Одним из направлений развития московского образования является предпрофессиональное образование. В инженерных, медицинских, академических, кадетских классах обучение организовано с участием перспективных работодателей и ведущих технических, медицинских, военных вузов столицы, ведомств, связанных с государственной, военной и гражданской службой. Московские школьники ежегодно представляют более 2000 практико-ориентированных проектов и исследований на городских научно-практических конференциях.

Конференция «Инженеры будущего»
В Москве прошла четвертая ежегодная конференция «Инженеры будущего». Национальный исследовательский институт МЭИ впервые стал площадкой для проведения такого крупного мероприятия в сфере образования. Участники конференции - учащиеся инженерных классов московских школ - представили более 1000 проектных и исследовательских работ в области прикладной физики и химии, машиностроения, транспорта, информационных и 3D-технологий, приборостроения, строительства, дизайна и архитектуры, биомедицины.
Для участников и гостей мероприятия были организованы интерактивные лекции, мастер-классы, экскурсии, на которых они могли ознакомиться с современным оборудованием лабораторий и научных центров НИУ МЭИ.
По итогам работы конференции более двухсот школьных проектов были признаны экспертами лучшими. Победители и призеры получат дополнительные баллы при поступлении в технические вузы, которые являются партнерами проекта «Инженерный класс».

Конференция «Наука для жизни»
Современные школьники стремятся делать новые открытия в различных научных сферах. Проект «Академический (научно-технологический) класс в московской школе» предоставляет ребятам такую возможность. Старшеклассники проводят исследования под руководством ученых на базе лабораторий ведущих научных организаций. Свои достижения они демонстрируют на ежегодной городской конференции «Наука для жизни». В этом году юные исследователи представили 206 устных и 258 стендовых докладов. Уникальные темы исследований, над которыми школьники трудились месяцами, способны заинтересовать не только их сверстников, но и настоящих ученых. Среди них: «Синтез энантиомерно чистых производных 5‑фенилтриптамина, потенциальных противоопухолевых препаратов» (создание противоопухолевых препаратов с заданной пространственной структурой), «Люминесцентные биометки из коллоидного золота» (получение наночастиц золота для применения в биомедицине), «Молекулярная динамика лиганд-связывающего домена андрогенового рецептора человека» (использование метода молекулярной динамики для моделирования поведения биологических структур).
Из года в год количество школьных работ увеличивается, вместе с этим расширяется и область научных исследований: на третьей ежегодной конференции «Наука для жизни» в программе появились секции, посвященные экономике, филологии, общественно-научным предметам.
Конференция «Наука для жизни» позволяет привить современным школьникам интерес к научному познанию мира и сформировать у них навыки проектной и исследовательской деятельности.

Научно-практическая конференция «Старт
в медицину»
Более пятисот исследовательских проектов школьников было представлено на ежегодной научно-практической конференции «Старт в медицину». В этом году она проходила в Москве в четвертый раз.
Работы учащихся предпрофессиональных медицинских классов, а также школьников других образовательных организаций Москвы были посвящены разным темам. В их числе исследование различных видов медицинского пластыря и изучение методики его изготовления; исследование уровня тревожности школьников и выявление ее взаимосвязи с прокрастинацией, разработка цифрового приложения, которое позволяет слабовидящим и слепым людям не только свободно ориентироваться в пространстве, но и удовлетворять потребности в социальной мобильности и независимости и др.
В этом году на конференции работали 14 секций. Некоторые из них были представлены впервые - «Фармацевтическая технология», «Безопасность жизнедеятельности человека», «Медицинская генетика» и «Химия в фармации и медицине».
Победители и призеры конференции «Старт в медицину» получают дополнительные баллы при поступлении в Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова и Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И.Пирогова.
«Курчатовский проект - от знаний к практике,
от практики
к результату»
17 апреля в Москве состоялась пятая, юбилейная, научно-практическая конференция «Курчатовский проект - от знаний к практике, от практики к результату». Это одно из значимых мероприятий, проходящих в рамках реализации конвергентного образования в столице. Ее организаторами являются Департамент образования и науки города Москвы и Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».
В этом году на конференции было представлено более двухсот проектов школьников на таких секциях, как «Первые шаги в науку», «Идея», «Метод», «Среда», «Поиск», «Мастер-классы на иностранном языке». Секция «Первые шаги в науку» появилась только в этом году. Ее участниками стали самые юные исследователи.
Кроме того, в работе конференции приняли участие педагоги образовательных организаций города Москвы. Они рассказали про свой опыт проведения учебных занятий и организации проектной и исследовательской деятельности школьников с использованием оборудования Курчатовского проекта.
Участие в подобных конференциях гарантирует освоение предпрофессиональных умений и навыков выполнения прикладных исследовательских работ, отвечающих запросам высокотехнологичной среды мегаполиса, приоритетным направлениям развития науки и необходимых для успешной личной и профессиональной реализации выпускников.

Андрей ЗИНИН,
директор Городского методического центра