- Светлана Николаевна, профориентация сегодня - это необходимость или профессиональный тренд?
- Профориентация - это, конечно, сегодня большая необходимость, поскольку она помогает решать проблему кадровой политики. Ведь те, кто сейчас сидит за партой, станут профессионалами в будущем.
Как показывают результаты социологических исследований, к сожалению, почти 54% детей делают свой выбор профессии неосознанно, без учета склонностей и интересов, лишь бы выбрать или «за компанию». И грамотно выстроенная политика в сфере профессиональной ориентации помогла бы исправить сложившуюся ситуацию.
- Из чего должна складываться система профориентации, чтобы она работала эффективно?
- Профессиональная ориентация должна складываться из совокупности компонентов или блоков. Первый - это профинформация. То есть ребенок должен быть информирован и знаком с потребностями в кадрах не только государства, но и своего региона, он должен знать, где может себя попробовать, в какие вузы поступить, как приобрести не одну, а несколько профессий.
Второй блок - диагностический. Учащийся, получивший информацию, должен сам ответить на вопросы о себе, своих способностях, интересах и возможностях, а также соотнести свои притязания с теми требованиями, которые предъявляются к той или иной профессии. То есть он сам себе должен «поставить диагноз», а не только слушать советы специалистов и родителей. Все это возможно в ходе комплексной диагностики.
Третий компонент - практико-ориентированный. Это должны быть профессиональные пробы, когда школьник погружается в конкретную профессию, выполняет задания разного уровня сложности и в результате получает конкретный продукт. Это занимает 4-6 часов. По моему мнению, пока ребенок не пройдет этот круг и не попробует себя хотя бы в трех профессиональных сферах, он не сможет сделать осознанный выбор.
В этом плане Москва и ряд других регионов шагнули вперед. Дети из школ все чаще идут в колледжи и пробуют свои силы в различных видах деятельности, то есть мы можем говорить о действенности практико-ориентированного блока. Однако все еще остро ощущается низкий уровень информированности школьников о мире профессий и труда, о возможностях получения дальнейшего образования. Налицо недостаток практического опыта в избираемой профессиональной сфере и грамотных диагностических инструментов.
Когда школьник овладеет указанными компонентами, то можно будет надеяться, что он совершит профессиональный выбор и будет готов к будущей профессиональной деятельности.
- Какие сегодня существуют эффективные инструменты в профориентации?
- Если продолжить наш разговор, то эффективным инструментом я считаю самодиагностику, которая возможна при использовании цифровых технологий. Думаю, это должен быть комплекс таких диагностических процедур, которые действительно измеряют мотивы, интересы, склонности, способности и адекватность самооценки, чтобы, когда ребенок получит этот «диагностический набор», он смог бы понять, какая деятельность ему ближе.
Другое важное направление - взаимодействие с родителями. В столице и многих других регионах родители проявляют большой интерес к будущему своих детей и уже прислушиваются к тому, что говорят профконсультанты, преподаватели. Они включаются в профориентационный диалог.
Работа с родителями, их погружение в ту же практическую деятельность, в какую погружаются дети, может приносить положительные результаты. Например, в одной школе Москвы классный руководитель изучил место работы родителей своих учеников, сделал картотеку, организовал экскурсии на предприятия, приглашал родителей в класс, чтобы они могли рассказать о своих профессиях. Это вызвало большой неподдельный интерес среди ребят и способствовало повышению их самооценки. Думаю, нам стоит обратиться к такой практике.
Еще один метод - это введение профориентационных курсов, когда детям не просто отрывками дают те или иные сведения по профориентации, а они в полном объеме получают профинформацию, овладевают диагностическими процедурами, профконсультант помогает школьникам разобраться в «образе я».
В этой связи не могу не упомянуть проект по ранней профориентации «Билет в будущее», который не так давно предложил президент России Владимир Путин. Это очень важная и своевременная инициатива, которая требует комплексного подхода на государственном уровне. Надо заметить, что уже есть первые результаты в практике, которые свидетельствуют об успешной реализации этого проекта.
- Как вы видите российскую систему профориентации через 10-20 лет?
- Я думаю, что, во-первых, будет реализован субъектный подход, когда каждый школьник будет субъектом выбора своего профессионального пути и дальнейшей профессиональной карьеры.
Во-вторых, появятся специальные центры, которые будут способствовать повышению качества профессиональной ориентации и в районе, и в городе, и в регионе. Надеюсь, что также будет сформирована государственная служба профориентации, отвечающая за профессиональное ориентирование на федеральном уровне, когда каждый взрослый будет заинтересован в оказании помощи школьнику в профессиональном выборе.
В-третьих, осуществится интеграция возможностей школы и ресурсов работодателей. Поясню. Роль или позиция работодателя в профориентации - важная проблема, которая уже существует сегодня, а в дальнейшем она будет еще более актуальной. Появляются новые профессии, экономика России развивается новыми темпами. Школа одна не сможет справиться и с инновациями в образовании, и с новыми задачами в области профессиональной ориентации. Поэтому школе необходимо объединить усилия как с работодателями, так и с бизнесом. Сегодня существуют кванториумы, центры молодежного инновационного творчества. Это первая ласточка, которая дает положительный эффект. Но нужна системная работа, предполагающая наставничество во время практики подростков на предприятии, специальные программы организации профессиональных проб школьников в условиях производства, обсуждение проблем, связанных с предпринимательством и социализацией детей в условиях бизнеса. То есть, если сказать коротко, эффект решения этих вопросов во многом зависит от сетевого взаимодействия школы, работодателей и бизнеса.
- Пожалуйста, дайте нашим читателям-учителям несколько рекомендаций по теме профессионального ориентирования.
- В первую очередь учитель должен стремиться познать ребенка. Я прекрасно понимаю, что, когда у тебя 35 детей в классе, трудно что-то сделать, педагог часто превращается в обычного урокодателя. Но если классному руководителю удастся уделить время каждому, понять интересы детей, увидеть их слабые и сильные стороны, то он может стать настоящим помощником и наставником в выборе профессиональной траектории школьников.
Кроме того, учителю стоит больше повернуться к родителям, потому что родители в большинстве случаев сторонники педагогов. Их можно сделать единомышленниками и привлечь к решению проблемы профориентации.
Еще я бы хотела обратиться к учителям-предметникам. Конечно, в ходе занятия не стоит нарушать логику образовательного процесса, но надо стараться, чтобы на уроках математики, физики, географии, истории ребенок получал дополнительные возможности для будущего профессионального выбора - информацию, связанную напрямую с профориентацией. К сожалению, чаще всего учитель этого не делает, он только преподает свой предмет.
И самое главное - педагогу надо почувствовать в ребенке единомышленника и общаться с ним на равных. Педагог должен понимать, что не только он «знает все». Современные дети зачастую знают гораздо больше, потому что в век Интернета они получают более богатую и разностороннюю информацию. Мы должны доверять обучающимся, чтобы они были активными, деятельными и самостоятельными. И тогда в качестве лучшего примера для себя дети будут видеть учителя.

Наталья ГРИШУКОВА, Лада БОЛОТОКОВА,
Городской методический центр