, бильд-редактор, технический редактор. Каждый из участников к тому же является еще корреспондентом и верстальщиком. Корреспондент пишет статью и подбирает фотографии по своей узкой теме. Задачами главного редактора являются координация работы всей группы, выбор и распределение подтем и жанров, создание обложки. Эскизы обложки рисуют все члены группы, а потом на общем совещании выбирается лучший из них, который и воплощается в реальность. Корректор отвечает за грамотность текстов, бильд-редактор - за качество и размещение изображений, технический редактор - за соблюдение единого стилевого оформления текстов, а также за сборку отдельных листов в единый буклет.
На уроках ИКТ непосредственно создается ИТ-продукт. При создании брошюры (буклета, журнала) сначала формируется план. Далее набирается информационный материал: собственные фотографии, картинки из Интернета, рисуются макеты страниц. При работе в группе не только вырабатываются навыки коммуникации, но и развивается критическое мышление, этому способствует общее обсуждение стиля текста, общего дизайна и дизайна обложки. А распределение подтем, изучение программных инструментов (в данном случае текстовой редактор Pages (MacOS) для создания плакатов и буклетов или Scribus - полупрофессиональная программа для создания издательской продукции) способствуют развитию навыков сотрудничества и взаимопомощи.
При этом учитель на уроках не рассказывает о конкретных инструментах, которые используются в той или иной программе. Дается только общий обзор программной среды, ее интерфейс. По мере надобности дети сами учатся вставлять в текст картинки, изменять стили, преобразовывать форматы. Роль педагога - давать индивидуальные консультации по возникающим вопросам.
Готовая брошюра представляется всему классу, таким образом, школьники учатся проводить презентации, выстраивать на экране медиаряд, отвечать и задавать вопросы, правильно критиковать и воспринимать критику. Брошюру можно распечатать и раздать одноклассникам или повесить на стенд. Электронный вариант можно разместить на школьном сайте. Можно на основе данного продукта проводить встречи с младшеклассниками, вовлекая их в изучение нашего культурного наследия.
Завершает работу над проектом экскурсия в один из музеев, парков или усадеб, которая проходит в конце мая. Объект для посещения выбирают сами учащиеся. А экскурсию проводят те ребята, которые уже работали с материалами по объекту.
Обсуждение результатов позволяет детям четко понять, что у них получилось, а что - нет, и почему. При этом одноклассники участников проекта высказывают свои мнения на форумах и в соцсетях.
Начиная работать над такими проектами с 5‑6‑го классов средней школы, к 9‑му классу ученик уже может накопить багаж метапредметных навыков, который поможет ему не только в школе и во взаимоотношениях со сверстниками, но и во взрослой жизни, будь то работа, общение с коллегами или публичные выступления.

Елена ЛЕМЕШКО,
учитель информационно-коммуникационных технологий школы №45 имени Л.И.Мильграма;
Любовь ЧИРЯСКИНА,
классный руководитель школы №45 имени Л.И.Мильграма