В этот раз конкурс «Учитель года Москвы»-2019 был посвящен Году российского театра. Как проходил конкурс «Учитель года Москвы», какие испытания оказались самыми сложными и почему педагогом быть сложнее, чем артистом, мы узнали от действующих лиц - учителя школы №492 финалиста Вадима Киреева, учителя информатики школы №587 лауреата Александра Серинова и учителя начальных классов школы №2033 победителя конкурса Анны Макаровой.
Анна Макарова:
- Я бы все-таки разделила профессии «учитель» и «артист», но что-то общее между ними определенно есть. Учитель постоянно находится на «сцене» перед зрителями - детьми, родителями, коллегами. Он должен владеть своим голосом, жестами, мимикой не хуже актера. Но учитель - это не только артист, это еще и сценарист, и режиссер, и художник! От того, какую атмосферу создает учитель на уроке, зависит результат обучения.
Александр Серинов:
- Многие коллеги называют свой класс сценой, и я не являюсь исключением. Безусловно, одна из важнейших задач, которая стоит перед нами, - это заинтересовать класс, нашу «публику». Мы должны заполучить ее внимание и привнести в урок не только что-то новое, но и определенные эмоции, чтобы наши учащиеся были поглощены учебным процессом. Каждый учитель по-своему является актером, и каждый педагог разрабатывает свои методы, чтобы завладеть признанием своих учеников.
Вадим Киреев:
- Учитель в очень большом смысле артист. И его дело даже сложнее, чем артиста. Каждый день - это практически всегда импровизация. Артист все равно готовится к своему выступлению, у него есть текст, есть сценарий, есть подготовка. Да, хороший урок - это методика, но не в этом суть. Урок - это во многом экспромт. Ты заходишь в класс и должен чутко уловить настроение класса. Это баланс, который ты нащупываешь интуитивно.

Подготовка к спектаклю
Предваряют участие в конкурсе учительские олимпиады «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка», «Московский учитель», «Учитель школы большого города».
Анна Макарова:
- Задания метапредметной олимпиады были сложные, но интересные по форме и содержанию. Передо мной открылось многообразие предметов, я даже сначала растерялась, но потом все-таки выбрала наиболее близкие мне предметы и стала призером. А вот пойти на конкурс «Учитель года Москвы» мне посоветовала администрация школы: они знают, что я активный учитель, принимаю участие в городских мероприятиях. Я решила личным примером показать детям, что мы, учителя, тоже развиваемся, а не только их просим участвовать в конкурсах и олимпиадах.
Вадим Киреев:
- У заданий олимпиады были нетривиальные формулировки - их занятно даже просто почитать, чтобы потом самому научиться придумывать хитрые задачки для детей. Уже после того как прошел, задумался об участии в «Учителе года». Захотел попробовать, потому что чувствовал, что могу.
Александр Серинов:
- В олимпиаде «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка» проверялись основные компетенции учителей информатики, которые они реализуют в своей деятельности. Уже после победы во время образовательной поездки в Калифорнию я заинтересовался конкурсом «Учитель года». Во многом это благодаря знакомству с прошлогодним победителем Игнатом Игнатовым. Как только было объявлено о регистрации, я не упустил возможность подать заявку на участие.

Акт I
Действие 1. «Я - московский учитель». Монологическое выступление. Рассказ о передовом научном исследовании, которое повлияло на личную практику преподавания и привело к получению новых образовательных результатов
Анна Макарова:
- В основу моего монологического выступления легло международное исследование компьютерной и информационной грамотности ICILS. Я говорила о возможности использовать гаджеты в личных, исследовательских, творческих и коммуникационных целях, потому что сейчас дети активно пользуются сетевыми ресурсами. Кстати, было очень забавно, что в день выступления на мониторе в метро я увидела данные соцопроса, которые гласили, что 95% людей боятся публичных выступлений. Но у меня все получилось, волнение ушло, когда я стала рассказывать о своем исследовании.
Вадим Киреев:
- В своем выступлении я рассказал о том, что социологический взгляд на мир необходим, если ты понимаешь, как мыслят те, кого ты учишь. Уровень города Москвы - это очень серьезный уровень, и я понимал, что сейчас меня слушают знающие люди. Но я всегда и к детям выхожу с такой же позицией - в классе я всегда им говорю: «Ребята, вы для меня взрослые, вы для меня умные». На этом испытании был регламент, и речь, которую я задумал, пришлось сокращать в процессе. Но самое главное - я успел договорить до точки, не занял чужое время и все-таки донес свою мысль.

Действие 2. Публицистическая статья. «Идея школы, которая учит придумывать идеи»
Александр Серинов:
- В своем эссе я использовал цитату Исаака Ньютона: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов». Я понимал, что найти идею такой школы можно, только если я рассмотрю опыт уже успешных передовых школ, которые учат навыкам будущего. Одним из важных для меня деятелей современной науки является Илон Маск, у которого уже реализована такая школа для детей. Я проанализировал ее деятельность и учебный процесс и рассмотрел, что можно сделать уже сегодня в современном московском образовании. Моя основная мысль заключалась в том, чтобы изменить взгляды педагогов на информационные технологии и их применение в образовании.

Действие 3. Ситуационная задача. Решение педагогического кейса
Анна Макарова:
- Мне попалась ситуационная задача, связанная с деятельностью молодых специалистов. Эта тема оказалась мне близка, так как я вхожу в совет молодых педагогов и являюсь их наставником. Сейчас для молодых специалистов созданы все условия, позволяющие получить актуальный опыт и выйти на новый качественный результат. Поэтому предложенные решения задачи основывались на моем собственном опыте.

Антракт
Подведение итогов 1‑го этапа и выход в финал.
Смена декораций - филиал Дома учителя «Поведники».
Анна Макарова:
- Когда пришло письмо от организаторов конкурса с поздравлением, моему счастью не было предела. Радовались мои близкие и коллеги. На тот момент уже много было пройдено, много сил вложено, но я была рада, что то, что я сделала, было не напрасно. Тем не менее я понимала, что впереди еще очень трудный, но интересный путь.
Вадим Киреев:
- Когда мне пришло письмо с пометкой «финалистам», я вел урок и даже толком его не открыл. Только мысль промелькнула: «Ну, финалистам, значит, не мне». И продолжил урок. А потом дома прочел и понял - я финалист. И первым пришло осознание: «Ого, а вот сейчас будет совсем сложно». Но сложные вещи меня всегда вдохновляют.
Александр Серинов:
- У меня была очень серьезная мотивация - победить в «Учителе года». Иногда смотришь на какую-то нишу, думаешь, что это не для тебя, а когда подходишь ближе, понимаешь, что вот это твое. То, что я прошел в финал, уже повлияло на мою профессиональную деятельность и позицию. Я понял, что должен стать как минимум лауреатом конкурса.

Акт II
Действие 1. Пресс-конфе­ренция «Неудобные вопросы»
Анна Макарова:
- Для меня испытание «Пресс-конференция» было одним из самых тяжелых, ведь по долгу службы мне нечасто приходится общаться с журналистами. Пугала неизвестность, которая касалась вопросов. Я понимала, что времени подумать там особо нет, а на вопросы, порой очень «горячие», нужно отвечать быстро. Но все вопросы оказались понятными, и, на мой взгляд, я справилась с этим заданием.
Вадим Киреев:
- Я был в последней группе отвечающих. Это наложило определенный отпечаток на настроение - было немного тревожно. Но я не боялся - я привык от своих учеников постоянно получать неудобные вопросы, начиная с «Почему небо голубое?» и заканчивая «Почему Россия называется Россией?». Неудобные вопросы в силу нашей профессии сыпятся на нас как из рога изобилия, поэтому учителя умеют на них отвечать.

Действие 2. Коллективный проект
Вадим Киреев:
- Нам дали четыре часа и сказали - давайте, делайте. Мы вместе остановились на том, что наш проект будет локальным. Мы не хотели уходить в городское пространство - хотели сделать что-то полезное в нашей условной школе. Мы предложили «Школьный клуб самостоятельных людей». Работать с коллегами было очень интересно, я выхватывал любую свежую мысль. Конкурс - это площадка для дискуссий, общения; место, где тебя слышат и где слышишь ты.
Александр Серинов:
- Мы с командой подготовили выступление, где каждому отводилась своя важная роль - докладчика или повествователя. Мы реализовали нашу презентацию в формате телл-стори, что очень актуально в современном информационном мире и в создании уроков в том числе. Мы продемонстрировали некую интерактивную площадку в виде социальной сети, где одаренные ученики с интересными проектами могли бы найти помощь в их реализации.

Действие 3. Мастер-класс с фокус-группой
Анна Макарова:
- Я выступала 21‑й. Передо мной было уже 20 мастер-классов, но того, что приготовила я, на тот момент, не показал еще никто. Я рассказывала о технологии STEAM-обучения. Мне хотелось, чтобы опыт моей работы был полезен не только учителям начальной школы, но и учителям-предметникам, ведь STEAM-образование представляет собой интеграцию и науки, и технологии, и искусства, и математики.
Александр Серинов:
- Тема моего мастер-класса - «Использование диаграмм в актуализации задач личностного роста». Мастер-класс требовал серьезной аналитической работы от моей фокус-группы. Коллеги, безусловно, справились с поставленной задачей. Моя фокус-группа выполняла роль в первую очередь помощников моего мастер-класса.

Антракт и подготовка
к финалу
Анна Макарова
- Когда мы увидели на сцене 7 стульев, на которых стояли портреты, мы стали выяснять, как выглядел чей портрет - горизонтальный он был или вертикальный. Пытались дедуктивным методом узнать, кто же займет эти места. Когда объявили мое имя, я поняла: лауреат! Было много радостных эмоций, но я понимала одно - впереди испытания суперфинала и расслабляться нельзя.
Александр Серинов:
- Когда я получил диплом лауреата конкурса «Учитель года Москвы»-2019 и вернулся в зрительское кресло, я посмотрел в зеркало. Оттуда на меня смотрел я из прошлого, ученик 7‑го класса, который когда-то испытывал трудности в обучении. Он смотрел на меня удивленными глазами и был поражен тем уровнем, которого мне удалось достичь на данный момент. Я понимал, что дальше будет непросто, но стать лауреатом в таком конкурсе уже большая заслуга.
Вадим Киреев:
- «Учитель года Москвы» - это признание профессионализма от сообщества учителей. Я не стал лауреатом, но конкурс дал мне загадку для мышления. Могу сказать так: надо уметь признавать не только поражения, как это ни странно, но и свои успехи.

Акт III
Действие 1. «Разговор со школьниками»
Анна Макарова:
- Для «Разговора со школьниками» я выбрала тему «Социальные сети». Мне хотелось на примере всемирно известного Марка Цукерберга обратить внимание ребят на успех в жизни и на цели, которые мы перед собой ставим и достигаем. Я даже специально выбрала в качестве «помощника» клубок: это была некая аллегория и социальных сетей, и взаимосвязи всего в нашей жизни. Разговор получился! В конце мы говорили о счастье, о том, как важно быть частью целого, как важна поддержка друзей, не виртуальных, а реальных.
Александр Серинов:
- Я воспользовался возможностью поговорить с ребятами в неформальной обстановке. Тема нашего разговора - «Между прошлым и будущим». Я предложил им ответить на вопрос: «Что бы вы взяли, если бы вернулись в прошлое?» Я заранее предполагал, что они заговорят о неком носителе информации: книге, гаджете, флешке. Но ведь они все неидеальны, и в разговоре мы вместе пришли к одному выводу: совершенный носитель информации - это человеческий мозг. Один из учеников, кстати, мудро подметил, что нельзя так делать - нельзя менять ничего в прошлом. Но мы ведь говорили о некой симуляции, хотелось просто порассуждать.

Действие 2. «Разговор с министром»: «Спасибо учителю: вежливость или… За что конкретное скажут мне «спасибо» ученики через 10 лет»
Анна Макарова:
- Это самое ответственное испытание. Ты пришел к «маяку» в нашей профессии: талантливому педагогу, управленцу и просто интересному человеку. Для меня было важным показать Исааку Иосифовичу то, чем я занимаюсь с разных сторон и в рамках заявленной темы «Спасибо учителю: вежливость или… За что конкретное скажут мне «спасибо» ученики через 10 лет». Хотелось рассказать, как я и мои коллеги стараемся использовать все ресурсы города, чтобы наши ученики развивали свои способности и достигали высоких личностных результатов.
Александр Серинов:
- Вопросы Исаака Иосифовича были креативными и в некотором смысле непредсказуемыми. Он дал мне ситуационную задачу и предложил решить. Это был уникальный опыт, получилось и поделиться своим мнением, и услышать мнения коллег, и посмотреть на реакцию министра. Главное, что получилось сделать определенные вывод, задуматься о своей деятельности.

Кульминация: объявление победителя!
Анна Макарова:
- Сложно передать те чувства, которые испытываешь, когда слышишь свое имя во время объявления победителя. Внутри просто эмоциональный взрыв! Когда председатель Большого жюри ректор РУДН Владимир Филиппов сказал, что сегодня эта победа - уникальный случай, я поняла, что это обо мне. И теперь моя главная сверхзадача - это достойно представить опыт московского образования на всероссийском конкурсе в сентябре!

Виктория РАЗВОДОВСКАЯ,
Городской методический центр