Приветствуя собравшихся, председатель Тюменской межрегиональной организации профсоюза Валентина Худякова отметила: «Мы делаем ставку на молодых. С одной стороны, мы меняемся и совершенствуемся вместе с ними, а с другой - приобщаем их к профессиональным ценностям, помогаем адаптироваться в образовательной среде и создаем возможности для развития. Школе сегодня нужен не только педагог-предметник и организатор, но и личность».
Для выступления на семинаре профсоюз пригласил специалистов Тюменского государственного университета - заведующую кафедрой общей и социальной педагогики, доктора педагогических наук Ирину Емельянову, кандидата педагогических наук Татьяну Микулину, кандидата юридических наук, доцента кафедры конституционного и муниципального права Ольгу Теплякову. Они говорили с молодыми педагогами о конфликтных ситуациях с участием школьников, их родителей и учителей, о которых сегодня все чаще пишут СМИ. Специалисты дали коллегам профессиональные советы.
В рамках темы «Особенности рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений» ребята смогли задать накопившиеся вопросы главному правовому инспектору труда Тюменской межрегиональной организации профсоюза Светлане Григоровой.
Следующий день семинара был посвящен педагогическому мастерству, и здесь главным подарком для тюменцев стала встреча с коллегой из Грозного Алиханом Динаевым, победителем Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, народным учителем Чеченской Республики, журналистом, писателем. С ним молодые учителя обсудили самые острые проблемы. Что важнее для учителя - знать предмет или методику преподавания? Каковы плюсы и минусы обязательных ЕГЭ по английскому и истории? Руководитель образовательного учреждения должен быть в первую очередь управленцем или педагогом? Учитель - это призвание, природный талант или педагогом становятся, приобретая знания и развивая определенные навыки?
«Мой собственный пример показывает, что учителем можно стать и не имея специального образования, - признался Алихан Мавладиевич, выпускник Северо-Западной академии госслужбы, - хотя недостаток профильной подготовки я время от времени ощущаю… Вместе с тем много раз приходилось видеть молодых специалистов, которые непонятно чему учились в педагогических вузах. Так может, не надо спорить, нужен ли нам вузовский диплом или достаточно окончить курсы, а задуматься о том, как именно должна преподаваться педагогика, как эффективнее обучать тех, кто готовится прийти в класс?»
Гость рассказал о математической школе №1 им. Х.И.Ибрагимова города Грозного, где преподает обществознание. О том, что в оформлении ее рекреаций, выполненных в различных дизайнерских стилях, участвовали ученики. О методических субботах, где учителя делятся наработками и буквально в следующий понедельник несут их в классы. Узнали мы и о педагогическом стиле самого Алихана Динаева, его способности импровизировать, пригодившейся на важнейшем конкурсном испытании: «Урок может пойти совсем не так, как предполагалось изначально… У меня уже на шестой минуте один из учеников выдал вывод, к которому по задумке мы должны были постепенно, шаг за шагом подойти вместе с классом. Но даже из такой ситуации можно найти педагогически грамотный выход, который оценит большинство присутствующих. Нередко на конкурсе учителя стремятся в первую очередь показать себя. Я же считаю, что надо давать слово ученикам, больше с ними общаться. Если ребята готовы рассуждать и охотно высказывают свое мнение, значит, тот, кто стоит перед ними, все делает правильно».
Не бояться профессиональных конкурсов, по возможности принимать в них участие посоветовала собравшимся тоболячка Екатерина Бушуева, учитель года Тюменской области-2018. Она говорила о метапредметности, умении удивлять, игротехнических приемах, которыми нередко сама пользуется на уроках. Эпиграфом к ее докладу стала цитата Альберта Энштейна, назвавшего игру высшей формой исследования. Екатерина Анатольевна рассказала об удивительной атмосфере российского конкурса, его звездных участниках, о своей группе поддержки из Тюменского областного государственного института развития регионального образования.
Только завершился девятый семинар, но уже сегодня организаторы думают о десятом. Интересных задумок много! Валентина Тимофеевна Худякова сказала на прощание: «Приятно осознавать, что идея все больше привлекает молодых специалистов, творческих педагогов со стажем, ветеранов педагогического труда и педагогов-наставников. Я убеждена, что эту работу надо продолжать, активнее приобщать к нашей деятельности воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования и других специалистов».