Спецификой любого конкурса, в том числе и творческого, является формирование стойкой мотивации ребенка к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
Сегодня существует немало мероприятий, разнообразных по формам проведения, направленных на раскрытие потенциальных возможностей и талантов учащихся, стимулирующих их познавательный интерес, дающих толчок к творческому поиску, к научному познанию.
Ведь именно творческий конкурс - уникальная возможность не только показать скрытый для школьника спектр того или иного предмета, но и раскрыть талант ребенка, его творческий потенциал.
Еще одной важной стороной в организации и проведении творческих и интеллектуальных конкурсов является взаимодействие вуза и школы, потому что подобная интеграция разных уровней образования крайне важна как для образовательных организаций, так и для учащихся. Для вуза это своего рода диагностика готовности школьников к профессиональному самоопределению, выявление одаренных ребят, имеющих повышенный уровень общеобразовательной подготовки и ориентированных на получение профессии в конкретной области наук.
На протяжении пяти лет Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы в содружестве с Государственным институтом русского языка имени А.С.Пушкина проводит два творческих конкурса в рамках фестиваля «Мир слова» - конкурс диктантов и конкурс сочинений «Имя буквы».
В честь юбилея Ивана Андреевича Крылова в 2019 году текст диктанта посвящен фактам из биографии великого русского баснописца. Помимо диктанта школьники выполняют творческое задание, представив себя в роли писателя.
- Конкурс диктантов, посвященный тому или иному писателю-юбиляру, для Института Пушкина стал уже традиционным. В этом году выбор пал на И.А.Крылова, чей юбилей отмечается 13 февраля, - рассказала куратор конкурса Арина Жукова, заведующая кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Института русского языка имени А.С.Пушкина.
В 2019 году в конкурсе диктантов принимали участие шестиклассники образовательных организаций столицы. Победители школьного этапа были приглашены на финал конкурса в Институт Пушкина в конце марта.
Городской конкурс сочинений «Имя буквы» в 2019 году посвящен 220‑летию со дня рождения А.С.Пушкина, поэтому в рамках конкурса обучающимся предлагается написать творческую работу, посвященную личности А.С.Пушкина и его вкладу в отечественную культуру. Конкурс проводится в трех номинациях: «Пушкин - XXI век», «Пушкинское произведение глазами персонажа», «Пост в соцсетях «Мой Пушкин». Ребятам предлагаются на выбор темы сочинений, связанные с личностью и творчеством величайшего поэта России: «Герой Пушкина - наш современник», «Пушкинская лирика глазами читателя XXI века», «Читать Пушкина надо, потому что…», «Пушкин как личность: чему я могу у него научиться?», «Письмо пушкинского героя о событиях произведения», «Герои Пушкина друг о друге», «Если бы я был героем пушкинского произведения…».
Учащиеся столичных школ могут почувствовать себя настоящими каллиграфами и создать свою творческую работу, продолжающую традиции русского образцового письма. Такую возможность предоставляет ребятам конкурс каллиграфии «Образ буквы», который проводит Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы для московских школьников 5-11‑х классов.
В 2019 году конкурс «Образ буквы», где представлены четыре номинации - «Буквица», «Каллиграмма», «Стилизация» и «Кириллица», - посвящен перекрестному Году языка и культуры Греции и России.
В рамках первой номинации «Буквица» участникам предстоит создать яркую, красочную заглавную букву-рисунок, которая лучше всего подошла бы к одному из произведений, изученных школьниками на уроках литературы. Участники, соревнующиеся в номинации «Каллиграмма», будут изображать предмет или понятие с помощью тех букв, из которых составлено его название. Ребятам, выбравшим третью номинацию «Стилизация», нужно будет каллиграфически записать предложенную цитату. В номинации «Кириллица» участники создадут иллюстрации к пословицам с буквами и устойчивыми выражениями греческого происхождения.
«Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» - эти слова В.А.Сухомлинского можно по праву считать девизом творческих конкурсов для ребят, которые проводит Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы.

Светлана ГОНЧАРУК,
Городской методический центр