Никогда еще история Великой Отечественной войны и тот подвиг, который совершил советский народ, не освещались так полно и интересно с точки зрения многих школьных предметов, как в электронных образовательных материалах системы МЭШ.
Материалы четырех электронных учебных пособий, разработанных для Московской электронной школы, максимально полно раскрывают всю многогранность и противоречивость событий той суровой поры. Это «Урок в Москве. Великая Отечественная война», «Подвиг народа в архивных документах», «Новейшая история России. 10 класс», «Великая Отечественная война. 75 лет Великой Победе» и «История Москвы. Москва будущего».
В основу содержания электронных учебных пособий легла широкая база уникальных материалов. В частности, банк электронных документов экспозиций в 11 музеях, материалы Государственного архива РФ (более 150 единиц), электронные копии документов, карт и писем, рабочие листы для 50 междисциплинарных уроков, материалы для обучения в формате учебного дня в музее. Кроме того, при разработке электронных учебных пособий их авторами были просмотрены каталоги десятка московских библиотек, собраны новейшие историографические и изобразительные материалы. Это позволило отразить в электронных учебных пособиях последние достижения российской и зарубежной исторической мысли по теме Великой Отечественной войны. Также пособия представляют эксклюзивные видеоматериалы из архива кино- и фотодокументов (более 10 видеофрагментов). Усилиями методистов Городского методического центра в электронных учебных пособиях дан развернутый анализ экономической, государственной и военной политики СССР в годы противостояния с гитлеровской Германией. Отдельным комплексом даны справочные материалы по вооружению и техническому оснащению Красной армии в 1941-1945 гг.
В рамках проекта «Субботы московского школьника» продолжается цикл лекций и мастер-классов для подростковой аудитории под общим названием «Просто о сложном. По страницам боевой славы». Цель этого цикла - разобраться во многих сложных и неоднозначных вопросах истории Великой Отечественной войны на уровне понимания школьников.
Сегодня каждый школьник, начиная с ученика начальных классов и заканчивая старшеклассником, может поучаствовать в онлайн-викторинах, тема которых - история военных лет. Это «Великая Отечественная война. 75 лет Великой Победе», «75 лет Курской битве», «На пути к Великой Победе. Подвиг Ленинграда», «На пути к Великой Победе. Освобождение Крыма», «На пути к Великой Победе. Операция «Багратион», «На пути к Великой Победе. Окончательное изгнание агрессора с территории СССР», «На пути к Великой Победе. Освобождение Европы», а также «На пути к Великой Победе. Падение Берлина». В перечень вопросов, которые могут быть включены в них, входят не только проблемы, связанные с боевыми действиями, проводившимися Красной армией в 1941-1945 гг., но и вопросы тылового быта, экономики, повседневности как на линии фронта, так и за ней.
А педагоги могут принять участие в работе круглых столов и семинаров, посвященных тематике Великой Отечественной войны. В связи с празднованием юбилея Великой Победы проводится цикл мероприятий того же формата для учителей истории и обществознания города Москвы. На них обсуждаются актуальные вопросы, затрагивающие историографию и общественное мнение в контексте тем, связанных со Второй мировой войной. Не осталась без внимания и тема взаимодействия ветеранов Великой Отечественной войны и их младших современников - школьников, преподавателей и исследователей.
Для желающих погрузиться в атмосферу военного периода разработаны видеолекции в рамках проекта «Больше, чем урок» (записано более 20 лекций). Ряд методистов Городского методического центра подготовили видеолекции, в которых освещаются ключевые события периода Великой Отечественной войны. Особенный интерес представляют видеоматериалы, записанные со слов потомков ветеранов войны и московских ученых, занимающихся проблемами, связанными с военным периодом.
В контексте юбилейных мероприятий, связанных с Великой Победой, на страницах журнала «Москва. Школа» появятся материалы, посвященные героям войны А.И.Родимцеву, В.С.Гризодубовой, И.Н.Кожедубу, С.А.Ковпаку, М.Е.Катукову. Данные публикации имеют цель не только напомнить читателям о легендарных именах участников Великой Отечественной войны, но и ввести в публичный оборот новые материалы об этих личностях, которые были запрещены к оглашению в советское время. Работу над материалами осуществляли кандидаты исторических наук П.Л.Котов и Е.Б.Мирзоев.
Для облегчения навигации в поисках материалов по войне в системе МЭШ был введен хештег «Победа». Им отмечаются сценарии уроков в системе Московской электронной школы, посвященные тематике Великой Отечественной войны, которые включают материалы 15 учебных предметов, объединяющие три уровня образования. В общей сложности в пространстве МЭШ размещено более 150 электронных сценариев уроков. В рамках проекта «Юбилейный урок», в частности, разработан материал, освещающий жизненный путь героя войны генерала А.И.Родимцева.
Тем не менее материалы, представленные ГМЦ, ориентируются не только на предоставление новой информации, но и на контроль знаний школьников. С этой целью Городской методический центр сформировал комплекс интерактивных приложений и заданий (более 200 единиц), посвященных тематике Великой Победы. Такие приложения и задания интересны в первую очередь своим современным форматом. Данный формат способствует более эффективному усвоению материала на уроках истории в рамках системно-деятельностного подхода.
Материалы, использованные при создании контента, настолько эксклюзивны и уникальны, что не могут не привлечь внимания общественности.

Игорь БАХАРЕВ,
Городской методический центр