Зачастую, увы, люди предпочитают пройти мимо, а если и пытаются помочь пострадавшему, то, не имея необходимых навыков, только ухудшают его состояние своими действиями. Необходимость оказания именно первой помощи обусловлена тем, что в экстренной ситуации нет времени на раздумья и каждая минута играет огромную роль. От того, насколько правильно будет действовать человек, оказавшийся рядом, будет зависеть сохранение жизни и здоровья пострадавшего. Конечно, в городе зачастую достаточно обеспечить безопасные условия, затем вызвать «скорую медицинскую помощь» и просто поддерживать пострадавшего психологически до приезда медицинских работников. Но бывает так, что оказание помощи необходимо пострадавшему сиюминутно. Например, человек может погибнуть, если ничего не сделать в первые минуты при остановке дыхания и крово­обращения, попадании инородного тела в верхние дыхательные пути и т. д. В такой ситуации даже своевременный приезд «скорой медицинской помощи» в течение положенных двадцати минут уже ничего не исправит.
В сентябре 2018 года в Москве стартовал пилотный проект Департамента образования и науки и Департамента здравоохранения по обучению педагогов общеобразовательных организаций столицы навыкам оказания первой помощи. О новой программе, текущих результатах и планах по развитию проекта рассказал Сергей Андреевич ГУМЕНЮК, заместитель директора Научно-практического центра экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы, курирующий направление обучения населения навыкам оказания первой помощи.
- Сергей Андреевич, для чего педагогам обучение навыкам оказания первой помощи?
- Обучение навыкам оказания первой помощи необходимо не только педагогам, но и вообще всем гражданам, потому что своевременное оказание первой помощи способствует снижению уровня смертности и более быстрой реабилитации, то есть возвращению человека к нормальной жизни.
- Расскажите подробнее о самих занятиях.
- В процессе обучения педагоги получают навыки оказания первой помощи при неотложных состояниях: отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения, попадании инородного тела в верхние дыхательные пути, при различных травмах, кровотечениях, ожогах, тепловых (солнечных) ударах, общем переохлаждении и отморожениях, отравлениях.
- Могут ли педагоги применить в реальной жизни знания и навыки, полученные в процессе обучения?
- Безусловно! Ведь главная цель - научить оказывать первую помощь человеку в неотложной ситуации. Именно поэтому большая часть курса посвящена отработке практических навыков и выполнению ситуационных заданий, приближенных к реальной жизни.
- Что представляет собой психологическая помощь при оказании первой помощи?
- В случае экстренной ситуации помимо того, что есть пострадавший, могут быть еще и другие люди, окружение. А люди по-разному реагируют на критичные ситуации: кто-то паникует, кто-то проявляет агрессию. Сейчас мы ведем переговоры с Юлией Сергеевной Шойгу, руководителем Центра экстренной психологической помощи МЧС России, чтобы дополнить нашу программу тематикой по оказанию психологической помощи. Она нас в этом поддерживает, и мы планируем начать обучение уже в этом году.
- На сегодняшний день обучение навыкам оказания первой помощи предлагает довольно большое число организаций. Есть ли принципиальное отличие обучения в Центре экстренной медицинской помощи?
- Действительно, огромное число организаций предлагает пройти обучение на курсах по оказанию первой помощи, но подходы к обучению очень разнятся и зачастую не соответствуют действующим нормативным правовым документам. На базе центра работают квалифицированные специалисты, в их числе Л.И.Дежурный, д. м. н., главный внештатный специалист Минздрава России по первой помощи. Центр проводит большую работу по унификации программ и подходов в вопросах оказания первой помощи. Профильными специалистами разработаны и утверждены примерная программа и учебное пособие «Первая помощь» для обучения лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь.
Педагоги, прошедшие обучение в Центре экстренной медицинской помощи, смогут качественно и с учетом современных требований транслировать полученные знания и навыки своим коллегам и учащимся образовательных организаций города Москвы.
Реализация данного проекта позволит не только привлечь максимальное количество педагогов, но и популяризировать обучение навыкам оказания первой помощи среди населения нашего города.

Светлана ГЕРАСИМОВА,
Наталья ЕЛИСЕЕВА,
Городской методический центр