- Борис Петрович, начнем, если позволите, с достаточно общего вопроса: какую роль школа сыграла в вашей жизни?
- Вся моя сознательная жизнь, дошкольная и школьная, прошла в этом районе. Здесь я познакомился с моей женой. Я окончил семь классов и пошел работать. В этой школе учились мои дети, внучка, сейчас учится внук. Все они занимаются спортом. Внучка Василиса окончила школу с золотой медалью. С тех пор связь моей семьи с этой школой очень глубокая. На протяжении сорока лет здесь есть классы по многим спортивным направлениям: хоккей, футбол, баскетбол, фигурное катание. Школа сотрудничает с ЦСКА. Помощь клуба тоже существенна. Здесь учились многие известные спортсмены, например братья Буре. Детям тут предоставляют льготы для учебно-тренировочного процесса. Преподаватели требовательные и не делают поблажек за то, что они спортсмены. Внук иногда жалуется, мол, все очень строго, а я ему: «А как же ты думал?»
- Нередко в воспитательном процессе происходит своего рода перекос: ребенок занимается спортом, его готовят в чемпионы, а все остальное идет, скажем так, факультативно. Как, на ваш взгляд, найти баланс между занятиями спортом и получением базового образования?
- Спорт - это самодисциплина. Он заставляет ответственно подходить и к учебе. Это дает результат. Здесь можно договариваться о графике, и по каждой теме дети сдают зачеты. Что касается вашего вопроса, то, я думаю, это баланс понимания родителей и школы. В наше время у многих были большие семьи. Когда учился я, без отличного знания предмета невозможно было пойти дальше, но, конечно, нередко спортсмены забрасывали учебу. Сейчас таких перекосов нет. Выбор у детей очень широкий, и когда человек занимается, например, хоккеем, он тоже делает выбор. Знания никогда не мешают высшим достижениям в спорте. А что ты после окончания карьеры будешь делать? Я за баланс. Я разговариваю с преподавателями, и они понимают, что к детям, которые связывают жизнь со спортом, нужно особое внимание. В то же время, если ученик пропустил уроки, он должен все равно изучить тему, потому что его спросят.
- Вы активный член управляющего совета школы. Какие проблемы вам приходится решать?
- Мы слушаем отчеты учителей по учебно-тренировочному процессу, ведем наблюдение за тем, как подрядчики осуществляют те или иные работы. Посещаю почти все спортивные мероприятия, которые проходят здесь. Работа в управляющем совете очень живая и мне не в тягость. Я считаю, что это нужно и для преподавателей, и для учеников. Одно время была проблема, что потерялась связь школы с ЦСКА. Я ходил к начальнику клуба, в детскую спортивную школу к директору по футболу и хоккею. Говорил, что это неправильно: связь школы и ЦСКА должна быть, это воспитание. В результате появился кадетский класс. Организовал секцию бокса, единоборств. Я теперь понимаю, как разговаривать со своими внуками. Воспитанием детей занималась мама, моя супруга, мне некогда было, всю жизнь провел на сборах, а сейчас я дома. Когда разговор идет об учебе, то говорю: «Никита, смотри, будешь себя плохо вести, я тебя накажу». Хотя я, признаюсь, и не знаю, как наказывать.
- Вы были не только хоккеистом, но и успешным тренером. Можно ли тренерскую работу сравнить с ролью учителя?
- Расскажу вам один случай. Однажды меня вызвали в школу. Сын Андрей себя плохо вел. Тогда я уже работал тренером. Я начал его воспитывать, мол, все понимаю, разберемся. Но когда завуч сказала, что позвонит в политотдел, мне пришлось ее уведомить: «Я вас очень уважаю, спасибо, что меня пригласили, но вы воспитываете детей, а я воспитываю их родителей и их детей!» Что такое команда мастеров, школы, сборной? Это тоже воспитание личности. Только эти личности достигли чего-то. В основном надо показывать, как вести себя на площадке, в обществе. Все идет от детского воспитания. Если ребят как следует воспитывали в школе, родители, то они ведут себя нормально. Да, хоккеисты добились больших вершин в спорте, но это не должно влиять на их поведение в быту. Если же человек считает, что успех позволяет ему вести себя как угодно, то общество либо принимает его таким, какой он есть, либо, что случается гораздо чаще, начинает постепенно отталкивать.
- Нередко спортсмены после окончания профессиональной карьеры идут в политику, становятся, к примеру, депутатами Государственной Думы РФ. Как вам кажется, правильная ли эта практика?
- Я думаю, что это нужно. Ведь депутатом становится человек, который достиг успехов в любой профессии. Спортсмен, учитель или писатель. Не надо отрывать спорт от общества. Так что, если спортсмена приглашают стать депутатом, он должен еще завоевать это право. Спортсменов выбирают, потому что они на слуху. Но дальше жизнь подскажет: справляется он или нет. Справляется - переизберут, а нет - так нет. Я считаю, что, если человек стал депутатом, он справляется и несет определенную пользу. Самое главное - не кичиться своими званиями и успехом. Если бы я перед вами стал похваляться своими достижениями - грош мне цена. В команде тридцать человек, но не у всех получается достичь таких вершин, как у Овечкина и Малкина. Однако и им помогали другие игроки, ведь они толкали их вперед. Без команды и тренера каждый хоккеист - ноль.
- Cейчас на экраны выходит много фильмов о былых победах наших спортсменов. Каковы ваши впечатления от кинематографического образа «красной машины» в фильме «Легенда №17»?
- Этот фильм больше не о спорте, потому что там много искажений. Там больше про воспитание подрастающего поколения. Потом вышли картины гораздо лучше - «Движение вверх» о баскетболистах и «Тает лед» о фигуристах. Хорошо бы сняли фильмы про все виды спорта. Спорт высших достижений - это не просто спорт, это адская работа, как сталевары, с утра до вечера пашем. Это здорово, что о нас стали снимать фильмы. Фильмы эти - какие хуже, какие лучше - говорят, что были такие люди, которые прославляли нашу страну, и этим они показывают прекрасные примеры нынешним школьникам. Ведь сегодня многие не знают современных спортсменов, а тем более тех, кому уже далеко за пятьдесят. Вот видят фильм «Движение вверх» и понимают, что был такой великий баскетболист Белов. Также про Яшина сняли фильм. Это же суперлегенда!
- А что вы думаете о вашем экранном образе в этом фильме?
- Знаете, говорят, что из всего этого фильма более-менее на себя похож мой персонаж. (Улыбается.) Когда мы в Сочи вместе с президентом смотрели эту картину, там была дочь Тарасова. Она сказала: «Да, актер непохож на отца, но характер его». Я тоже узнавал, например, в партийном работнике копию советских чиновников. Борис Щербаков очень точно сыграл роль отца Харламова. Если бы я был консультантом, то сказал бы про некоторые ляпы. Но что сделано, то сделано. В целом фильм удался. В то время канадцы представляли нас медведями, а когда встретились, поняли, что мы нормальные люди, да еще здорово играем в хоккей. «Легенду №17» я смотрел раз пять, многие, кто видел его впервые, плакали и хлопали. Не давали уходить из зала. Когда мой внук смотрел этот фильм, он спросил у мамы: «А что, мой дедушка с Валерой Харламовым играл?» Понимаете, он искренне спросил, потому что не знал. Харламов - это просто вершина… Фильм отлично показал, как мы трудились.
У меня на душе скребут кошки, когда вижу, как мама несет тяжеленную сумку с формой, а мальчик-хоккеист идет с клюшкой. Я не могу просто пройти мимо и говорю: «Как же вам не стыдно! Кого вы так воспитаете?» - «Ну, он устал». Для чего же он тогда в хоккей пошел, если он форму не может таскать?!
Был похожий случай и у нас в семье. Тренировка у внука. Я высадил его с бабушкой и стал отъезжать. Смотрю в зеркало заднего вида - бабушка несет рюкзак, а он налегке. Не поленился развернуться и сказать ему: «Еще раз такое увижу, с хоккеем завяжешь!»
- Стартовал очередной чемпионат мира по хоккею. Как вы оцениваете шансы нашей команды на этом мундиале?
- Шансы у всех есть. Надо самим играть. Задача у национальной сборной должна быть одна - всегда бороться за первое место. Иногда не получается, но я могу сказать, что наш хоккей находится на очень высоком уровне. Это позволяет федерации ставить перед игроками самые высокие требования. Так что болею за сборную. Борьба характеров в спорте высших достижений не прекращается ни на секунду, стоит чуть оступиться, и тебя съедят. Каждый, кто достиг какого-то Олимпа, не хочет с него сходить, и надо перебороть его, чтобы занять это место. Тогда и будет развитие спорта высших достижений. То же самое и в школе.
- Как строится ваша жизнь сегодня? Находите время посещать, к примеру, домашние матчи ЦСКА?
- Домашние матчи ЦСКА я посещаю всегда. Когда я еще не был в наблюдательном совете клуба, то ходил и на матчи других московских команд - «Спартака», «Динамо», сейчас на это не остается времени. Провожу встречи в детских спортивных школах. Есть чем заняться. Это мое любимое дело. Когда меня приглашают, я с удовольствием соглашаюсь.
- Борис Петрович, бывают такие ситуации, когда вы снова выходите на лед?
- Скажу честно, нет. Я до какого-то времени играл за ветеранов, но потом понял, что мне это не надо. После того как я закончил тренерскую работу, не встаю на коньки. Только прогуливаюсь с женой, слушаю эстрадную музыку и смотрю детективы, но активный спорт оставил. Нет внутренней потребности и желания. Как-то попробовал покрутить педали на велотренажере. Ноги заболели, лежу, думаю: «Борь, а тебе это надо?» И понял, что не надо. Так что на коньки я уже лет десять не встаю. Зато прихожу в Клуб легенд, зайду на тренировку, поговорю с ребятами, ветеранами, вспоминаем совместные игры. Когда приглашают на лед, отшучиваюсь, что у меня нет коньков.

​Арслан ХАСАВОВ, Александр ТРЕГУБОВ