На торжественном открытии конференции выступили: заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Марина Смирницкая; помощник министра науки и высшего образования Екатерина Журавлева; заместитель директора Департамента координации деятельности научных организаций Министерства науки и высшего образования РФ Ирина Чугуева; директор Департамента государственной научной, научно-технической и инновационной политики Юрий Романовский; вице-президент Российского химического общества имени Д.И.Менделеева Юлия Горбунова; директор Института общей и неорганической химии имени Н.С.Курнакова Владимир Иванов.
- Мы три года наблюдаем за проектами, которые представляют на конференциях, и каждый раз уровень исследований становится значительно выше! - отмечает заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Марина Смирницкая. - Для нас очевидно, что работы, представленные на стендах, демонстрируют результат многолетней успешной деятельности.
Участники конференции стремятся к общей цели - формированию мегаполиса будущего, где на первый план выйдет наука и сфера технологий. Свои исследования и прикладные проекты представили ученики академических классов.
Проект «Академический (научно-технологический) класс в московской школе» дает ребятам возможность заниматься исследованиями под руководством ученых на базе лабораторий ведущих научных организаций и демонстрировать свои достижения и идеи на предпрофессиональной конференции. Посмотрев на участников, можно понять, чем живут современные школьники: они стремятся быть полезными обществу. Новые открытия - вот на что делают упор юные ученые.
- Работа со школьниками показала себя очень эффективной, - говорит помощник министра науки и высшего образования РФ Екатерина Журавлева, - дети очень быстро заражаются идеями науки, очень быстро подхватывают инициативу, и многие проекты, которые мы видим здесь, превратились в настоящие научные исследования.
Эта конференция дает ребятам отличную возможность проявить себя. Работы, представленные на устных секциях и стендах, - результат успешной научной деятельности, под руководством ученых из ведущих научных организаций. Современное прогрессивное поколение в состоянии вывести науку на новый уровень, оно обладает энтузиазмом, необходимым для освоения тех future skills (профессий нового формата), которые помогут им развиваться и двигаться только вперед.
Конференция «Наука для жизни» прошла в столице в третий раз. Если годом ранее было представлено 268 проектов, то на сегодняшний день число участников значительно возросло - их уже более 400! И вместе с увеличением количества конкурсных работ расширяется область научных исследований, так, в этом году в программе конференции появились секции, посвященные экономике, филологии, общественно-научным предметам.
Уникальные темы исследований, над которыми месяцами трудились участники, заинтересуют не только участников конференции, но и настоящих ученых. Среди них «Синтез энантиомерно чистых производных 5‑фенилтриптамина, потенциальных противоопухолевых препаратов», «Люминесцентные биометки из коллоидного золота», «Молекулярная динамика лиганд-связывающего домена андрогенового рецептора человека», «Габитуация и внешняя пространственная память слизевиков» и другие.
- В своем проекте я исследовал уникальные организмы - слизевики, - рассказывает ученик 10‑го класса школы №1520 имени Капцовых Даниил. - Это простейшие, у которых найдена внешняя пространственная память. Благодаря ей они могут использоваться в биотехнологиях. На выбор такой темы меня вдохновили научные журналы: я понял, что слизевики - это малоизученная область биологии. Я выступаю с устным докладом и постараюсь заинтересовать жюри своим проектом!
Исследовательская работа дает новые возможности, все сделанные открытия идут в копилку знаний, систематическое пополнение которой помогает обществу выходить на новый уровень. Участие в подобных конференциях помогает получать необходимые навыки исследовательской и проектной деятельности и на протяжении долгого времени сохранить энтузиазм и огонь в глазах юных ученых.
Презентации работ были разделены на одиннадцать секций: «Экология и природопользование», «Биотехнологии. Молекулярная биология. Генетика», «Агротехнологии. Селекция и семеноводство. Органическая химия», «Прикладная химия. Материаловедение», «Нанотехнологии. Теоретические и фундаментальные исследования. Математика и механика», «Машиностроение и транспорт. Робототехника. Информационные технологии. Программирование. Кибернетика. Электроника и приборостроение», «Энергетика. Оптика. Лазерные технологии. Астрономия и космические технологии», «Общественно-научные предметы», «Экономика», «Филология», «Технологии предпрофессионального образования научно-технологической направленности в партнерстве с научными организациями».
Также ребята с большим интересом приняли участие в организованных сотрудниками института мастер-классах. Школьникам рассказали о существовании неустойчивых соединений, они смогли ближе ознакомиться с основами органического синтеза, способами очистки малорастворимых соединений, а также попробовали исследовать термические и термодинамические свойства неорганических соединений.
Старшеклассники, принявшие участие в конференции, стоят на пороге очень важного решения - выбора будущей профессии. И участие в таком масштабном проекте обязательно поможет им в самоопределении.
Открытая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни» - это отличная возможность для молодого, прогрессивного поколения продемонстрировать свои знания и умения. Участие в проекте открывает перед каждым школьником безграничные возможности. А главное - вовлечение старшеклассников в научную деятельность является отличной перспективой для всего общества.

Дмитрий СКОВОРОДКИН,
Алена Чернолихова,
Виктория Разводовская,
Городской методический центр