​Не прибегая к шпаргалке

Еще в 1993 году российский ученый Милослав Александрович Балабан заявлял, что массовое образование того времени способно было сформировать в человеке лишь точную исполнительность, которая и будет расцениваться как образовательный результат. Балабан выдвигал идею новой школы, ориентированной на запросы завтрашнего дня. Ученый считал школу местом, в котором каждый ребенок формирует свой характер, учится самостоятельно расширять свой кругозор, обретает друзей. Школа, по его мнению, не имеет права на навязывание пут, которые заставляют детей расти по чужим, кем-то установленным и при этом унифицированным правилам.

Рассуждая о современных образовательных инновациях, мы в первую очередь ставим акцент на технологическом развитии школы. Так, в новостях сообщают о том, что планшет пришел на смену книге, а интерактивные панели - меловым доскам. Бесспорно, именно за информационными технологиями будущее. Но догадываемся ли мы о том, что действительно необходимо учесть сегодня, чтобы завтра не оказаться неэффективными? Какими знаниями и навыками должна обладать личность, чтобы быть успешной? На эти вопросы трудно ответить однозначно, но одно можно утверждать точно: умение мыслить самостоятельно, изобретать, открывать, быстро ориентироваться в неизвестной среде, креативно решать поставленные задачи, не прибегая к шпаргалке, - вот основные приоритеты человека будущего.
Давайте попробуем разобраться в том, какая школа способна воспитать самостоятельных изобретателей. «Я видел дальше других потому, что стоял на плечах гигантов», - сказал Исаак Ньютон. Попробуем и мы забраться на плечи титанов современности, чтобы найти ответ на наш вопрос. В штаб-квартире SpaceX в Калифорнии находится школа Ad Astra, учрежденная Илоном Маском. Заметим, в школе преподаются традиционные дисциплины, такие как физика, химия, математика, информатика, творческое письмо. У каждого школьника здесь есть личный ноутбук, но этим уже давно никого не удивить. Где же начинаются инновационные идеи? Первая особенность, какую нужно отметить, - ежегодная сменяемость учебной программы. Второй момент - наличие альтернативы: учащиеся сами определяют тематику урока, то, что они будут изучать, - современные политические и географические проблемы, астрофизику или экологию. Но самая главная - третья черта: на каждом занятии учащиеся проявляют самостоятельность при изучении материала в рамках экспериментальной и проектной деятельности.
На уроках A-Frame дети создают роботов и гаджеты - от метеозондов до сложных устройств. Здесь моментально актуализируются знания в области физики, химии и информатики. Таким образом, учащиеся имеют возможность эмпирически применить свои знания и умения. В рамках предмета под названием Geneva дети самостоятельно изучают вопросы, связанные с искусственным интеллектом, интерес к которому сегодня неуклонно растет. В течение финального модуля Symposium ребята представляют свои проекты сотням взрослых людей, в сущности, они выступают с презентациями, соответствующими уровню конференции TED. Например, в 2018 году учащиеся рассказали о своих изысканиях сотрудникам SpaseX в Лос-Анджелесе. Директор Ad Astra Джошуа Дан уверен, что школа совершит революцию в образовании.
С чего же мы можем начать сейчас, в пространстве наших школ? Начать с себя! В первую очередь необходимо отказаться от восприятия современных технологий лишь в качестве средств передачи информации. Во-вторых, в условиях компьютеризированной школы нужно научиться применять новые методы и способы организации практической деятельности. Третий важный момент связан с ролью учителя, который теперь должен стать мастером-наставником, организующим физический и электронный учебный процесс, ориентированный на конкретного ребенка. Роль учителя в образовательном процессе более важная по сравнению с могущественными и умными, но «холодными» технологиями. Именно с таких тенденций и начнется школа, которая учит придумывать идеи.

Александр СЕРИНОВ, учитель школы №587

Вы любите музыку?

Полагаю, сейчас в вашем сознании мелькнула какая-то мелодия. Кто-то вспомнил Бетховена, кто-то - Юрия Антонова… Кто-то - Sous le ciel de Paris Эдит Пиаф… Каждый - свою… Вы будто заново ее услышали. Ведь так? Ключевое в этом непроизвольном действии то, что вы увидели образ этой мелодии. В этом образе смешивается все: звук, цвет, время, пространство, история… Этакий синтез.

Прежде чем вы продолжите читать дальше, давайте прервемся на 5 минут.
Пройдите по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=H1Dvg2MxQn8.
Как вам нравится такой визуальный образ музыки?
Правда, впечатляет?
Вы увидели синусоиду? На 2:27‑2:53…
А как самолеты полетели, увидели (на 3:40)?
Или это были бабочки?
По мне, так это был именно самолет. Васи Каменского… над Варшавой.
Из его Железобетонной поэмы.
Визуальная поэзия.
А вы ноктюрн сыграть могли бы...
А редут с пушками заметили на правом фланге (3:05‑3:10)?
А кролика в короне?
А лестницу ввысь?
О, как мне в какой-то момент захотелось цвета!
И бабах! Вот он! На 4:14…
Здесь бы великий Скрябин с его цветотональной системой… заплакал…
Это его идея музыкально-цветовой синестезии…
А фильм «Матрица» сестер Вачовски вспомнили?
Как у них возник образ «падающих цифр»? Вот это идея!
Как вы полагаете, а этому можно научить?
Известно, идея не лежит только в пространстве сознания, а спусковой механизм рождения оригинальных идей не лежит в плоскости дидактики, и прежде всего вследствие «неоднородности результата действия человека» (Я.А.Пономарев). Согласно мнению ученого «основой творческого процесса является интуитивный механизм, который определяется двойственностью результата деятельности: одна часть результата деятельности соответствует сознательно поставленной цели и называется прямым продуктом, а другая, полученная помимо сознательного намерения, - побочным». Этим побочным продуктом и является, как правило, новая идея! Особенностью такого акта являются «наличие чувственного образа, целостность и неосознанность способа получения».
Как видим, идея может «вспорхнуть» в любой момент и при осуществлении любой деятельности! Даже в момент выполнения самых рутинных действий. Сколько идей рождено в момент варки супа над кастрюлей! Спросите у женщин.
То есть идею как результат обучения невозможно ни планировать, ни гарантировать. Для рождения идей лишь создают условия! А главное - учат способам творческого преобразования действительности. Формирование дивергентного мышления может и должно стать целью обучения.
Это сегодня суперактуально: пока роботы еще не дышат нам в затылок, мы должны успеть дать нашим детям конкурентное преимущество. Творческий акт - это то, что нас категорически отличает от роботов. И это то, ради чего и чему стоит учиться.
Лорен Грэхем, профессор MIT, на петербургском форуме «Технологии - пропуск в завтра. Изменись или умри» отметил, что родить идею мало, важно из своей идеи суметь сделать готовый к внедрению инновационный продукт. «У русских изумительно получается изобретать и очень плохо получается заниматься инновациями» (Л.Грэхем, 2016). В этом, на мой взгляд, запрос не просто на творческое образование, но и на продуктивное образование. Для счастливой жизни…
Зачем же я просила вас посмотреть клип?
Это пример, как уже сегодня учить детей разным способам восприятия мира: компьютерный образ музыки, сама музыка, цвет. И даже образ аромата музыки. Тот самый синтез. Последние научные открытия, удостоенные нобелевских премий, получены именно на стыке разных научных дисциплин.
Словом, чтобы стать местом рождения новых идей, педагогика в школе должна стать синтетическим видом искусства.
P.S. Если вы ничего из того, что я перечисляла, не увидели, значит, музыкальный образ был сильнее визуального. Для вас наилучшее исполнение этого шедевра здесь: https://www.youtube.com/watch?v=2RLns-ecDIM.

Елена КОШЕЛЕВА, учитель школы №1507

Мыслить - значит наблюдать, интересоваться и задавать вопросы

В начале своей педагогической карьеры я задавался вопросами: как я буду учить и чему я буду учить? Ответы на эти вопросы девять лет назад были очевидны: учить школьников физике так, как меня этому учили. Прошло время, и просто физика стала неинтересна. Захотелось творчества! Но где найти союзников для созидания? Оказалось, они рядом. Дети! Энергичные, мыслящие.

Следующий вопрос не заставил себя долго ждать: учить физике или учить думать с помощью физики?
Эйнштейн на вопрос о том, как появляются открытия, ответил: «Очень просто. Все знают, что это сделать невозможно. Случайно находится один невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие».
Школа должна стать местом свободного образовательного пространства, где каждый ребенок не будет бояться высказывать свои идеи, которые взрослые могут назвать нелепыми. В то же время, чтобы дети обрели навыки изобретательства, школа не должна забывать о фундаментальном образовании, которое способствует интеллектуальному развитию.
- Роман Владимирович, ведь класс состоит из учеников?
- Верно.
- Тогда, если мы будем «делить» класс, то в конце концов дойдем до одного ученика. И значит, ученик - это «молекула» класса?
- Интересное рассуждение.
- Ух ты, получается, я молекула класса!
В такие моменты понимаешь, ты учишь ребенка главному - открывать! Школа не должна убивать детское «почему».
Итак, это первый закон новой школы.
Кроме того, очень важно, чтобы у детей развивалось мышление. Мыслить - значит наблюдать, интересоваться и задавать вопросы. А что будет, если…? Что мы можем сделать для того, чтобы…?
Реализация этой задачи - сложный процесс. Как только начнем готовиться к экзаменам, так моментально окажется, что опять нужно учить физике, а не учить «думать физикой». Думать мы, конечно, будем учить, но в рамках отдельного предмета. Думать научим, но научим ли мыслить?
Вряд ли это возможно, если не формулировать задач за пределами предмета.
Надо начать обращать внимание на то, как ребенок ищет решение, как подходит к задаче, что он творит и вытворяет. Какими способами ему интересно познавать мир - решать задачи и выполнять однотипные упражнения или проводить мини-исследования.
Это второй закон новой школы - мысли вне предмета.
Размышляя о будущем маленького творца, я задаюсь вопросом о том, каким человеком ученик выйдет с моего урока - умеющим решать шаблонные задачи или умеющим исследовать мир и делать его лучше? Школа должна позволять ученику творить, позволять быть свободным даже в условиях рамок предметных знаний и контрольных тестов.
Такую школу можно назвать школой свободных идей. Так родился третий закон моей школы. У ученика должна быть возможность пойти своим путем, сделать неожиданный ход, предложить нестандартное решение.
Школа и учитель не всегда и не каждого может научить всему и одинаково хорошо, но в школе всегда можно создать условия для интеллектуального развития отдельного ученика по своей уникальной траектории развития, а учитель всегда может придавать новый импульс движению и направлять мысль юного исследователя.
Школа сегодня - это детские воодушевление, творчество, вовлеченность, открытия. Это общество свободы, в котором будут жить мои выпускники.

Роман БАРАНОВ, учитель школы №1534

Это в наших силах

История человечества неоднократно доказывала, что сила идеи безгранична, она покоряла континенты и поворачивала реки вспять, разделяла нации и отправила человека в космос.

Придумывать идеи стало выгодно. «Стартап» и «краудфандинг» - два новых слова, которые прочно вошли в наш язык. Благодаря Интернету появилось больше идей и способов их реализации, стало проще найти единомышленников. Идеи, покоряющие умы и сердца людей, могут стать бессмертными.
Что требуется от современного ребенка? Соответствовать некоему «золотому стандарту» общества и родителей, устроиться на работу и быть успешным в жизни? Эти «идеи» не имеют ничего общего с тем, чего может хотеть ребенок, и остается лишь признать, что налицо несоответствие принятых стандартов интересам и способностям учащихся. Главной для меня является идея, что люди выбирают не профессию, а образ жизни, поэтому им нужна среда для жизненных экспериментов, и мы должны помочь в этом.
Первым успешным опытом создания среды для такого проектирования я до сих пор считаю школу в Древней Греции. Сама идея свободного обмена мыслями и идеями под открытым небом казалась мне, тогда еще пятикласснику, такой нереальной, в то время как я сидел в классе на уроке, традиционном и скучном. Скука и нейтральность совершенно точно не способствуют появлению идей, а создать креативную обстановку может далеко не каждый. Социологи утверждают, что общество ставит системе образования целью воспроизведение самого себя, и, следовательно, мы продолжаем воспроизводить одни и те же идеи. Значит, нужно лишь сделать шаг в сторону свободы выбора. Мы даем нашим ученикам определенные свободы, но слишком поздно. Важно предоставить возможность самоопределения не только в выборе профиля и профессии, но и в выборе образа жизни.
Возникает закономерный вопрос: как это сделать? К сожалению, готовых ответов у меня нет, пока лишь небольшой проект будущей идеи. До построения действующей школы идей могут пройти десятилетия, а сама эта идея может быстро уйти в небытие. Но в наших силах показать и доказать ценность этой идеи.
Начнем с малого - школьного самоуправления - и предоставим комитетам и школьным правительствам больше свободы действий. Занятость в таких организациях должна обязательно поощряться, не обязательно финансово, но небольшие поощрения и интересные предложения в виде грантов на образование могут значительно повысить привлекательность самоуправления. Создание позитивного образа свободной и творческой личности должно привлечь большее количество желающих, а подобная деятельность перестанет казаться нудной и неинтересной. Еще одним способом формирования представлений о разнообразных образах жизни я вижу расширение профориентационной работы в школе. Привлечение малого и среднего бизнеса, предприятий и общественных организаций, государственных учреждений к организации экскурсий, дней семьи (на работе), производственных практик превратит выбор жизненного и профессионального пути не в мучительный выбор (зачастую сделанный за тебя), а в увлекательное погружение в мир профессий и нового личного опыта.
Школа идей когда-нибудь обязательно начнет свою работу, возможно, даже в той же самой школе, в которой работаю я или вы, но для этого надо пройти долгий путь и превратить идею в идеал для будущих поколений.

Григорий ХМЕЛЬНИЦКИЙ, учитель школы «Спектр»

Правила удивления

По мнению А.Гина, одного из авторов ТРИЗ-педагогики, парадокс современной системы образования заключается в том, что мы должны учить детей жить в будущем, которого пока не знаем сами. Поэтому современному обществу нужны творцы, люди, способные создавать новые идеи.

Может ли школа научить придумывать идеи? И что значит «придумать идею»?
Основной идеей школы, которая может научить придумывать идеи, должны стать «правила удивления»:
- уметь удивлять;
- учить удивляться привычным вещам;
- уметь увлечь привычным, но удивительным;
- успех, вытекающий из умения удивляться привычным вещам.
Школа, которая учит придумывать идеи, должна быть основана на определенных принципах:
- предоставлять учащимся право выбора. Ученик может выбрать интенсивность изучения каждого предмета, но с условием - он должен отвечать за свой выбор;
- учитель должен не просто давать знания, но и показывать границы их применимости, постоянно сталкивать учеников с проблемами, решение которых требует не только знаний школьного курса, но и лежит за его пределами;
- необходимо учить учеников работе с полученными предметными знаниями, искать, дополнять, расширять знания;
- необходимо максимально использовать интересы и возможности самих учеников, вовлекать их в процесс поиска решений открытых задач, а также в процесс управления коллективом (тогда ученики сами могут обучать друг друга).
Чтобы научить придумывать идеи, учителю необходимо владеть приемами ТРИЗ-педагогики (теория решения изобретательских задач), владеть методикой формирования и развития общеинтеллектуальных умений учащихся, уметь ставить перед учениками открытые задачи, решение которых не предполагает действий по алгоритму.
Школа не уйдет от предметного обучения (да, наверное, это и не нужно), но она должна учить не набору предметных знаний, умений и навыков, а пониманию явлений и процессов реальной жизни с помощью школьных предметов. И все школьные предметы должны изучаться во взаимосвязи. Ученик должен учиться искать применение полученным предметным знаниям, умениям и навыкам в различных учебных дисциплинах. Например, логарифмы в математике - это не отвлеченное понятие, но с помощью логарифма можно описать и период полураспада радиоактивного вещества (физика), и размножение бактерий (биология), и музыкальную гамму (искусство).
В школе, которая учит создавать идеи, уроки не должны проводиться в традиционной классно-урочной форме. Предметное обучение может быть организовано в разновозрастных группах в зависимости от темпа усвоения учебного материала каждым ребенком (возможно использование метода погружения в учебный предмет или учебную тему). Конечно, для этого придется пересмотреть весь учебный план школы и составить индивидуальный учебный план для каждого, но эти трудозатраты в дальнейшем окупятся. Ученик сможет максимально использовать свои возможности для повышения результативности образования.
В школе, которая учит создавать идеи, должен быть отдельный курс по обучению решению открытых и изобретательских задач. Этот курс могут проводить ученые, инженеры-изобретатели, психологи, работники творческих профессий (ведь открытые задачи возникают не только в технических и естественно-научных областях, но и в психологии управления, и в гуманитарных дисциплинах). И здесь ученикам можно предлагать решать реальные изобретательские задачи. Кто знает, может быть, идея кого-то из наших учеников поможет сделать мир лучше (придумал же Луи Брайль в 15 лет азбуку для слепых!).
Если мы сможем реализовать идею такой школы, то не отстанем от требований времени.

Наталья РОЩИНА, учитель школы №37

Mobilis in mobile

Стремительность изменений потребует от личности генерации новых идей и принятия сложных решений в ситуациях неоднозначного выбора. Как этому научить?

Предлагаю идею школы с девизом, взятым у корабля капитана Немо: mobilis in mobile («подвижный в подвижном»).
Конечно, школа - это в основном «надо». Но в этом «надо» должно быть место для «хочу» ученика и «могу» учителя. Идеи возникают только при условии интереса и свободы выбора каждого. Поэтому не классы, а уровни, не предметы, а профили:
- движение (спорт, танец);
- творчество (рисунок, вокал, скульптура);
- слово (литература, риторика, языки);
- число (математика, физика, информатика);
- природа (ботаника, биология, химия, география);
- человек (антропология, психология, физиология);
- общество (социология, экономика, право, политология);
- технология (творческий труд).
Учеба идет блоками, погружением. В школе библиотека, лаборатории, спортивная и технологическая база. Основа всему - школьная образовательная среда, «облако».
Обучение проходит в знакомом и любимом большинством нынешних школьников формате компьютерной игры с развитием персонажа, RPG, иначе «бродилки».
Начало работы дома, в формате «перевернутый класс»; это tutorial, «обучалка», без нее нет пути дальше. Конечно, можно ничего самому не делать, но тогда придется этот этап проходить в классе, потеряешь время, и не хватит времени на полный апгрейд.
Первый очный час в формате семинара с учителем. Как готовить ученика к постоянному поиску и, что важно, нахождению идей? Методики есть. ТРИЗ и творческие подходы, работа с вопросами: «Что было бы, если…?», «Какие еще последствия возможны?». Развиваем фантазию, дописывая сказки, разрабатывая альтернативные варианты сюжетов знакомых книг.
И, наконец, настоящая работа - прокачка героя! Соревнуемся друг с другом и с самим собой, круто стать технологом 8‑го уровня или словесником 9‑го. В классе решаем задания из образовательного «облака» школы по выбору. Ученик работает сам, но учитель - тьютор, консультант и мотиватор - всегда рядом. Задания разного типа и игрового формата, головоломки, квесты, ребусы, выполнение которых требует творческого подхода. Впереди кейсовые задачи, предполагающие неоднозначное решение. Вопросы имеют «вес» в баллах.
Работа не ограничивается одним алгоритмом - открыть замок можно не только имеющимся ключом, но и числом-кодом, словом-паролем, растопив ледяную задвижку, растворив сахарную защелку, изготовив дубликат ключа на станке, или ключ принесет дрессированная мышь. «Облако» отслеживает процесс и итог решения заданий, предлагая ученику все новые форматы, чтобы он не останавливался на одном алгоритме; если же ученик опять и опять выбирает привычный тип задания, вопросы будут постоянно «дешеветь». Так среда замотивирует ученика к выработке новых идей для достижения цели. Набрал баллы, «прокачался» - иди дальше или, по желанию, работай глубже в интересующем тебя направлении.
Формируется личная образовательная траектория: ученик получает базу-минимум по каждому профилю (иначе не пе­рейти на следующий уровень), а свободное время использует по своему выбору.
В «облаке» видны образовательные результаты каждого: темп и верность решения, предпочитаемое направление и тип выбираемого задания, приоритетные методы работы; «облако» покажет, какие задания ученику даются легко, какие сложны, чему он отдает предпочтение и равномерно ли работает.
Итогом обучения будет не оценка, а спектральная звездчатая диаграмма развития личности: «высота» луча покажет достижения в профиле, обозначенном каждый своим цветом; глубина определит интерес к нему. Взгляда хватит, чтобы понять, кто перед нами - прилежный математик или торопливый химик.
Такая школа станет подталкивать ученика к постоянному поиску новых идей. Не заставлять, а подвигать к творческому и нестандартному мышлению.

Ирина НИМЕРНИЦКАЯ, учитель школы №1561

Свобода для всех

Сегодня мы нередко слышим о том, что школа должна развивать у учеников навыки XXI века. По мнению консорциума Partnership for 21st Century Skills, в их число входят навыки креативности, критического мышления и новаторства. Это отражено и в федеральном государственном образовательном стандарте, призывающем поддерживать становление и развитие творческого человека. Это не сугубо актуальное требование времени: многие школы практиковали такой подход и ранее. Суть в том, что эти нетождественные, но близкие понятия (творчество, новаторство, креативность) возводят процесс придумывания идей в статус образовательной задачи.

В одной школе учатся сотни, порою тысячи детей. Можно ли изобрести методику или технологию, которая позволит научить тысячи непохожих друг на друга детей, имеющих разные способности, предпочтения, мечты, придумывать идеи? Можно ли вообще этому научить?
Ребенок приходит в мир с жаждой познания. Его жизнь до школы - сплошное исследование, постоянная генерация идей: как сделать, где найти, откуда достать? Любая идея - плод мыслительного процесса, а плодоношение требует благоприятных условий. Значит, создание условий, в которых каждый ребенок сможет раскрыть свои способности и создать идею, является в настоящее время сверхзадачей для любой образовательной организации.
Сама школа и должна являться этими условиями - от предлагаемой ею образовательной среды до содержания учебных программ. А в основе ее деятельности - идея о том, что все дети талантливы. Нельзя, чтобы эта мысль превратилась в требование, в жесткий стандарт. Пусть она существует как идеал, ведущий к будущему.
Все дети талантливы, но не все узнают об этом. Особенно в школе. Как же дать таланту каждого ребенка равный шанс?
Ж.Ж.Руссо призывал педагога не вмешиваться в то, что делает воспитанник, позволяя ему развиваться естественно. М.Монтессори предостерегала: не нарушайте свободы детей, иначе рискуете не увидеть, на что они способны. Отечественный педагог А.Пинский пришел к выводу: в обучении индивидуальность всегда одновременно «уже раскрыта и ждет своей актуализации». Л.Толстой, ознакомившись с практикой школ, резюмировал: 1) способности даны каждому и 2) всюду образованные люди черпают свои знания не из школ, а из окружающей их жизни. Педагогических систем, подходов немало, и множество из них солидарны: школа не имеет права лишать ребенка возможности стать успешным, она должна быть свободной и живой.
Дети и учителя задыхаются в рамках тотальных стандартов, алгоритмов, шаблонов. Но там, где есть некий свободный элемент, дающий участникам образовательного процесса возможность выбирать, проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, придумывать идеи (да-да, это необходимо и педагогу!), школа живет. Она способна выйти за свои стены и соединиться с реальной жизнью, к которой мы готовим учеников и которой они ни на минуту не перестают жить. Ведь идеи создаются ради воплощения. Чтобы учить нужному в действительности, чтобы образование состоялось не вопреки, а благодаря школе, ей необходима незыблемая убежденность: каждый ее ученик способный. Дайте только возможность, и каждый из них сможет поступить по-своему, придумать нечто новое. Содержание же нового целиком зависит от индивидуальности, начало которой в свободе. Как человек, школа нуждается во внутренней свободе. Говоря словами С.Соловейчика, в «свободе для» - для самоосуществления, самореализации. И что может быть естественнее претворенной в жизнь идеи?
Дайте ребенку возможность почувствовать себя способным, найти ответ на его вопросы - вот подлинное обучение: удовлетворение потребности в знаниях.
Дайте возможность (время, средства, право) учителю персонифицировать работу с учениками, вы увидите, как обучение станет познанием. Идея - его неизбежный результат. Сегодняшние идеи детей, увидевших ценность своей мысли, поверивших в себя, завтра наполнят наш мир делом.
Если школа сможет заглянуть в глаза ребенку, услышать его сердце, понять его, это изменит его жизнь и жизнь всего общества.

Елизавета СТРАХОВА, учитель школы №548

Перезагрузка

Когда мы перестали придумывать? Мы рисовали инопланетян и пугали друг друга страшными историями. Мы придумывали продолжения для наших любимых книг, игр и фильмов. А что случилось потом?

Вы спросите, зачем школьнику творчество, зачем ему способность свободно генерировать новые идеи? Не все станут художниками, писателями или музыкантами.
Но наши дети живут в быстро меняющемся цифровом обществе. Каждый год исчезает несколько профессий, появляются новые. Во всех областях сокращается количество работников, все механические действия легко заменяются роботами или компьютерами. Сейчас японский робот весом всего лишь в один килограмм выполняет около 10% работы экипажа корабля. Даже войны сейчас ведутся из «офисов». Программа-наводчик на дроне гораздо более эффективна, чем любой оператор-наводчик.
Мы не можем соревноваться с машинами в скорости, в возможностях оперирования большими объемами информации, но есть одна область, в которой человек пока лучше, чем машина, - умение сочинять, изобретать, придумывать, находить новые способы решения задачи.
И вы снова можете сказать: «Но ведь это врожденная способность, как этому научить?» Если вы не умеете кататься на лыжах, то вы понимаете, что, тренируясь регулярно, вы этому научитесь, а если у вас будет опытный наставник, вы научитесь быстрее и эффективнее. Также и с творческим мышлением, ему можно научиться.
Цель школы в современном мире - в первую очередь не наполнить голову ребенка знаниями обо всем, а научить мыслить за пределами очевидного, подходить к решению задач под разными углами, придумать наилучшее решение, не бояться совершать ошибки, экспериментировать. Школа может помочь в этом, при этом ключевая роль в этом процессе отведена учителю.
Во-первых, использование компьютерной игровой среды для обучения на уроках позволит учителям легко вовлекать ребенка в интересный образовательный процесс и удерживать его внимание на протяжении часов. Таким образом, ребенок сможет на максимальное время погрузиться в процесс решения задачи без потери концентрации. Ведь чем отличаются изобретатели от обычных людей? Обычные люди прекратили изучать проблему, а изобретатели продолжили. Вспомните, как было скучно в школе учить английский, но с сервисом Lingualeo процесс стал увлекательным, а обучение программированию на Scratch дало возможность учителям обучать школьников писать приложения для телефонов уже в начальной школе.
Во-вторых, выход из зоны комфорта и перезагрузка мозга. Проведение уроков в непривычной среде, например в городе или на природе, как нельзя лучше способствует уходу от шаблонов мышления, такой способ открыли художники начала XX века, работая в кафе. Для перезагрузки мозга также можно использовать абсурдное чтение, в таких произведениях нет привычного и сюжет разрушает шаблоны, предлагая читателю создавать нестандартные причинно-следственные связи.
В-третьих, использование проектной деятельности. О проектной деятельности написано множество книг. Она дает возможность использовать такие методы, способствующие генерированию идей, как мозговой штурм Алекса Осбона или его более популярную модификацию - метод шести шляп Эдварда де Боно на этапе выбора темы и определения метода исследования, метод «ментальные карты» Тони Бьюзена на этапе планирования работы.
В-четвертых, совершенствование личностных качеств школьников за счет внедрения ИКТ. Внедрение в школе ИКТ позволит школьникам более эффективно распоряжаться своим временем. Учителя смогут выстраивать программу обучения для каждого школьника индивидуально с учетом его особенностей. Внедрение онлайн-ресурсов (курсов, конференций) уже сейчас дает возможность сетевого общения и доступа к новым знаниям не только в школе, что способствует обучению школьников самостоятельному поиску новых решений.
Наша главная задача - использовать все современные достижения педагогической науки для развития у детей способности творческого поиска, обучению решению нестандартных задач, готовности к вызовам стремительно меняющегося мира.

Елена МИКШИС, учитель школы №1352

Все, что может быть сделано детьми, должно быть сделано ими самими

Вся педагогическая общественность, дети и их родители живут, когда образование пассивное, воспринимающее стало образованием активным, креативным, когда требуется не столько осваивать опыт поколений, сколько научиться критически его перерабатывать и уметь рождать новые идеи. В связи с этим актуальной становится школа идей.

Основой школы идей должна стать гуманизация образования. Должен состояться переход от программоцентричного образования (главный критерий достижения - освоение учебной программы) к человекоцентричному, где основой становится личностное, социальное и профессиональное развитие каждого человека. Без него любые разговоры о креативности закономерно приведут к появлению набора формальных предписаний «Как научиться придумывать идеи».
Поскольку освоение образовательной программы в школе идей - это только инструмент, то самого пристального внимания требует процесс возникновения и развития самих идей.
Идеи в процессе становления проходят стадии: рождение, разработка, апробация, продвижение, преобразование в новую идею. На каждой стадии требуется свое сопровождение. Так, рождению идей способствует креативная образовательная среда. Для апробации идей создаются условия и выделяются ресурсы. А их продвижение требует активного взаимодействия с внешней средой.
Особое внимание в школе идей стоит уделить созданию креативной открытой образовательной среды. Это среда формируется учителями и родителями, администрацией и окружающим социумом. Но прежде всего самими учащимися. Они должны постоянно сами создавать и пересоздавать свою школу. Все в школе, что может быть сделано детьми, должно быть сделано ими самими.
Основные принципы функционирования такой среды следующие:
- вариативность (гибкое зонирование пространства, мобильность мебели и оборудования, эстетического оформления) и интегративность (побуждение к активному общению, обмену мнениями, дискуссиям);
- открытость, создающаяся во многом за счет использования современных IT-технологий (соцсети, трансляции, интернет продвижение идей).
Огромное значение имеет комфортность образовательной среды. Если личность чувствует угрозу от окружения, она боится свободно выражать свои идеи. Здесь не должно быть места отрицанию любой идеи, какой бы абсурдной она не казалась поначалу. Немалую роль здесь играют постоянно действующие реальные и виртуальные большие и малые дискуссионные площадки.
Каждый класс в школе идей - творческий коллектив. А классный руководитель становится научно-художественным руководителем. Кроме того, создаются большие творческие группы. Каждый учитель руководит либо классным коллективом, либо творческой группой. Для руководства такими группами привлекаются родители, ученые, работники искусства и науки. Данные группы могут быть как одновозрастными, так и разновозрастными. Последнее даже предпочтительнее. Например, ученикам 7‑го класса можно предложить придумать, как наиболее просто объяснить 6‑м классам умножение десятичных дробей. Или разработать алгоритмы проверки домашнего задания и многое другое...
Каждый учебный кабинет в такой школе - научная, творческая лаборатория. Главное здесь - помнить: это место для творчества, для рождения идей, для работы над ними.
Школа идей построена по уровням образования в соответствии с ведущей деятельностью учащихся. На дошкольном уровне это игра в творчество детей, родителей, воспитателей. В начальной школе это детская познавательная инициатива принципиально в групповых формах (группа учеников, группа родителей вместе с учениками, группа учителей с учениками и родителями). В основной школе в небольших творческих группах отрабатываются коммуникативные навыки. А в старшей школе ученики на равных с учителями и родителями продвигают свои идеи, воплощая их в конкретные проекты.
А главное в школе идей - развитие личности ученика и личная значимость рожденных им идей.

Наталья ГАЛУЗИНА, учитель школы «Марьино»