Но если учащиеся колледжей и техникумов - это люди, прошедшие и проходящие серьезную профессиональную подготовку, а предпенсионеры - это те, кто за полвека успел многому научиться, то как можно оценивать мастерство учеников, скажем, 6‑7‑х классов? Ведь на уроках технологии их вряд ли учат тому, что они здесь должны выполнить под пристальным взглядом суровых членов жюри.
- Действительно, всему тому, что они тут делают, они могли научиться только в кружках, - рассказывает учитель информатики школы №1310 Москвы, эксперт компетенции «Электромонтаж» JuniorSkills Андрей Кнодель. - В моей школе, например, есть кружок электромонтажа и компьютерной грамотности. А в Павлово-Посадском колледже Московской области есть 54‑й техникум, при котором проводятся занятия для приходящих школьников. Поэтому ученики могут осваивать компетенции либо у себя, либо в организации дополнительного образования. На самом деле дети соскучились по конкретному делу, по работе руками. И я абсолютно уверен, что этому надо учить не только в кружках, но и на уроках. Плюс ко всему надо обязательно водить учеников на самые разные производства, чтобы они имели представление о том, что и как делается. Такая система очень полезна для гармоничного развития.
- Члены нашей команды возраста «14+» собирают систему управления лифтом и теплицей, - говорит преподаватель физики Казанского инженерного лицея-интерната для одаренных детей Сергей Быков. - Всему этому их научила система допобразования. Я сам веду не только уроки, но и дополнительные занятия, дети заняты как внеурочной, так и кружковой деятельностью. Им это по-настоящему интересно, ведь JuniorSkills дает не только практические навыки, но и предоставляет возможность соревноваться с другими, побеждать и формировать свое портфолио. Теперь им не представляет труда составить схему подключения дома к сети, рассчитать сечение проводников, необходимых для тех или иных нужд, подобрать необходимый для электрификации дома материал. Это очень востребованные знания и умения. Один мой участник выиграл национальный финал JuniorSkills, теперь он взрослый, учится в 11‑м классе и занимается промышленной автоматикой. Правда, он еще не определился с профессией, ведь электромонтаж есть в самых разных сферах, и это навыки для жизни, а не для вуза.
Ученик 10‑го класса лицея №1 Южно-Сахалинска Никита Андруховский приехал сюда вместе с товарищем - девятиклассником из школы №13 того же города Евгением Сорокиным. Они вместе посещают учебный центр «Активное образование», где занимаются IT-инженерией. По словам ребят, в школе тоже есть кружки, но там уровень намного ниже, рассчитан на начинающих. А здесь все совсем иначе, по-взрослому.
- Для меня это очень полезный опыт участия в мероприятиях, когда надо выполнять задание в условиях шума, отвлекающих факторов, ограниченного времени, - говорит Никита. - Это поможет в будущем. Плюс портфолио. Но главное - понять свой уровень, проявить себя, пообщаться с другими ребятами. Конкурсное задание - отсортировать мусор с помощью робота. То есть собрать устройство, запрограммировать его на поиск, сортировку и транспортировку мусора к перерабатывающему заводу. И, мне кажется, мы с этим успешно справились.
У представителей основной группы соревнующихся задания заметно сложнее. Например, участникам в компетенции «Столярное дело» было необходимо сделать оконный блок - коробку и раму. По словам заместителя директора по производственной практике Ульяновского строительного колледжа, эксперта Радика Бакирова, вместе с российскими ребятами тут трудятся представители Австрии и Монголии. Иностранцы работают хорошо, но по качеству работы мы не хуже, убежден педагог. А что касается «косяков», то они есть у всех.
В компетенции «Малярные и декоративные работы» также наряду с нашими участниками работали жители ФРГ, Великобритании, Китая, Венгрии и Бразилии. Преподаватель Сергиево-Посадского профессионального колледжа Московской области, эксперт Галина Руднева особой разницы в уровне подготовки тоже не заметила.
- Одни ребята выполняют задание по заранее прописанному алгоритму, по «дорожной карте», - сказала она, - а другие делают все на автоматизме и интуиции, без «карты». Опять же у одних алгоритм составлен более рационально, у других - менее, это тоже влияет на скорость и качество работы.
На площадке «Укладка напольных покрытий» много девушек, но, убежден главный эксперт, директор ТАРКЕТТ ЦЕНТРА Николай Якубчик, разницы в профессиональных навыках нет.
- Девушкам даже проще, ведь работа кропотливая, плюс тут нужно чувство прекрасного, - считает он. - Селекция дерева - своего рода талант, человек должен чувствовать материал, правильно подбирать сорта древесины, компоновать узор, учитывать волокна, чтобы заказчику понравился результат. Но есть и совершенно четкие критерии, «выраженные в миллиметрах», скажем, размер зазоров, сочетаемость линий и так далее. Конечно, возможны и варианты типа «я художник, я так вижу», но тут уже эксперты сами решают, имеет ли право на существование такое творчество или нет.
Заместитель директора по учебно-производственной работе, преподаватель графического дизайна Политехнического колледжа ХМАО, эксперт компетенции «Графический дизайн» Екатерина Брейнерт отметила, что конкурсные задания не стали чем-то неожиданным, однако самое сложное - это реализовать свои знания применительно к конкретной теме, а вот ее ребята узнали только непосредственно перед стартом. В данном случае это была разработка многостраничного дизайна программы Евровидения.
- Что дает ребятам участие в этом соревновании? - спрашивает преподаватель и сама же отвечает: - Все, кто прошел подготовку к этому чемпионату, на порядок выше остальных учащихся в плане профессиональных знаний и умений. И ошибочно думать, будто ребята готовятся к конкурсу ради конкурса. Нет, тут совершенно конкретная и очень основательная подготовка, люди выполняют ровно те задания, которые им потом предстоит выполнять на основной работе.
Ее слова полностью подтверждает студентка 1‑го курса Лискинского аграрно-технологического техникума Воронежской области, участница в компетенции «Ветеринарное дело» Валерия Гутара. Ей всегда нравилось работать с животными, и в будущем она мечтает открыть свою ветклинику.
- О соревнованиях WorldSkills и JuniorSkills я узнала еще в школе, а в техникуме представилась возможность поучаствовать в отборочных испытаниях, - рассказала она. - Я победила, вышла на районный, а затем областной уровень и вот теперь участвую здесь. Тут ничего особо сложного нет, все знакомо. Самое трудное - клинический осмотр. С животными никогда не знаешь, что у них на уме и что будет в следующий момент - может, укусит и оцарапает, а может, лягнет. Мне легче работать с собаками, кошками и кроликами. А вот с коровами и лошадьми сложно. Тем не менее я должна пройти все это, чтобы понять, смогу ли в будущем работать по специальности. А портфолио и полученные навыки очень важны для поступления в вуз.
Студентка 1‑го курса екатеринбургского колледжа «Стиль», участница в компетенции «Фотограф-юниор» Дарья Бажина заинтересовалась этим направлением сравнительно недавно - в сентябре прошлого года. Но у нее были очень хорошие преподаватели, которые сумели подготовить ее к участию в этом соревновании.
- Задание в принципе несложное - надо выполнить четыре съемки: автопортрет, жанровая съемка и два натюрморта, - делится впечатлениями девочка. - Самое сложное - физически выдержать, потому что приходится много часов проводить на ногах. Мне кажется, что я все сделала правильно, выложилась по максимуму. Аппаратура и техника очень хорошие, к этому претензий нет. В будущем хочу стать профессиональным фотографом, поэтому все то, чему я тут научилась, мне поможет.
В том, что полученный опыт гарантированно пригодится в жизни, нет никаких сомнений у всех, кто сюда приехал. Например, у преподавателя графического дизайна Казанского техникума информационных технологий и связи Флюры Ситниковой многие выпускники, прошедшие школу WorldSkills, успешно работают не только в нашей стране, но и за рубежом. А кое-кто не только подружился на этих соревнованиях, но и нашел свою половинку. И таких примеров можно привести немало.
Довольно интересно было узнать, что привело сюда представителей старшего поколения, которые приняли участие в конкурсе «Навыки мудрых». Ведь многие искренне верят, что все это придумано для молодежи, а те, кто состоялся в профессии, могут только оценивать других, не более того. Тем не менее мотивы бывают разными.
- Я всегда интересовалась цветами и все про них знаю, - говорит мастер производственного обучения московского колледжа малого бизнеса №4, участница в компетенции «Флористика» Любовь Большакова. - Моим студентам предлагали поучаствовать, но у нас много ребят с ОВЗ, им это нелегко, поэтому я сама решила показать пример и пройти через соревнование, чтобы понять, каково это. А ребята сейчас за меня болеют. Признаюсь: эмоций много, но интересно! Отличное лекарство от профессионального выгорания. И задание, главное, очень даже мне знакомое - сделать композицию для лобби-отеля, каркасный букет и замену свадебного букета.
- Я всю жизнь работала в училище и школе, у меня в совокупности больше 50 лет стажа, - рассказывает преподаватель технологии центра образования №35, участница в компетенции «Технология моды» Нина Парфенова. - В этом году к нам пришли и пригласили кого-нибудь из детей на региональные соревнования. Выступила моя ученица и получила серебряную медаль. А потом пригласили тех, кому за 50. Пришлось пойти самой. Заняла 1‑е место, и меня отправили сюда. У нас в школе есть несколько человек преклонного возраста, и они тоже могли бы здесь поучаствовать. Но из всех только я пошла. Думаю, люди просто мало себе представляют, что это и зачем. А ведь многие предметники могли бы себя проявить, тут много самых разных компетенций, на любой вкус. С другой стороны, не надо всех сюда насильно загонять, это все-таки рассчитано на людей, которые могут и хотят себя показать, на лидеров, людей с высокой самооценкой. И не всем это нужно.
- Я занимаюсь парикмахерским искусством более 30 лет, но всегда стремлюсь к развитию, - описывает ситуацию Любовь Горячева, участница в компетенции «Парикмахерское искусство», Башкортостан. - А тут выпала такая прекрасная возможность научиться чему-то новому, узнать, что сегодня в тренде, какие появились продукты, инструменты, стили, прически. Мне это интересно как человеку, который учит других. WorldSkills направлено на то, чтобы отработать технологию выполнения той или иной процедуры, технологии. Но мы все работали по российским, советским стандартам, а они очень сильно отличаются от международных. Надо делать так, чтобы не нарушить СанПиН, технику безопасности, не навредить здоровью клиента. Надо знать, как и когда правильно накрыть клиента, помыть руки (себе) и голову (ему), накрутить полотенце, что сделать, чтобы не повредить клиенту волосы и кожу химическими веществами или инструментами, и так далее. Все должно быть чисто! Стандарты WorldSkills едины для всех в мире, и если мы их признаем, то получаем массу преимуществ. В том числе то, что наших специалистов наконец-то начнут признавать в других странах.
- WorldSkills - это прежде всего популяризация профессионального мастерства, рабочих и инженерных профессий, - убежден генеральный директор союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов. - И уже есть прямые результаты. Так, в 2014 году детей, которые выбирали технические вузы и рабочие специальности, было 40%, сейчас - почти 60%. Также стандарты WorldSkills помогают повысить производительность труда. То есть они важны не сами по себе, а в приложении к конкретному производству. Компании очень ревностно следят за всем, что помогает повысить производительность, снизить издержки, улучшить экономию средств и энергии. И теперь у нас есть возможность обучать мастеров производственного обучения и готовить экспертов мирового уровня. Мы не ждем, пока чиновники спустят нам циркуляр, предписывающий делать то или это, мы активно заимствуем передовой мировой опыт и сразу же внедряем его на местах. Сегодня в мире, завтра в России! А еще очень важно то, что это экспериментальная площадка, которая нередко опережает мир, здесь всегда предлагается что-то новое, обкатываются новые компетенции. Одна из наиболее перспективных - «Проектирование нейроинтерфейсов». Рынок нейротехнологий, по оценкам специалистов, к 2035 году достигнет 8 триллионов долларов. Но пока на нем почти никого нет. И у нас есть прекрасная возможность подготовить ребят к тому, чтобы занять и освоить этот рынок, работать и создавать нейроинтерфейсы.
…Как отметила в своем выступлении на закрытии чемпионата министр просвещения РФ Ольга Васильева, «наша страна имеет удивительную историю, и история нашего участия в движении WorldSkills - яркое тому подтверждение».
- Всего 7 лет назад наша страна вступила в это движение, заявила о возможности участия нашей страны как главной площадки мирового первенства в 2019 году, в 2017 году выиграла чемпионат мира в Абу-Даби, в 2018‑м - выиграла EuroSkills, - повествовала глава Минпроса. - И уже совсем скоро мы принимаем здесь, в Казани, 45‑й мировой чемпионат. То, что Россия сделала за 7 лет, я уверена, не удавалось никому! Наше обращение к среднему профессиональному образованию за последние несколько лет дало реальный результат!

Продолжение на нашем сайте www.ug.ru

Казань, Республика Татарстан, фото автора