Образ города, его неповторимость, его обаяние складываются преимущественно из зрительных впечатлений, живого созерцания и наблюдения. В Москве продолжает активно развиваться межведомственный образовательный проект «Московский экскурсовод». Проект начал свою историю в сентябре 2017 года и за два года приобрел огромный успех и вызвал массу впечатлений.
- Идея проекта «Московский экскурсовод» появилась еще в 2016 году, - отмечает депутат Государственной Думы Российской Федерации Ирина Белых. - Был проведен анализ компетенций, которые получают школьники в период обучения с 8‑го по 11‑й класс. Выяснилось, что компетенции, которые заключали бы в себе развитие в гуманитарном, культурном, ораторском направлении, практически отсутствуют. В связи с этим я выступила с инициативой создания проекта «Московский экскурсовод». Мою идею поддержал руководитель Департамента образования и науки города Москвы Исаак Иосифович Калина.
Цель проекта - обучить московских школьников основам профессии экскурсовода, предоставив им возможность расширить свой кругозор, получить коммуникативные навыки, а также углубленные знания по истории родного города с возможностью подготовки потенциальных кадров для туристической индустрии.
- Проект «Московский экскурсовод» помогает решить, - уверена ректор Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина Маргарита Русецкая, - сразу несколько задач: школьники, принимающие участие в проекте, получают новые возможности для трудоустройства в будущем, во время обучения происходит развитие различных компетенций, в том числе коммуникативных, которые важны не только для работы экскурсовода, но и для любой сферы. И наконец, происходит погружение в новый культурный пласт - дополнительных знаний по краеведению. Институт Пушкина выступает партнером проекта по формированию коммуникативных навыков. Умение грамотно, красиво говорить будет полезно ребятам всю жизнь, не только в рамках этой программы.
Дополнительная общеразвивающая программа проекта включает в себя 144 часа и помогает сформировать у школьников практические и теоретические знания, умения и навыки в области организации экскурсионно-туристских маршрутов и проведения экскурсий в соответствии с профессиональными стандартами.
- Участники проекта, - рассказывает Ирина Белых, - изучают ораторское мастерство, экскурсоведение, вопросы, связанные с оказанием первой помощи. Второй год подряд с участниками проекта работают представители Центра экстренной психологической помощи МЧС. Кроме того, учащиеся столичных образовательных организаций узнают о том, как хранятся экспонаты и какие функции выполняет ассистент экскурсовода. В программу обучения в обязательном порядке включены практические занятия. В процессе обучения школьники и студенты колледжей повышают свои коммуникативные навыки. Они получают опыт создания исследовательских проектов: ребята не только осваивают готовые пешеходные и музейные маршруты, но и составляют свои авторские.
- В Государственном институте русского языка имени А.С.Пушкина, - приводит пример Маргарита Русецкая, - школьники получают возможность пройти обучение по программе «Речевой этикет и культура речевого общения», которая была разработана специалистами института специально для проекта «Московский экскурсовод». Целью курса является знакомство школьников с такими понятиями, как «речевой этикет», «вежливость», «толерантность», «культура речевого общения». Например, наши преподаватели рассказывали, какие мимика и жесты недопустимы в работе экскурсовода, делились советами, какой должна быть речь экскурсовода. Школьники обучаются правилам поведения экскурсовода, правилам эффективной и грамотной речи, умению избегать конфликтных ситуаций и разрешать споры. При обучении речевому этикету используются возможности современных технологий: часть курса школьники проходят дистанционно, с использованием ресурсов портала «Образование на русском». Интересным дополнением программы может стать формат межкультурного взаимодействия. Например, мы могли бы пригласить к участию иностранных студентов Института Пушкина. Русские школьники сразу получили бы практику, рассказывая нашим иностранным слушателям о достопримечательностях Москвы. А наши иностранные студенты могли бы, в свою очередь, помочь школьникам проводить экскурсии для своих соотечественников, рассказывать об обычаях и культурных особенностях своей страны.
- Кроме того, мне очень нравится концепция программы «Мой район», - добавляет Маргарита Русецкая, - которая направлена на выравнивание не только уровня развития инфраструктуры районов, но и доступа к различным социокультурным услугам и программам. Какие это могут быть проекты? Мне кажется, каждому жителю города будет интересно исследовать свой район, заняться краеведением, изучая местное территориальное наследие. Это могло бы стать интересным дополнением проекта «Московский экскурсовод». Опыт такого исследования уже есть у Института Пушкина - это проект по исследованию топонимики района Беляево и гения места - герцога Беляевского. Проект был представлен на Культурном форуме в этом году и получил высокую оценку экспертов. Чтобы стать хорошим экскурсоводом, безусловно, нужно не только говорить красиво, но и уметь «цеплять» слушателя - говорить непринужденно, уверенно, уметь в нужные моменты блеснуть интересными фактами. И самое главное в экскурсоводе - это его эрудиция. Человек должен обладать огромными знаниями по истории, искусству, чтобы найти ответ на самый неожиданный вопрос слушателя.
Партнерами проекта являются Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, Центр экстренной психологической помощи МЧС России, Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина, Московский городской университет управления Правительства Москвы, Городской психолого-педагогический центр, Центр профориентации Московского метрополитена.
В текущем учебном году в проект «Московский экскурсовод» включились более 26 площадок 15 столичных музеев.
- За время существования проекта количество участников значительно увеличилось, - отмечает Ирина Белых. - На сегодняшний день в этой образовательной программе принимают участие более полутора тысяч школьников. Это показатель востребованности проекта. Отмечу, что увеличилось и количество музеев, принимающих участие в проекте. К проекту присоединились музеи, причем как регионального, так и федерального значения. Это Государственный музей С.А.Есенина, Московский литературный музей-центр К.Г.Паустовского, Музейное объединение «Музей Москвы», мемориальный музей А.Н.Скрябина, Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское», Государственный музей обороны Москвы, дом Н.В.Гоголя - мемориальный музей и научная библиотека, Музей Зеленограда, Мемориальный музей космонавтики, Музей-усадьба «Кусково». Одно из условий для вхождения в проект - музеи должны предоставлять практику учащимся в возрасте от 14 до 16 лет. Уже в первый год было заключено 15 гражданско-правовых договоров со школьниками. К слову, музей «Садовое кольцо» принял наибольшее количество учащихся на летнюю практику.
В этом учебном году в проекте участвуют более 1500 обучающихся из 61 образовательной организации столицы.
- Для нас было очень важно, - подчеркивает Ирина Белых, - чтобы эти дети в полном составе дошли до итоговой аттестации.
В апреле юные экскурсоводы в рамках демонстрационного экзамена представили полученные навыки, которые они в течение года оттачивали на площадках городских музеев. Московские школьники показали, как они научились профессионально составлять технологические карты маршрутов, проектировать и создавать свои уникальные экскурсии. Более 50 маршрутов различной направленности школьники провели на столичных площадках музеев. Из запланированных маршрутов обучающиеся провели две уникальные экскурсии «Памятники и площади Бульварного кольца» и «История старейших улиц Москвы: Театральная площадь и Петровка», за эти темы проголосовали более 60000 активных пользователей портала «Активный гражданин».
- Этот проект - уникальная возможность для школьников и студентов колледжей реализовать себя в жизни, - убеждена Ирина Белых. - Приобретаемые навыки пригодятся им в дальнейшей жизни. Помимо того что проект образовательный, он еще является интересным и занимательным для подрастающего поколения. Отмечу, что проект «Московский экскурсовод» стал основой для другого исследовательского проекта - «Мой район в годы войны». Сегодня его участники - представители всех 146 районов - ведут исследовательскую образовательную деятельность по изучению жизни Москвы в военные годы. Кстати, первыми участниками этого проекта стали те ребята, которые задействованы в программе «Московский экскурсовод».
В мае 2019 года на одной из красивейших площадок историко-архитектурного художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно», в Екатерининском зале, пройдет торжественная церемония награждения выпускников проекта «Московский экскурсовод». В мероприятии примут участие представители Государственной Думы Российской Федерации, столичных департаментов образования, культуры, спорта и туризма, эксперты и представители Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров. Ключевым моментом церемонии станет подписание договоров со школьниками на работу во время летнего периода с музеями города Москвы.
- Нам хочется, чтобы проект процветал, - говорит Ирина Белых, - но есть вещи, которые связаны с технической реализацией. На данный момент партнеры проекта из профессионального сообщества - Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, а также Институт имени Сенкевича - разрабатывают стандарты для профессии «ассистент экскурсовода и гида». Проблема в том, что такого стандарта не было. Самое главное, что в нем должно присутствовать, - это требование к образованию, а именно профильное обучение. Чтобы уже в средней школе ребята могли выбрать знакомство с профессией - не экскурсовод или гид, а именно ассистент гида и экскурсовода. Такие стандарты сейчас разработаны, и мы будем проходить целую процедуру, которую предусматривают Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство просвещения, для того чтобы она появилась в перечне и ее могли выбрать ребята.
- Сегодня роботы присутствуют уже во многих профессиях, - делится своим мнением Маргарита Русецкая. - Все мы помним новость, что в Китае появился первый телеведущий-робот. Уже давно существуют аудиогиды по музеям и даже есть роботы-экскурсоводы. Но экскурсовод - это не просто носитель информации, иначе его легко может заменить аудиогид. Он настоящий организатор культурного взаимодействия и даже взаимодействия интерактивного. В общении с экскурсоводом самое важное - это диалог, эмоции, улыбки и даже шутки. Думаю, ни один робот не заменит живого диалога. Представим себе наших нынешних участников проекта через 15 лет - с багажом прохождения школы проекта за спиной и при трендах цифровой экономики, думаю, они все будут работать удаленно, а в свободные минутки своей насыщенной событиями жизни смогут проводить экскурсии - по городам нашей страны, да и любого направления своих путешествий.

Для справки
Городской методический центр Департамента образования города Москвы с 2017 года реализует межведомственный образовательный проект «Московский экскурсовод». На протяжении 2017‑2018 учебного года участниками проекта стали более 720 столичных школьников из 24 образовательных организаций. Из них более 200 школьников успешно прошли итоговую аттестацию в формате демонстрационного экзамена и получили сертификаты.

Татьяна ЛЮБАХ,
Эльвира ЮСИПОВА,
Лада БОЛОТОКОВА,
Городской методический центр