Мир вокруг стремительно меняется, технологические и экономические отрасли развиваются так быстро, что человеку трудно идти в ногу с подобным прогрессом и предвидеть, какие направления в карьере в ближайшие десять или двадцать лет будут актуальными и востребованными. IT- и цифровые технологии определяют успех во многих сферах деятельности, «умные» машины и инновационные средства массовой информации изменяют наше мышление о профессиях будущего. Реальность становится все больше похожа на сюжет из фантастической книги. Или, может, книга эта вовсе не фантастика?!
Стратегия Москвы «Умный город-2030» - это инновационный город, использующий цифровые технологии для повышения уровня жизни как ныне существующего, так и будущего поколений в экономических, социальных, культурных и природоохранных аспектах.
Городские большие данные находятся в открытом доступе и используются для управления бизнесом и обычными жителями в их интересах. Искусственный интеллект управляет системами безопасности на основе обработки данных. Жители участвуют в принятии решений через электронные системы голосования на базе технологии блокчейн. Интеллектуальная транспортная система контролирует работу светофоров и оптимизирует маршруты. Беспилотный транспорт совместно используется с электротранспортом. Умные датчики шума и загрязнения воздуха позволяют вовремя реагировать на экологические проблемы города. Умные счетчики обеспечивают экономию, контроль качества и работоспособность ЖКХ.
Как выбрать профессию и найти свой профессиональный путь в родном мегаполисе? Этот вопрос является, пожалуй, самым актуальным для московских школьников. Решение есть: надо попробовать свои силы в одной из специализаций будущего из Атласа новых профессий.
На площадках столичных колледжей ребятам предоставляется удивительная возможность - профессиональное погружение и прикладное знакомство с профессиями будущего:
- проектировщик нейросистем и биокомплексов (Политехнический колледж имени Н.Н.Годовикова);
- проектировщик нейронных интерфейсов (Западный комплекс непрерывного образования);
- кибертехник «умных» сред (Колледж железнодорожного и городского транспорта);
- техник интермодальных транспортных решений (Московский автомобильно-дорожный колледж имени А.А.Николаева);
- оператор нейропилотирования беспилотных транспортных средств (Колледж железнодорожного и городского транспорта);
- дизайнер интерфейсов (Московский многопрофильный техникум имени Л.Б.Красина);
- разработчик проектов дополненной и виртуальной реальности;
разработчик моделей Big Data (Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»);
- акватроника, защита гидро­сферы московского региона (политехнический колледж №8 имени дважды Героя Советского Союза И.Ф.Павлова);
- виртуальный кутюрье (техникум сервиса и туризма №29);
- механик электромобилей, электрозаправщик (политехнический колледж №47, технологический колледж №21);
- проектировщик промышленной робототехники (Московский государственный образовательный комплекс);
- проектировщик инфраструктуры «умный дом» (Политехнический колледж имени П.А.Овчинникова);
- проектировщик 3D-печати в строительстве (образовательный комплекс градостроительства «Столица»);
- экокулинар-молекулярщик (колледж сферы услуг №32) и др.
С полным перечнем кружков можно ознакомиться на портале Среднее профессиональное образование Москвы.
Обучение в кружках осуществляется в современных лабораториях колледжей с использованием высокотехнологичного оборудования по принципу применения полученных знаний на практике, обучение не предполагает проведения заурядных лекций, только интересные задания и практическая работа в группах.
Например, на занятиях прикладного нейроуправления ребята знакомятся с потенциалом мозга, учатся использовать его в решении компьютерных задач (играх), управляя персонажем с помощью эмоций. Школьники пробуют себя в роли специалиста, занимающегося разработкой совместимых с нервной системой человека интерфейсов для управления компьютерами, домашними и промышленными роботами с учетом психологии и физиологии пользователей.
Кружки профиля «Нейротехнологии и искусственный интеллект» дают возможность школьникам изучать работу беспилотных летательных аппаратов, их виды, особенности управления, программирования, работу систем обеспечения безопасности и навигации.
В результате обучения на данном курсе ребята учатся управлять различными программируемыми устройствами (на примере дрона) с помощью нейро- и биометрических параметров своего тела: мышечной активности, мозговой активности, пульса, кожно-гальванической реакции; сердечной активности, а также создавать собственные устройства, такие как детектор лжи.
Профильные кружки по направлению «Аддитивные технологии» знакомят школьников с трехмерными технологиями, помогают узнать основы 3D-моделирования, 3D-сканирования, 3D-печати, объемного рисования.
В процессе обучения ребята овладевают навыками цифровой живописи с помощью графического планшета Intuos Wacom, узнают основы работы с ЗD-ручкой, самостоятельно в системе автоматизированного проектирования (САПР) моделируют промышленные детали, элементы строительных конструкций, домов, обрабатывают полученные модели в слайсерах и печатают на ЗD-принтере Designer XPRO.
После завершения изучения программы ребята приобретают следующие навыки: создавать и редактировать 3D-объекты, приспосабливать эти объекты для 3D-печати, пользоваться 3D-принтером и могут стать участником чемпионата JuniorSkills по компетенции «Прототипирование».
На профильном направлении «Промышленная робототехника» школьники учатся управлять роботами, изучают основы промышленной робототехники, азы программирования и проектирования роботизированных производственных устройств для таких операций, как покраска, сварка, упаковка, штамповка, моделируют роботизированные комплексы будущего - автоматизированные заводы. Ребята знакомятся с назначением, управлением промышленной системы «Робот Kuk», программируют ее для плазменной резки и контролируют выполнение операций.
Особой популярностью у школьников пользуется направление «Технологии виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR). Big data».
Ребята погружаются в профессию «дизайнер виртуальных миров», создают концептуальные решения для виртуального мира: ландшафт, архитектуру, ощущения (в том числе запахи и звуки), живой мир и собственные индивидуальные туры. Например, включают в тур возможность участвовать в экскурсиях и шоу с дополненной реальностью, играх и реконструкциях исторических событий.
Big data - один из основных трендов последнего времени, значит, будут востребованы архитекторы и разработчики подобных сложных систем, а также специалисты по созданию аналитики на их базе. На занятиях этого направления ребята осваивают навыки проектирования систем сбора и обработки больших массивов данных, получаемых через Интернет.
С большим интересом школьники посещают кружки по направлению «Акватроника. Экология мегополиса».
На занятиях ребята узнают о зарождающейся профессии «урбанист-эколог» - это проектировщик новых городов на основе экологических биотехнологий, специализирующийся в областях строительства, энергетики и контроля загрязнения среды.
Ребята учатся проектировать высокотехнологичные «зеленые» города, занимаются анализом ситуации и разработкой мер для предотвращения нанесения вреда природе, выявляют причины катаклизмов в окружающем мире, разрабатывают возможности снижения воздействия человеческого фактора на окружающую среду и строят модели города будущего.
Программы дополнительного образования составлены по стандартам WorldSkills Russia, занятия в кружке могут стать хорошим фундаментом для дальнейшего обучения и участия в движении WorldSkills Russia.
После окончания обучения в кружках ребята демонстрируют свои достижения на конкурсах, конференциях, демоэкзамене и других открытых мероприятиях.
Такое опережающее обучение помогает школьникам реализовать свои идеи в законченные продукты и проекты.
В процессе предметно-практической и проектно-технологической деятельности у ребят формируются базовые навыки новых профессий и цифровой профиль компетенций по искусственному интеллекту, машинному обучению, программированию мобильных решений, аналитике больших данных, архитектуре IT-систем и кибербезопасности.
В экономике столицы генерируется запрос на новые кадры, которые хорошо ориентируются в цифровой среде и понимают, как применять новейшие технологии в своей работе и просто в обычной жизни. И если мы упустим момент и начнем готовить специалистов только в тот момент, когда профессии уже появятся, то соответственно в какой-то период в данной области не будет специалистов.
Сегодня необходимая подготовка начинается на занятиях в кружках технологической направленности в московских колледжах.
На площадках столичных колледжей по программам дополнительного образования работает более ста кружков, из них 87 с учетом компетенций future skills и digital skills. В кружках технической направленности в прошлом учебном году прошли обучение 1756 человек, сейчас обучаются более 2000 московских школьников.
Возможно, ребята, занимающиеся в кружках future skills и digital skills, уже сейчас создают будущее, и именно они будут первопроходцами новых профессий в новом удивительном мире.
Если вы готовы менять мир, меняться сами, способны решать трендовые задачи и готовы делиться своими идеями с широкой аудиторией, записывайтесь в кружки технической направленности в московских колледжах.

Татьяна БРОННИКОВА,
Городской методический центр