Несколько лет назад появилась идея приблизить содержание школьного урока технологии к реальной жизни… Сегодня город - это школа для наших ребят. Технология - предмет, который нам встречается везде, поэтому мы вышли за пределы школы. Мы предложили колледжам проводить уроки технологии для тех школ, которые находятся рядом.
Татьяна ВАСИЛЬЕВА, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы

Почему урок технологии
Школьный урок технологии - это единственный предмет, в котором междисциплинарные связи выглядят особенно логичными. Именно на уроках технологии сходятся воедино и знания, и опыт школьников, освоенные на других занятиях, и формируются навыки для продуктивной жизни.
Эта особенность формирует очевидную необходимость предоставлять обучающимся актуальную информацию о мире технологий, современных производствах, глобальных технологических преобразованиях, рассказывать о грядущих изменениях, которые в первую очередь коснутся именно современного школьника.
По сути, урок технологии может и, наверное, должен отвечать на вопрос школьника «Зачем я это учу?» или «Как мне эти знания пригодятся в жизни?».

Концепция технологического образования школьников
Вопрос о создании современной концепции преподавания урока технологии поднимался давно. Несколько ведомств работали над ее созданием, среди них Российская академия образования и Агентство стратегических инициатив.
В конце 2018 года Министерством просвещения Российской Федерации была принята Концепция преподавания учебного предмета «Технология», в которой отражены ключевые треки развития технологического образования. Среди ключевых направлений: «модернизация содержания, методик и технологий преподавания предметной области «Технология», ее материально-технического и кадрового обеспечения (включая педагогическое образование); усиление воспитательного эффекта; изучение элементов как традиционных, так и наиболее перспективных технологических направлений, включая обозначенные в НТИ, и соответствующих стандартам Ворлдскиллс»; «широкое участие в чемпионатах юниоров и демонстрационных экзаменах по стандартам Ворлдскиллс, учет достижений обучающихся в системе «Паспорт компетенций».
Безусловно, школа не может предоставить всего арсенала для реализации новой концепции и дать подростку необходимые навыки для будущей самореализации, да и, наверное, не должна.
Таким образом, решая задачи концепции и в целом реформируя урок, современная московская школа широко использует сетевое сотрудничество, расширяя возможности урока. Сегодня уроки, в том числе и урок технологии, проходят в ресурсных центрах университетов и предприятий, на площадках технопарков и «Кванториумов», в формате экскурсий, экспериментов, проектной деятельности, профессиональных проб.

В чем уникальность уроков на базе колледжей
Столичные колледжи - это высокотехнологичные площадки, оснащенные не только современным оборудованием и материалами, но и лучшим кадровым потенциалом. Благодаря участию колледжей в международных профессиональных конкурсах, олимпиадах, чемпионатах их производственные ресурсы постоянно обновляются, а кадровые - повышают свой профессиональный уровень и расширяют профессиональные компетенции.
Урок в колледже уникален. Он совмещает в себе два образовательных тренда - организацию профессиональных проб и наставническую практику.
При посещаении колледжа у школьника есть все шансы не только «попробовать» востребованные регионом профессии, но и получить знания и навыки для освоения компетенций будущего. С ребятами работают мастера производственного бучения и преподаватели - носители профессиональных компетенций, а среди 20 профильных направлений проекта «Юные мастера» существуют модули, которые направлены на формирование навыков завтрашнего дня: направления digital skills, future skills.
О навыках будущего на уроках технологии в колледже
Направление future skills представлено профессиями, которые, по мнению экспертов Агентства стратегических инициатив, Национальной технологической инициативы, WorldSkills, станут популярными и востребованными в ближайшее пятилетие и не потеряют свою актуальность как минимум до 2035 года. Среди профессиональных модулей линейки future skills представлены следующие программы: «Проектировщик инфраструктуры «умного дома», «Проектировщик 3D-печати в строительстве», «Специалист по перестройке/усилению старых строительных конструкций», «Урбанист-эколог», «Архитектор территорий», «Программист электронных рецептов одежды», «Проектировщик нейроинтерфейсов по управлению роботами» и так далее.
В рамках освоения предлагаемых модулей школьники оттачивают не только «жесткие» (hard) профессиональные навыки, но и те надпрофессиональные, универсальные умения (soft skills), которые помогают любому профессионалу легко адаптироваться в меняющихся условиях, искать и находить дополнительные инструменты для самосовершенствования, коммуницировать и оставаться востребованным.

Цифровые навыки на уроках технологии в колледже
Digital skills (цифровые навыки) рассматриваются нами не как набор «жестких» профессиональных компетенций, а как необходимые непрофессиональные умения, которые формируют успешные траектории развития для любого специалиста. Педагоги осваивают Московскую электронную школу, строители - 3D-моделирование и прототипирование, печать на производственных 3D-принтерах и навыки проектирования в AR-среде. Цифровые навыки востребованы практически в любой из существующих сегодня профессий и будут еще более востребованы в завтрашнем дне.
В рамках направления digital skills преподаватели знакомят школьников с возможностями современной цифровой среды. Школьники посещают занятия по интернет-маркетингу, веб-дизайну и разработке, моделированию и прототипированию в 3D-среде, изучают разное программное обеспечение (CAD, SketchUp, «Компас-3D»), основы программирования (робототехника, интеллектуальная система «умного дома») и другое.

О развитии
проекта
«Юные мастера»
В течение трех лет проект «Юные мастера» активно развивался: появились новые профильные направления реализации технологического образования, новые участники и своя экспертная группа, включающая представителей Российской академии образования, Федерального института развития образования РАНХиГС, Московского городского педагогического университета и др.
Сегодня в рамках проекта на площадках 50 столичных колледжей обучаются более 16000 школьников, а наряду с учителями технологии, преподавателями и мастерами производственного обучения занятия для школьников ведут эксперты и чемпионы международного чемпионата WorldSkills.
Ежегодно в целях популяризации самого проекта и новых направлений реализации уроков технологии проводится технологический форум. Форум обновляет ключевые проблемы технологического образования, эксперты и участники обсуждают ориентиры, которые позволяют формировать современные подходы к организации уроков технологии в современной школе.
Пока в мире происходят открытия, улучшаются производства и изобретаются технологии, технологическое образование школьников будет претерпевать изменения, наполняться новым контентом, расширяться, обсуждаться.
Таким образом, задачами проекта «Юные мастера» будут:
- аккумулирование современных знаний из мира профессий и производств;
- расширение базы взаимодействия между участниками проекта и внешними партнерами (работодателями);
- привлечение новых мотивированных участников;
- создание условий для обмена опытом и современными инструментами технологического образования школьников.

Наталья ГРИШУКОВА,
Городской методический центр