Московский детский чемпионат KidSkills - это уникальная соревновательная площадка для дошкольников и младших школьников в возрасте от 6 до 9 лет, где происходит знакомство с компетенциями будущего, формируются актуальные знания, умения, навыки, необходимые для реальной жизни. Чемпионат организован с целью создания новых возможностей для ранней профориентации и освоения современных профессиональных компетенций учащимися столицы.
Проект KidSkills впервые стартовал в 2018 году. Соревнования проводились по 5 компетенциям: «Аэрокосмическая инженерия», «Графический дизайн», «Кулинарное дело», «Прототипирование», «Сити-фермерство», в которых приняли участие 6000 обучающихся и наставников из 532 образовательных организаций столицы.
Чемпионат проходил в формате командных соревнований в два этапа:
- дистанционный этап, в ходе которого участники соревнований разрабатывали авторские презентации на знание компетенций;
- городской (очный) этап проводился в два тура на базовых площадках по компетенциям.
Базовыми площадками для проведения городского (очного) этапа чемпионата были определены ведущие московские колледжи.
Содержание конкурсных заданий чемпионата было разработано старшими экспертами по компетенциям при участии ведущих компаний, работодателей и социальных партнеров Москвы и включало в себя необходимые компетенции soft skills и hard skills в соответствии с требованиями стандартов WorldSkills.

Антон ШЕРЕМЕЕВ, главный национальный эксперт Союза WorldSkills Russia:
- Подготовка к чемпионату была очень серьезной. С октября прошлого года каждую субботу мы проводили мастер-классы. Обычно занятие посещали порядка 250 человек. За месяц мы охватили 1000 человек, включая не только конкурсантов, но и их наставников.
Вместе с детьми мы выполняли перечень заданий, делали достаточно сложные упражнения, представленные в модуле, например подготавливали питательную среду. Все эти мастер-классы были заточены на изучение принципов работы с теми или иными приборами - лабораторными весами, ТДС-метром. Это было необходимо для того, чтобы на самом чемпионате ребенок мог свободно пользоваться этими приборами.
Чемпионат проходил в несколько этапов. В дистанционном туре KidSkills в компетенции «Сити-фермерство» приняли участие около трехсот команд (в каждой команде - два человека). Возраст участников - от 6 до 9 лет. Дети создавали презентацию. В своей работе конкурсанты должны были ответить на вопрос, почему они выбрали именно эту компетенцию. Затем эксперты выбрали лучшие сто презентаций. Авторы этих работ прошли на очный этап - полуфинал. В этом туре им предстояло сделать один из модулей конкурсного задания - питательный раствор. Группа экспертов наблюдала за тем, как они выполняют это задание, и ставила оценки. В финал вышли только 20 команд. Они должны были в течение двух дней выполнить конкурсное задание - вырастить клубнику. На чемпионате применялись сложные технологии, например гидропоника или аэропоника. Однако вся информация подавалась детям в доступном формате, так что они все понимали и схватывали на лету.

Все конкурсные задания были максимально приближены к реальным. При их выполнении участники продемонстрировали свои технические возможности, индивидуальные и коллективные качества. Результаты выступления команд помогли сформировать представление не только о личных и профессиональных качествах участников, но и об уровне их общей подготовленности.

Антон ШЕРЕМЕЕВ:
- Экспертам было достаточно сложно оценивать работу конкурсантов, поскольку это были дети. Но вся сложность заключалась именно в разработке документации по критериям оценки. Работы детей оценивались примерно по тем же критериям, как и на взрослом чемпионате WorldSkills.
Один из основных критериев - соблюдение техники безопасности. Конкурсанты работали с химикатами, поэтому они должны были надевать защитную экипировку - очки, перчатки. Важным фактором была и работа с растворами - необходимо было соблюдать осторожность и аккуратность. У всех команд была технологическая карта - небольшая шпаргалка: если они вдруг что-то забывали, они могли заглянуть в нее. Поскольку ребята работали в командах, мы смотрели на то, как они общаются друг с другом и разделяют обязанности.

В рамках подготовки к чемпионату на базовых площадках по компетенциям проходили мастер-классы и тренинги, которые помогли участникам получить дополнительные знания, навыки и приобрести первый профессиональный опыт. Для педагогов-наставников проводились форсайт-сессии, на которых их знакомили с компетенциями, конкурсными заданиями, правилами охраны труда и техники безопасности.

Антон ШЕРЕМЕЕВ:
- Чемпионат KidSkills - модель ранней профориентации. Дошкольники и ученики младших классов знакомятся с различными профессиями, получают навыки, которые пригодятся им в будущем. Если говорить о сити-фермерстве, то следует отметить, что это перспективное направление в сельском хозяйстве. Более того, это компетенция будущего. Она включает в себя ряд других компетенций: инженерия, электромонтаж, программирование, агрономия. Соответственно дети постепенно начинают осваивать эти профессии, у них расширяется кругозор. Также отмечу, что в сити-фермерстве применяются новые технологии, например гидропоника. С ее помощью все агрокультуры растут гораздо быстрее. А дети как раз-таки любят динамику, им не нравится долго ждать. Получив необходимые навыки по сити-фермерству, они могут попробовать вырастить, например, салат или базилик дома. Результат не заставит себя долго ждать - первые ростки появятся в течение 3-4 дней.

Меняется мир - меняются технологии, методы и инструменты профессиональной ориентации. С каждым годом перечень компетенций расширяется за счет включения новых технологичных и актуальных компетенций.

Левон МАРТИРОСЯН, ведущий агроном ООО «Аэропонные технологии»:
- Мы старались сделать так, чтобы дети получили новые знания и навыки, в частности, ознакомились с тем, что такое сити-фермерство, и смогли примерить на себя роль агрономов. Сити-фермер - это, по сути, тот же аграрий. Вместе с тем это новое направление агрономии. Люди могут выращивать продукты питания (салаты, микрозелень, ягоды) в черте города. Участие в этом чемпионате позволяет детям понять, хотят они связать свою жизнь с этим видом деятельности или нет. В любом случае новые знания никогда не бывают лишними. Я считаю, что необходимо знакомить детей с различными профессиями, которые представлены сегодня на рынке труда или появятся в будущем. Эти дети будут более профессиональными и конкурентоспособными.

В 2019 году планируется провести чемпионат KidSkills уже по 10 компетенциям: «Сити-фермерство», «Инженерия космических систем», «Графический дизайн», «Изготовление прототипов», «Кулинарное дело», «Мультимедийная журналистика», «Эксплуатация беспилотных авиационных систем», «Мобильная робототехника», «Технология разработки виртуальной и дополненной реальности», «Электроника».
Программа ранней профориентации, основ профессиональной подготовки и состязаний школьников в профессиональном мастерстве в 2014 году получила поддержку на уровне Президента РФ.
Так как участие в чемпионате начинается с 6 лет, у каждого ребенка есть шанс к 4‑му классу попробовать свои силы в различных компетенциях чемпионата KidSkills, потом стать осознанным участником чемпионата WorldSkills Junior (10-16 лет), чемпионата WorldSkills (16-20 лет) и продолжать профессионально самоопределяться и совершенствовать свои способности.

Левон МАРТИРОСЯН:
- Дети справились на «отлично» с поставленной задачей. Также я считаю, что это не предел их возможностей. Первый чемпионат KidSkills, на мой взгляд, был пробой пера. На следующем чемпионате KidSkills мы планируем разработать более серьезные задания. И тогда дети смогут проявить все свои качества и навыки по компетенции «Сити-фермерство». Я надеюсь, что это направление будет развиваться в рамках чемпионата.

Антон ШЕРЕМЕЕВ:
- По итогам чемпионата мы получили неожиданные результаты. Свои навыки по компетенции «Сити-фермерство» ребята смогут совершенствовать и в дальнейшем, например, на чемпионатах Junior WorldSkills и WorldSkills.
Мы в свою очередь получили хороший опыт по составлению правильного технического описания и документации. В плане усовершенствования и актуализации конкурсного задания мы проделали большую работу. По этой причине у нас получилось качественно оценить труд детей. Безусловно, были некоторые недочеты при разработке заданий, но мы уже учли это. На следующем чемпионате KidSkills мы планируем сделать задания более технологичными, что вызовет наибольший интерес у детей. Отмечу, что новый чемпионат будет осенью 2019 года. Однако уже сейчас проводятся мастер-классы в рамках подготовки к чемпионату. Занятия посещает огромное количество детей, в числе которых и те, кто уже принимал участие в первом чемпионате. Мастер-классы продолжатся и осенью. Мы решили стартовать раньше, потому что желающих принять участие в чемпионате очень много. К слову, занятия дети посещают вместе со своими родителями и наставниками - учителями. Последние занимаются активной подготовкой детей к чемпионату.
Открою маленький секрет: разработана специальная программа для обучения наставников. В настоящее время она запущена и уже проведены курсы повышения квалификации для трех групп наставников с вручением сертификатов.

Людмила МАЛЮГИНА,
Эльвира ЮСИПОВА,
Городской методический центр