Отечественный кинематограф всегда был значимым явлением в жизни людей, так как всегда был частью культурной жизни, насыщал ее впечатлениями и событиями. Он всегда просвещал, воспитывал и информировал, заставлял думать и размышлять, сравнивать и оценивать свои поступки и людей с экрана. В советских фильмах много экранизаций литературных произведений, различных событий XX века. Мы все помним масштабные, незабываемые киноленты «Война и мир», «Анна Каренина», «Тихий Дон», «Земля Санникова». Наше отечественное кино всегда несло не только смысловую, но и нравственную нагрузку. Оно самое патриотичное, потому что в нем отображаются родная природа и пейзажи, а родные места и улицы становятся узнаваемыми.
Если спросить у родителей, за что они любят советский кинематограф, можно будет услышать примерно такой ответ: «За прожитые годы, мы пережили незабываемое количество интересных моментов, различных чувств - от радости до печали, связанных с отечественным кино! Кино помогало нам узнать что-то новое. Некоторые из нас бегали «в широкоформатное кино» по нескольку раз на любимые советские фильмы. И всегда слышали о содержании фильма, что «наши победили», «правда восторжествовала», «справедливость настигла». Большинство советских фильмов мы знаем наизусть: фразы, кадры из фильма, иногда даже актерский взгляд. И каждый раз смотришь любимый фильм как будто в первый раз!»
Нужно ли нашим современным школьникам смотреть отечественное кино? «Конечно!» - ответят родители. Наше кино является близким и понятным каждому человеку, существует ощущение личной сопричастности к происходящему, которое не покидает на протяжении любого советского фильма, особенно если мы говорим о таких киношедеврах, как «Офицеры», «Вам и не снилось», «Берегись автомобиля» и др. Наши фильмы смотрятся на одном дыхании, заставляют подумать о своей жизни, посмотреть и восхититься силой духа героев, обрести веру в победу и силу добра. У каждой семьи есть свои любимые фильмы. Многие отечественные фильмы любимые и притягательные, и в этом зашифрован их культурный код. Нам кажется, что любовь к советским фильмам - зашифрованный и только нам понятный культурный код, который может и должен передаваться из поколения в поколение.
Если спросить у педагогов, то все без исключения ответят, что культурный код зашифрован в языке кинематографа и связан с сознанием людей. Роль отечественного кинематографа состоит в воспитании подрастающего поколения, в формировании нравственности как основной составляющей культурного кода. Наш кинематограф обладает и широким образовательным потенциалом. Именно проект «Московское кино в школе» делает отечественные фильмы доступными для современных школьников. Культурный код имеет свой замок и шифр к нему. Зная шифр, вы сможете открыть замок. Дешифровка фильма, впечатлений от него имеет огромный воспитательный потенциал. Все это помогает современным школьникам разобраться в мотивах поступков героев фильма, найти ориентиры и ценности для своего нравственного выбора. Во всех советских фильмах сюжетом являются простые истории, но сколько в них запечатлено разных артистических образов героев! Кому-то близок один, кому-то - другой… Притягательными являются чистота человеческих отношений и правдивость кинематографических историй. Многие советские режиссеры снимали очень знакомые им сюжеты, поэтому достоверность историй очевидна в каждом кадре. Овладение культурным кодом кинематографа позволяет изучить себя и свое поведение в той или иной ситуации, меняет наши взгляды на мир, иногда очищает. Все это доказывает волшебную силу искусства кинематографа, которая скрыта в его образовательных и воспитательных возможностях.
Если спросить у школьников, в чем плюсы проекта «Московское кино в школе», то станет понятным (как показал экзит-полл), что, во-первых, кино - это не только развлечение, но и хороший способ улучшить знания о литературных произведениях («Мой ласковый и нежный зверь» вместо прочтения «Драма на охоте» А.П.Чехова). Во-вторых, открывается историческая достоверность событий, которые произошли очень давно и их можно изучить с помощью кинематографа («Броненосец «Потемкин»). В-третьих, отечественное кино имеет влияние на эмоции подростков, помогает понять и принять человеческие ценности, такие как любовь и дружба («Вам и не снилось», «Свой среди чужих, чужой среди своих»). В-четвертых, хотя усовершенствование технических приемов и креативности идей в современном кинематографе, несомненно, больше, поиски смысла жизни объединяют поколения шестидесятых, семидесятых, восьмидесятых, девяностых через фильмы «Курьер», «Берегись автомобиля». В-пятых, непревзойденная игра актеров, мастерство режиссеров-постановщиков и других членов съемочной команды, история создания фильмов погружают в удивительный мир кинематографа. После просмотра фильмов человек становится другим, так как вместе с героями киноленты каждый начинает переживать, радоваться, удивляться и вообще словно проживает еще одну жизнь. Как и почему возникает тишина в кинозале, когда школьники смотрят «Балладу о солдате» или «Подранки»? Те трогательные сцены с матерью в фильме, когда она бежит по пшеничному полю, в фильме «Баллада о солдате»… И как падает капелька супа в фильме «Подранки»… Именно эти моменты заставляют нас пересматривать эти фильмы снова и снова, смотреть их бессчетное количество раз.
Изменилось ли что-либо с появлением этого проекта в московских школах? Мы спрашивали об отношении к проекту ведущих экспертов нашего проекта: генерального директора киноконцерна «Мосфильм» Карена Шахназарова, главных героев фильмов проекта сезона 2018‑2019 учебного года народного артиста Сергея Шакурова, депутата Московской городской Думы Евгения Герасимова, артистов Татьяну Аксюту, Ирину Мирошниченко, Федора Дунаевского, Анастасию Немоляеву, а также кинокритиков и киноведов, в том числе советского и российского киноведа и историка кино Наума Клеймана. Ответ однозначный: проект актуальный, интересный, полезный.
Мы вместе с организаторами проекта «Московское кино в школе» из 123 образовательных организаций города Москвы верим, что именно он позволяет возвышать и просветлять человеческие души и научит любить советское кино, как любим его мы, и надеемся, что интерес к чему-либо нехорошему, в том числе и к просмотру безнравственных и пустых фильмов, исчезнет сам по себе.

Светлана МЕЛИНА,
Городской методический центр

Ирина РОДЬКИНА, многодетная мама:
- Я смотрела фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» в детстве, совершенно случайно наткнувшись на него. Мой сын, ученик 5‑го класса, с удовольствием посмотрел его в школе на большом экране в кругу других учеников и учителей. Благодаря обсуждению после фильма он многое осознал и с удовольствием поделился своими впечатлениями дома с другими членами семьи. Считаю проект «Московское кино в школе» социально значимым и своевременным.

Любовь СУХИНИНА, член Совета ветеранов педагогического труда ЦАО:
- Данный проект очень актуален сегодня, ибо кинематограф - вид искусства, доступный огромному количеству населения. Ребята с юных лет любят смотреть кино, они растут вместе с фильмами, познают жизнь, какие-то межличностные отношения.

Татьяна ВЛАДИМИРОВА, учитель русского языка и литературы школы №1253:
- Идея смотреть легендарные советские фильмы вместе с детьми давно обсуждалась среди учителей школы. Часто, произнося в классе то или иное крылатое выражение, казалось бы, всем известного фильма, видишь реакцию и понимание только у одного или двух учеников. И все время досадно, что мыслишь и чувствуешь с современным поколением на разных волнах. И вот наконец проект «Московское кино в школе» дал нам всем возможность говорить и понимать друг друга, возможность учителям, родителям и детям решать наболевшие вопросы несколько мудрее, чем это делали родители Кати в фильме «Вам и не снилось» или главный герой «Курьера».

Мария, ученица 9‑го класса:
- В наше время мало кто из моих сверстников находит время для просмотра советского кинематографа. А тут такой повод - после уроков в школе посмотреть отличное кино! Каждый раз нахожусь под сильным впечатлением, ни разу не пожалела, что пошла смотреть советское кино. Это отличная идея - организовывать такие просмотры!

Кирилл, ученик 11‑го класса:
- Сегодня классика советского, даже общемирового кинематографа зачастую теряется в информационном потоке, и проект «Московское кино в школе» предлагает эффективное решение этой проблемы. Такое приобщение к нашей великой культуре не только расширяет кругозор, но и помогает нам найти ответы на многие нравственные вопросы. Мы можем почувствовать романтику эпохи перестройки в фильме «Курьер» или осознать непоколебимую силу характера Шилова из «Свой среди чужих, чужой среди своих». Полные залы, звонкий смех, аплодисменты в конце просмотра и очередь к знаменитым гостям за автографом - очевидный показатель, что проект добивается искреннего отклика в душе аудитории. Мы с нетерпением ждем новых сеансов!