- Ольга Александровна, какие качества вы считаете важными для современного учителя-логопеда?
- Есть определенная связь между жизненной успешностью учеников, возможностью выбора будущей профессии, самоопределением и тем, насколько грамотна и красива будет их речь, насколько совершенно они будут владеть языковыми компетенциями. Сейчас логопед - это сильная и творческая личность, способная превратить коррекционно-развивающие занятия в маленький праздник, путешествие или квест, помочь воплотить в жизнь стремления ребенка и на этой основе успешно его социализировать.
Кроме того, это способность чутко и гибко реагировать на изменения в системе образования и содержании психолого-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ и инвалидностью. XXI век - это век информационных технологий. Современные дети как «носители цифрового языка» определяют значимость включения IT-технологий в повседневную практику специалиста. Перед педагогами открыты широкие возможности Московской электронной школы, позволяющие реализовать на занятиях все преимущества информационных технологий. Такие занятия у моих учеников вызывают восторг и проходят с высокой результативностью.
- Как вы организуете работу с учащимися медицинских классов?
- В основе логопедических нарушений всегда присутствуют биологические причины. В рамках спецкурса я знакомлю учащихся с основными нарушениями в речевом развитии детского возраста, объясняю причины, демонстрирую логопедические практики. Ребята приходят на мои занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья и наблюдают за коррекционным процессом, мы совместно анализируем практические случаи.
- Правильно ли сказать, что профессиональная деятельность учителя-логопеда претерпевает изменения в связи с обновлением содержания образования детей с ограниченными возможностями здоровья?
- Профессиональные компетенции современного учителя-логопеда давно вышли за рамки традиционных представлений, знакомых со студенческой скамьи.
По-новому проектирует свою работу современный учитель-логопед. Включая в свои занятия материал о Москве, используя для сценариев урока ресурсы города, я развиваю у моих учеников стремление к постоянному поиску, желание познавать что-то новое, знать и любить свой город. Я учу своих учеников не останавливаться на достигнутом и сама стремлюсь к этому. Мне интересно изучать и внедрять новые технологии и методики, например применяю на занятиях метод биологической обратной связи.
Учитель-логопед сегодня должен быть готов к успешному решению задач дифференциальной диагностики и проектированию оптимального индивидуального маршрута для каждого ребенка с учетом его особых образовательных потребностей. В своей работе для слабовидящего ученика я использую электронный увеличитель, адаптирую учебный материал под зрительные особенности ребенка. В работе с детьми с задержкой психического развития считаю важной опору на систему сигналов обратной связи. А визуальную поддержку и структурированное обучение применяю с учениками с РАС.
Моим глубоким профессиональным убеждением о работе учителя-логопеда является позиция о его роли в развитии инклюзивного образования. Инклюзивная школа - школа для всех и каждого, расширяет возможности для получения образования в шаговой доступности каждому ребенку с ОВЗ и инвалидностью, оказывает поддержку семье, обеспечивает получение непрерывной специализированной помощи. Без дефектологов и логопедов, без знаний коррекционной педагогики и специальной психологии, инклюзия существует лишь формально. Специалисты, реализующие инклюзивную практику, должны быть в каждой образовательной организации. Их работа обеспечивает повышение качества образования детей с ОВЗ и инвалидностью. Данную позицию я разделяю с моими коллегами по всей России, входящими в Ассоциацию инклюзивных школ, являясь ее ведущим экспертом.
- Расскажите об организации логопедического сопровождения детей с нарушением речи в школе.
- В основе коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда лежат фундаментальные знания основ отечественной коррекционной педагогики, культуры проведения логопедического обследования, принципы дифференциальной диагностики, знание современных педагогических методов и технологий. Проектируя результат коррекционно-логопедической работы, специалист ориентируется на становление языковых компетенций, коррекцию речевого развития, профилактику вторичных нарушений в тесной взаимосвязи с формированием навыков жизненной компетенции. Исходной точкой является индивидуализация содержания психолого-педагогического сопровождения, основанная на особых образовательных потребностях ребенка. Выявление и описание речевых дефицитов развития ребенка, выстраивание коррекционной логопедической помощи отражается в индивидуальном образовательном маршруте, разрабатываемом педагогом для детей с ОВЗ, имеющих нарушение речи. Осуществляя ведущую роль при реализации АООП НОО вариантов 5.1 и 5.2, учитель-логопед должен обладать достаточной компетенцией в области создания рабочих программ по коррекционно-развивающим курсам в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. И если говорить о перспективах развития логопедической помощи, то, на мой взгляд, они в дифференцированном подходе, основанном на вариативных моделях сопровождающей деятельности специалиста.
- Расскажите о вашем участии в городских проектах.
- В составе психолого-педагогической службы являюсь активным участником проектов Департамента образования и науки Москвы «Ресурсная школа», «Взаимообучение московских школ», включена в разработку сценариев уроков Московской электронной школы. В этом году приняла участие в региональном этапе Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы»-2019 в номинации «Учитель-дефектолог года», где стала лауреатом конкурса, вошла в пятерку сильнейших дефектологов Москвы.
- Каких результатов достигают ваши ученики?
- Показателями успешного освоения программы по русскому языку и чтению являются достижения моих четвероклассников: уверенные в себе и в своих силах, они вот уже четыре года подряд становятся победителями и лауреатами Московской олимпиады по русскому языку «Знаем русский язык» и окружающему миру «Мир вокруг» для обучающихся с ОВЗ. Эти результаты мы достигаем совместно с моими коллегами, реализуя комплексный подход в работе. Как учитель-логопед современной школы я работаю в команде специалистов, где важным является умение сотрудничать, ставить и решать общие задачи, достигать единые цели. И я горжусь тем, что работаю в инклюзивной школе в сотрудничестве с профессионалами-единомышленниками.

Аделя ВИЛЬШАНСКАЯ,
заместитель директора школы «Марьино»