Триумфатора из школы №2033 в разговоре, проходившем в Департаменте образования и науки города Москвы, пришли поддержать заместитель директора Городского методического центра ДОНМ Андрей Лукутин, заместитель председателя Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, заместитель председателя столичного Большого жюри номинации «Учитель года» в 2019 году Сергей Горбун и учитель информатики, призер конкурса «Учитель года России»-2018, аналитик Московского центра развития кадрового потенциала образования Игнат Игнатов.
- С 2015 года входом в конкурс стала метапредметная олимпиада «Московский учитель», - рассказал Андрей Лукутин. - В этот раз в ней участвовали более 11000 московских учителей. К победителям и призерам метапредметной олимпиады в этом году также присоединились победители и призеры еще двух учительских олимпиад - «Новый учитель новой информатики» и «Учитель школы большого города». И вот в январе стартовал первый этап конкурса «Учитель года Москвы». Он состоял из 3 конкурсных испытаний. В этом году новинкой стала монологическая речь конкурсанта, где он должен был за три минуты рассказать о передовом научном исследовании, которое легло в основу его практики и привело к новым образовательным результатам школьников. Традиционное конкурсное испытание - это публицистическая статья (их можно будет прочитать в следующем номере «Учительской газеты-Москва» на тему «Идея школы, которая учит придумывать идеи»). Третье - небольшая управленческая задача для учителей. По итогам этих испытаний были выбраны 29 финалистов, которые выехали в начале апреля в Дом учителя в Поведники, где Большое жюри во главе с Владимиром Михайловичем Филипповым определило победителя.
- В этом году у нас было новое задание, - добавил заместитель директора Городского методического центра ДОНМ, - которое теперь останется в конкурсе и в следующем году, - это разговор со школьниками. Конкурсанты в незнакомой школе незнакомым детям должны были предложить тему для разговора и заинтересовать им школьников. По итогам двух последних конкурсных испытаний - «Разговор со школьником» и «Разговор с министром» - было объявлено имя победителя.
- В первую очередь мы обращали внимание на педагогическое мастерство конкурсантов, профессионализм, знание предметов, понимание государственной политики в области образования, - отметил заместитель председателя столичного Большого жюри Сергей Горбун, - то, как может победитель представлять столичное образование уже на российском конкурсе. В основном в предыдущие годы победителями конкурса становились молодые люди. Очень приятно, что в этом году Анна Игоревна Макарова победила в этом конкурсе. На селекторном совещании «Профсоюзный час» мы уже поздравили всех победителей во всех номинациях и, конечно же, Анну Макарову!
- Главным победителем в этом конкурсе является московское образование, которое из года в год показывает выдающиеся результаты, - подчеркнул призер конкурса «Учитель года России»-2018 Игнат Игнатов. - Всероссийский конкурс, который ждет Анну Игоревну в сентябре, является профессиональной площадкой, в рамках которой московский участник выполняет важную задачу - показать и рассказать о московском образовании и продемонстрировать опыт Москвы. Это конкурс, к которому нужно готовиться и учесть регламент конкурсных испытаний, положение о конкурсных испытаниях. В этом конкурсе вместе с участником участвуют вся его семья, друзья и коллеги. До конкурса нужно обязательно отдохнуть и четко спланировать все свои подготовительные действия. Для меня подготовка к этому конкурсу - это переосмысление опыта, который был в прошлом году, опыта, который есть у учителя, у города, поиск новых смыслов и выход на новый уровень некоего обобщения и системного применения. Надеюсь, что Анне Игоревне удастся удачно подготовиться к этому конкурсу и удачно выступить на нем в сентябре.
- Я убеждена, что участие в профессиональных мероприятиях способствует развитию и личностному росту педагога, - заявила главная героиня встречи. - Если мы хотим, чтобы наши дети добивались высоких результатов, то мы сами должны совершенствоваться. У меня не было ни капли сомнения в том, принимать участие в метапредметной олимпиаде или нет, конечно, принимать! В этом году в олимпиаде было очень много интересных заданий. Можно было выбрать любые три предмета не из той области, которую я преподаю. Я остановилась на английском, литературе и истории. Были методические задания, связанные с разработкой сценария или мероприятия, его анализом. Участие в олимпиаде далось нелегко - задания были очень сложные. Но результат меня порадовал, я стала призером и решила не упускать шанс, заполнив анкету на сайте конкурса «Учитель года». Приходилось выступать перед профессионалами своего дела, творческими коллегами. Подготовка занимала много времени. Но это были приятные моменты. Я получила колоссальный опыт и удовольствие от пережитого этапа в моей жизни. Победа для меня - большая честь и ответственность, в частности, перед своим родным городом. Понимаю, что должна достойно представить опыт московского образования на всероссийском конкурсе. Буду очень к этому стремиться. Быть учителем года Москвы - это прежде всего быть человеком, быть ориентиром для тех, для кого ты работаешь, с кем общаешься, быть надежным плечом и опорой.
- Всероссийский конкурс в этом году немного изменился, - заострил внимание победитель конкурса «Учитель года России»-2004 Андрей Лукутин. - Он включает в себя три этапа, начиная с создания сайта учителя, написания эссе, прохождения через установочный семинар в июле и заканчивая очным испытанием. В этом году будут урок, небольшое представление опыта работы. Основные конкурсные испытания будут проходить в Чеченской Республике, в Грозном, откуда родом абсолютный победитель прошлого года. Всем 85 конкурсантам будет необходимо показать внеурочное мероприятие, мастер-класс, создать образовательный проект. Новое конкурсное испытание - публичная лекция в Москве перед министром просвещения и вместе с министром просвещения, и ответы на вопросы министра просвещения РФ. И, как обычно, в Кремле будет объявлен победитель конкурса «Учитель года России», которому в этом году исполняется 30 лет. Мы начинаем готовиться!
На вопрос журналистов, каким образом планирует готовиться Анна Макарова, та ответила:
- Я изучаю информацию на сайте всероссийского конкурса, стараюсь много читать профессиональную, художественную и психологическую литературу, попытаюсь отдохнуть. Даже когда иду по улицам родного города, у меня все равно возникают какие-то мысли, потому что когда ты видишь цель - Хрустального пеликана, то все тебе помогает. Ты начинаешь генерировать идеи. Потом я начну выстраивать все это в логическую последовательность. Хочется, чтобы во всех конкурсных испытаниях были единая цель и концепция, вот это хочется донести до членов Большого жюри.
- Анна Игоревна лауреат премии за вклад в развитие МЭШ, - отметил Андрей Лукутин. - Каждый этап должен быть связан с другим этапом. Когда московский конкурсант едет на Россию, он показывает на своем примере, начиная от информационного ресурса и завершая публичной лекцией, каким образом работает московская система образования. Мы будем немного показывать МЭШ, мы будем показывать, каким сильнейшим дополнительным образованием обладает Москва, будем показывать мастер-класс учителя начальной школы, и это всегда будет высокий уровень, и это касается не только начальной школы, но и будущего наших учеников. Если мы создаем образовательный проект, то это проект, который можно применить в любой системе - московского или немосковского - образования.