Участники получают возможность ознакомиться с историей, производственным циклом и технологиями ведущих московских предприятий, а также подробнее изучить содержание деятельности ряда востребованных на современном рынке труда профессий. Выбор сферы профессиональной деятельности и траектории профессионального роста - один из первых выборов, который должен сделать каждый. Если сделанный шаг в профессию совершен осознанно, соответствует внутренним стремлениям и способностям, то повышается мотивация на обучение, а впоследствии - эффективность на рабочем месте. Одна из площадок проекта - «Развитие карьеры» - предполагает организацию тренингов и деловых игр по развитию навыков самопрезентации учащихся образовательных организаций. Активные формы работы знакомят ребят с этапами профессионального развития современного востребованного специалиста. О формах и методах работы мы поговорили с экспертами самых авторитетных рекрутинговых порталов России HeadHunter и SuperJob.ru.

Секрет успеха

- Расскажите о мастер-классах, которые вы проводите для школьников в рамках взаимодействия с Городским методическим центром. О чем на них можно узнать?
Ирина СВЯТИЦКАЯ, руководитель молодежного направления hh.ru:
- На мастер-классах я рассказываю обо всем, что связано с темой работы и карьеры: как составлять резюме, писать сопроводительные письма, готовиться к собеседованию. Делюсь интересной аналитикой, которую готовит наша служба исследований. Школьники могут узнать, какие профессии будут цениться в будущем, что нужно знать и уметь, чтобы стать востребованным специалистом на рынке труда.
- И эти советы помогают найти работу?
- Искать работу нас не учат ни в школе, ни в институте. Поэтому при поиске работы человек достаточно часто испытывает стресс. Хотя при правильной подготовке никакого стресса быть не должно. На мастер-классах я объясняю, что нужно сделать, чтобы школьники и студенты на собеседовании чувствовали себя максимально комфортно. И как им правильно себя «продать» в хорошем смысле этого слова.
- С какого возраста вы бы рекомендовали посещать ваши мастер-классы?
- Как можно раньше - как только у школьника появилось желание найти какую-нибудь подработку, стажировку или практику. Трудовой кодекс РФ разрешает работать с определенными ограничениями с 14 лет. Не нужно упускать такую возможность. Это прекрасная профориентация. Согласитесь, что наши представления о профессиях часто бывают иллюзорными. Мы не всегда точно понимаем, чем будем заниматься в будущем.
Возьмем, например, молодого человека, который мечтает стать юристом. Чтобы понять, подходит эта профессия или нет, он может устроиться в юридическую компанию и попробовать себя в качестве помощника ассистента, секретаря, курьера, увидеть рабочий процесс изнутри.
- Но как искать работу, если у тебя вообще нет никакого опыта?
- Для школьников, студентов и молодых специалистов на hh.ru есть упрощенная форма резюме, в ней меньше полей. Достаточно указать основную информацию, желаемую профобласть, поставить галочку «Нет опыта работы» и опубликовать такое резюме.
Искать вакансии можно не только на компьютере, но и через мобильное приложение. Это просто и удобно, человек может находиться в любой точке мира и искать себе работу в любом регионе и в любой профобласти.
- А что можете посоветовать учащимся колледжей с рабочей специальностью?
- С рабочими специальностями то же самое. У нас огромное количество вакансий, в том числе и для «синих воротничков». Принципы поиска работы для всех одинаковые. А если есть какие-то вопросы, их всегда можно задать на моих мастер-классах.
- Помимо поиска работы на hh.ru есть еще какие-то интересные возможности для школьников?
- Разумеется. Во-первых, это проект «Работа для подростков». Кроме того, у нас есть классный продукт - рейтинг факультетов и вузов Москвы в восьми профессиональных сферах. И он по-настоящему уникальный. Ведь как обычно делаются рейтинги вузов? В основном проводятся различные опросы тех же самых студентов на тему «Нравится ли вам учиться?». Либо в этих рейтингах учитываются факторы, не являющиеся актуальными для абитуриентов, например научные степени преподавателей.
- Но при выборе учебного заведения человек думает совершенно о другом: «Кем я буду работать?», «Будет ли моя профессия, моя специальность востребована?».
И мы сделали уникальный продукт - проанализировали базу резюме молодых специалистов, чтобы определить, кого работодатели приглашают на собеседование и на какую зарплату. И таким образом увидели, выпускники каких вузов и факультетов наиболее востребованы на рынке труда.
Наш рейтинг - реальный инструмент, который абитуриенты могут использовать и выбирать не только вуз, но и факультет. И, кстати, очень важно, что у нас именно рейтинг факультетов, потому что не все факультеты даже самых авторитетных вузов можно назвать сильными. И это очень важный фактор, который необходимо учитывать при поступлении в вуз.
- А как быть тем, кто еще не определился с будущей профессией?
- Таким людям советую пройти тест «Профориентация» на hh.ru. Он помогает понять, какие профессии человеку больше всего подойдут и в какой области он сможет добиться максимального успеха.

Ребенок пробует себя

- Какие занятия по профориентации проводит компания SuperJob для школьников и студентов колледжей?
Ксения БОЛЬШАКОВА, руководитель проекта «Карьера и профориентация» в компании SuperJob:
- Все желающие школьники могут стать участниками наших мастер-классов. Мы проводим и курсы, и тренинги, и семинары. В компании есть штат людей, занимающихся обучением. Он постоянно увеличивается. Все те, кто проводит мастер-классы, имеют педагогическое и психологическое образование. На занятиях мы рассказываем о различных компетенциях будущего, о самомотивации и постановке цели, о том, что на сегодняшний день необходимо работодателю и какими навыками необходимо обладать молодому специалисту, чтобы он был конкурентоспособным. Кроме того, мы учим школьников и студентов правильно составлять резюме, даем советы, как пройти собеседование и испытательный срок на службе. Иными словами, мы стараемся удовлетворить их информационную потребность по данному вопросу.

Артем ДОРОШИН, эксперт по профориентации в компании SuperJob:
- Мы работаем с университетами, колледжами и школами. Кроме того, мы обучаем и преподавателей разных вузов, чтобы они могли проводить данный курс самостоятельно.
- Как проходят занятия? Какие знания и навыки получают школьники и студенты колледжей на этих занятиях?
Ксения БОЛЬШАКОВА:
- Участниками наших занятий могут стать дети разных возрастов: ученики 1‑11‑х классов, студенты. В связи с этим мы всегда стараемся придумать что-то такое, чтобы это было интересно как школьнику 12 лет, так и школьнику 15 лет. Кроме того, все они должны вынести с этого мастер-класса новые знания. Например, с пятиклассниками мы проводим квесты: им необходимо найти PR-специалиста нашей компании, подойти к нему и рассказать о себе, чтобы его заинтересовать. Со старшеклассниками занятия проходят в другом формате. Мы рассказываем им о том, какие навыки им необходимо развивать, чтобы потом в вузе они могли это совершенствовать. Кроме того, мы учим их работать в команде, школьники получают коммуникационные навыки, умение адаптироваться в ранее неизведанной среде. Иногда на наши занятия мы приглашаем различных специалистов из сферы IT. Нередко нашими гостями становятся и PR-специалисты.
Мы и сами приезжаем в школы. У нас есть выработанная система занятий. На этих уроках мы разговариваем с учениками о том, что им необходимо в жизни. Кроме того, мы проводим определенные профориентационные игры: ребенок пробует себя в той или иной профессии. Это помогает ему понять, чем он может заниматься в жизни.
Студенты колледжей - это уже другая аудитория. Они уже на первых курсах пытаются устроиться на работу. Мы даем им советы, какие навыки необходимо приобрести, чтобы развиваться в той или иной области, какие профессии есть на данный момент на рынке труда и где они могут себя зарекомендовать.

Артем ДОРОШИН:
- Большинство наших мастер-классов проходит по теме «Самопрезентация». Мы рассказываем школьникам и студентам о том, какие качества и навыки необходимо развивать, для того чтобы получить желаемую работу. Так называемая самопрезентация существует в двух вариантах - письменном (резюме) и устном (собеседование). Именно в этом случае проявляются все soft skills, с помощью которых студент может представить себя. У некоторых студентов существует такая проблема, что они стесняются тех результатов, которых они уже достигли. Некоторые результаты, полученные в течение учебы, ими попросту не учитываются. Они считают, что, окончив колледж или университет, не имеют никакого опыта, несмотря на то что ранее они проходили практику или стажировку. Кроме того, они пишут дипломные работы, которые непосредственно связаны с их специальностью. Также во время обучения некоторые из них подрабатывают на той или иной работе. Дело в том, что эти факторы можно однозначно считать их опытом и результатом, которые необходимо учитывать при поиске работы.
Мы в свою очередь стараемся помочь ребятам представить свои таланты и способности. На одну вакансию сегодня претендуют сотни тысяч кандидатов. Соответственно, маркеры по отбору специалистов ужесточаются. Если человеку не удалось в течение первых минут произвести положительное впечатление на работодателя, то это может сыграть с ним злую шутку. Сегодня необходимо быть не только талантливым, но и грамотно преподнести свой талант.
Мы сторонники практического подхода и стратегического планирования. Мир постоянно меняется: на рынке труда исчезают одни профессии и появляются другие. За этим нужно следить, чтобы потом не потерять время на освоении специальности, которая уже не будет востребована. Об этом мы также разговариваем со школьниками на занятиях.

- Предоставляете ли вы школьникам и студентам возможность стажироваться в тех или иных компаниях?
Ксения БОЛЬШАКОВА:
- У нас есть единая система стажировок, представленная на нашем портале. Мы рассказываем учащимся о стажировках, говорим, как и где их искать, какими преимуществами они должны обладать. Нужно понимать, какие возможности предоставит та или иная стажировка для будущей профессии, то есть для развития профессиональных качеств ребенка. На стажировке важно приобрести знания, умения и навыки, связи, а также зарекомендовать себя. Студенты, которые хорошо зарекомендовали себя на стажировке, в будущем могут получить работу в этой компании.

- В каком формате проходит проверка знаний участников ваших курсов?
Ксения БОЛЬШАКОВА:
- У нас есть зачет, который позволяет нам проверить, насколько школьники и студенты освоили наш курс. Результаты этого зачета размещаются на нашем сайте, поэтому работодатель может сразу понять, на какого студента стоит обратить внимание в первую очередь. Кроме того, у нас есть индивидуальная карьерная карта, которую учащиеся выносят после прохождения курса. В ней четко прописано, какие навыки необходимы, чтобы реализоваться в будущем, как осуществить свою мечту, как поставить цель, как выявить свои определенные потребности.

Антонина ГОРЯЕВА,
Эльвира ЮСИПОВА,
Дмитрий ШАБАШОВ,
Городской методический центр