Продолжение. Начало в №19

Русский язык:
1‑й класс - «Наша речь. Устная и письменная речь»;
2‑й класс - «Какая бывает речь?»;
3‑й класс - «Наша речь. Виды речи»;
4‑й класс - «Наша речь. Наш язык»;
1‑й класс - «Диалог»;
2‑й класс - «Как отличить диалог от монолога?»;
3‑й класс - «Предложение с обращением»;
4‑й класс - «Диалог. Обращение».
Математика:
1‑й класс - «Равенство. Неравенство. Знаки <, >, =»;
2‑й класс - «Сравнение числовых выражений»;
3‑й класс - «Сравнение трехзначных чисел»;
4‑й класс - «Сравнение чисел»;
2‑й класс - «Единицы времени. Час. Минута»;
3‑й класс - «Единицы времени»;
4‑й класс - «Единицы времени. Таблица единиц времени. Определение времени по часам».
Окружающий мир:
1‑й класс - «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?»;
2‑й класс - «…И про воду»;
3‑й класс - «Берегите воду»;
4‑й класс - «Водные богатства нашего края»;
1‑й класс - «Что такое Родина?»;
2‑й класс - «Родная страна»;
3‑й класс - «Золотое кольцо России»;
4‑й класс - «Мы - граждане России».
Безусловно, разработка однотемных уроков по одному из предметов требует от учителя:
- скрупулезного анализа тематического планирования для каждого класса с целью поиска «удобных» тем;
- изучения возможности и целесообразности внесения при необходимости изменений в календарное планирование;
- поиска или составления заданий/упражнений для парной, групповой или коллективной работы обучающихся разных классов класса-комплекта.
Совмещенный урок в малокомплектной школе, как и любой современный урок, должен соответствовать требованиям, предъявляемым федеральными государственными образовательными стандартами начального/основного/среднего общего образования.
Т.Н.Евдокимова указывает на необходимость учета следующих принципов организации обучения в разновозрастной группе [3]:
1) интеграция и дифференциация задач, содержания, средств обучения учащихся разного возраста, так как у учеников разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов, явлений, понятий;
2) делегирование старшим учащимся ряда педагогических функций, а именно контроль, объяснение нового материала, помощь младшим в преодолении учебных трудностей;
3) взаимообучение (это возможно только тогда, когда в классе есть сильные, способные ученики) - ученик на уроках систематически выполняет три функции: учится, обучает, управляет учебным процессом. Надо отметить, что, исполняя роль учителя при обучении своего товарища, ученик не только передает информацию, но и в процессе коммуникации актуализирует, чем закрепляет имеющиеся знания;
4) регулирование взаимодействия учащихся разного возраста. Отбираются содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста, а также способы и средства, стимулирующие их совместную работу, а именно:
    постановка общей проблемы и задачи, понятной, доступной и привлекательной для всех;
    использование исследовательских заданий, создание системы поиска;
    выполнение творческих заданий;
    совместное обсуждение результатов выполненных заданий;
    использование игровых элементов, проведение конкурсов;
5) обеспечение психологической защищенности ребенка посредством учета:
    возрастных особенностей;
 психологической совместимости учащихся при работе в парах;
 индивидуальных особенностей и возможностей, обеспечивая реализацию каждого, утверждение его достоинства, признание товарищами его успеха.
Очень важно четко и конкретно определять содержание деятельности, роли младших и старших на каждом этапе урока, не допускать подавления личности младших старшими, добиваться правильной позиции лидера группы;
6) необходимо учитывать специфику класса-комплекта.

Современный урок в контексте требований ФГОС в условиях совмещенного обучения
Для осуществления обучения в соответствии с ФГОС общего образования педагогу необходимо знать примерную типологию уроков, принципы построения урока, критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Назовем наиболее важные положения, которые следует учитывать при конструировании урока с позиций современных образовательных стандартов:
    целевая установка - образование как самореализация;
    цель обучения - развитие личности, формирование компетенций, универсальных учебных действий;
    принцип усвоения материала - продуктивный (системно-деятельностный подход);
    направленность обучения - реализация индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика;
    осуществление контроля - внедрение системы индивидуальной и коллективной рефлексии, персонализированная система контроля результатов, учитывающая индивидуальные возможности каждого ученика, введение ученического портфолио;
    особенность образования - создание информационно-коммуникационной образовательной среды.
Выделяют следующие типы уроков деятельностной направленности по целевой ориентации:
- уроки «открытия» нового знания;
- урок общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля;
- уроки рефлексии.
Дадим краткую характеристику перечисленным типам уроков.

Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Структура урока «открытия» нового знания:
1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
В целевую установку уроков общеметодологической направленности также входит формирование у обучающихся представлений:
    о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему;
    о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.
На данных уроках организуются понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета (на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого занятиях в соответствии с технологиями деятельностного метода).

Урок развивающего контроля
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Структура урока развивающего контроля:
1) написание учащимися варианта контрольной работы;
2) сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
3) оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Урок рефлексии
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и к реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т. д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т. д.
Структура урока рефлексии:
1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидуальных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Отличительной особенностью урока рефлексии (в сравнении с уроком «открытия» нового знания) являются фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.
Современный урок по сравнению с традиционным уроком, сложившимся в мировой практике с середины прошлого века, претерпел изменения в гуманитарном и личностно ориентированном направлении. При проектировании и анализе (самоанализе) урока необходимо учитывать предъявляемые к современному уроку требования (см. табл. 5).
Стандарты общего образования второго поколения меняют представление об образовательных результатах и ориентируют педагога не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед учительством задачу формирования и внедрения системно-деятельностного подхода, основной целью которого является развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Системно-деятельностный подход также позволяет обучающимся развивать способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий.
При определении типа урока, выборе методов и приемов обучения, форм организации деятельности учащихся на уроке следует помнить о результативности усвоения материала.
Профессор Государственного университета в штате Огайо Эдгар Дейл (1900‑1985 гг.) в конце 60‑х годов XX века экспериментальным путем установил зависимость объема запоминаемой студентами информации от способа подачи материала (он просто рассказывал что-то студентам, демонстрировал рисунки, предлагал им готовить выступления по заданной теме или выполнять какие-то реальные действия, а через две недели проверял объем усвоенного ими материала). Результаты исследования он оформил в виде схемы, названной «конус опыта Дейла» (Dale’s cone of experience) (см. рис. 2).
В различных источниках предлагаются разнообразные варианты его изображения: в прямом или в перевернутом виде, в соотношении с другой информацией, например со способами обучения (просмотр иллюстраций, просмотр кинофильма, наблюдение за реальным процессом, участие в дискуссиях, проведение бесед, ролевая игра и т. д.), со степенью вовлечения обучающихся в учебный процесс (активная, пассивная), методами и результатами обучения и пр.
На основе конуса обучения в 1980 г. в Национальной тренинговой лаборатории США (National Training Laboratories in Bethel, Maine) была разработана новая графическая версия влияния методов обучения на степень усвоения материала, получившая название «пирамида обучения» (см. рис. 3). Выглядит она явно проще конуса обучения [10].
Схема наглядно показывает, что классическая лекция (то есть монолог преподавателя, не сопровождаемый слайдами или какими-либо другими иллюстрациями) - наименее эффективный метод обучения, обеспечивающий усвоение слушателями всего лишь 5% изложенной информации. Вовлечение участников образовательного процесса в различные виды активной познавательной деятельности явно позволяет достигать более высоких результатов. Эдгар Дейл говорил: «Обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни - это наиболее эффективный способ выучить что-либо».
В условиях обучения в разновозрастных группах рекомендуется использовать технологии, соответствующие идеям ФГОС общего образования: игровые, проблемного обучения, полного усвоения знаний, критического мышления, интерактивные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии и др.
Сверхзадача современного урока - стать шагом в развитии личности, в формировании ее индивидуальности, творческих возможностей и нравственных позиций.
Структура конспекта урока в классе-комплекте может выглядеть следующим образом:
    Тип урока: …
    Тема урока в 1‑й возрастной группе - классе: …
Тема урока во 2‑й возрастной группе - классе: …
    Задачи урока в 1‑й возрастной группе - классе: 1) образовательные (обучение); 2) развивающие (развитие); 3) воспитывающие (воспитание); 4) формирующие УУД - личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.
Задачи урока во 2‑й возрастной группе - классе: 1) образовательные (обучение); 2) развивающие (развитие); 3) воспитывающие (воспитание); 4) формирующие УУД - личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.
    Планируемые образовательные результаты урока в 1‑й возрастной группе - классе: 1) предметные; 2) метапредметные.
Планируемые образовательные результаты урока во 2‑й возрастной группе - классе: 1) предметные; 2) метапредметные.
    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение урока в 1‑й возрастной группе - классе: …
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение урока во 2‑й возрастной группе - классе: …
Полезно представить конспект совмещенного урока в краткой форме (см. табл. 6).
В конспекте необходимо отразить:
- работу учителя с обучающимися каждой возрастной группы - класса;
- самостоятельную работу обучающихся каждой возрастной группы - класса;
- работу учителя с классом-комплектом в целом.
Такое представление хода урока позволит учителю видеть урок в целом, контролировать время и деятельность обучающихся обоих классов на каждом этапе урока, свободнее переключаться от одного класса к другому.
Вышеизложенное позволяет заметить, что все характерные особенности, а также трудности разработки и проведения совмещенного урока так или иначе связаны с организацией самостоятельной работы учащихся на уроке в классе-комплекте. В следующем пункте рассмотрим особенности организации самостоятельной работы обучающихся на уроке в условиях совмещенного обучения.

Самостоятельная работа обучающихся на совмещенном уроке
В педагогической науке проблеме самостоятельной работы обучающихся уделялось и уделяется немалое внимание. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся был центральным в педагогической системе К.Д.Ушинского, обосновавшего необходимость учета возрастных особенностей в организации и осуществлении самостоятельной работы на уроке. Принципы, методы, способы и средства организации самостоятельной работы на учебном занятии раскрывают труды таких ученых, как Ю.К.Бабанский, А.Н.Бекетов, Б.М.Бим-Бад, Б.П.Есипов, П.И.Пидкасистый, М.Н.Скаткин и многих др.
Под самостоятельной работой принято понимать индивидуальную или коллективную учебную деятельность обучающихся, осуществляемую без непосредственного руководства педагога.
С точки зрения организации самостоятельная работа учеников может быть фронтальной - учащиеся класса одновременно выполняют одно и то же задание, например пишут сочинение на заданную тему; групповой - для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы; парной, например, при проведении опытов, взаимообучении в парах; индивидуальной - каждый учащийся выполняет отдельное задание. Наиболее распространенные виды самостоятельной работы: работа с учебником, со справочной литературой или первоисточниками, решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения, наблюдения, конструирование, моделирование и т. д. [2, с. 253.]
Цели самостоятельной работы могут быть разнообразными:
    актуализация знаний при подготовке к изучению нового материала;
    усвоение обучающимися новых знаний;
    закрепление/повторение/обоб­щение изученного материала;
    выработка общеучебных навыков и умений (формирование и развитие основных компетентностей);
    развитие творческих способностей учащихся;
    осуществление текущего контроля знаний и пр.
При организации самостоятельной работы обучающихся следует учитывать некоторые условия:
1) перед самостоятельной работой необходим подробный инструктаж о ее содержании;
2) устное указание учителя дублируется в письменной форме в виде записей на доске (на слайде, на карточках и пр.) с указанием образца выполнения;
3) учитель заранее разрабатывает памятки, алгоритмы, схемы и т. д., которыми ученик пользуется при выполнении упражнения во время самостоятельной работы для осуществления самоконтроля;
4) если задание представляет известную сложность, новизну для обучающихся, нужно разложить его выполнение на отдельные последовательные шаги;
5) учитель использует рациональные способы проверки работ;
6) следует подводить итоги выполнения самостоятельной работы;
7) полезно практиковать развивающие самостоятельные работы с учетом достигнутого уровня;
8) необходимо правильно сочетать самостоятельную работу с работой под руководством учителя;
9) по возможности используются технические средства (интерактивная доска, мультимедийный проектор для демонстрации презентации, компьютер для индивидуальной работы учащегося (при условии наличия у него навыков работы на компьютере).
Таким образом, содержание и характер самостоятельной работы определяются задачами конкретного урока и целью изучения всей темы. Содержание работы должно быть посильным для каждого ученика, а характер деятельности - разно­образным, чтобы в усвоении материала принимали участие разные виды восприятия и памяти (слуховая, зрительная, двигательная). Важно предусматривать в содержании самостоятельной работы постепенное наращивание трудностей. Содержание заданий должно быть сформулировано четко, лаконично, понятно ученику. Характер задания предполагает, что ученик владеет необходимыми для его выполнения исполнительскими операциями, умениями и навыками.
Самостоятельной работе должна предшествовать тщательная подготовка, в которую входит разъяснение цели задания, способов и приемов его выполнения, последовательности действий, приемов поэтапного самоконтроля; каждому новому для ученика заданию обязательно предшествует отработка под руководством учителя постепенно расширяющихся и усложняющихся умений и навыков.
Самостоятельная работа школьников, кроме контрольных работ, требует опосредованного, а иногда и непосредственного руководства со стороны учителя (с помощью памяток, указаний, предписаний) или содействия старших учащихся класса-комплекта в виде объяснения, консультации, промежуточного контроля и т. п.
Самостоятельная работа завершается, как правило, проверкой правильности ее выполнения путем самоконтроля, контроля другим учеником (взаимоконтроля) или контроля учителем.

​Светлана СМИРНОВА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики начального образования Института педагогики и психологии Петрозаводского госуниверситета, Петрозаводск, Республика Карелия