Анна СИМОНОВА, учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург:
- Все решается индивидуально. Если я вижу, что в преддверии экзамена ученик не справляется, то назначаю индивидуальные занятия. На них не только подтягиваем темы, но и зарабатываем оценки, если по каким-то причинам они не получены за те или иные задания. Также, чтобы добрать оценок, даю домашнее задание. Любая спорная ситуация должна обсуждаться, конечно, с родителями. Как правило, всегда находится компромисс.

Ольга СТРОК, учитель русского языка и литературы пиндушской средней общеобразовательной школы №1, Медвежьегорский район, Карелия:
- Для меня важен ученик, его знания, умения, отношение к работе, его понимание языкового материала. Поэтому ученик, который не все итоговые работы пишет на «4» и «5», но старается вникать в языковой материал, работает над ошибками, проявляет интерес к предмету, может иметь оценку чуть выше, чем показывают контрольные. Мне всегда хочется поддержать такого школьника. А очень умные ученики, не всегда выполняющие заданные работы или не работающие в полную силу, в спорной ситуации могут получить оценку ниже, чем та, на которую рассчитывают. Я иногда повторяю детям: «По работе и награда».

Вера ТРУХАЧЕВА, учитель биологии школы №98, Воронеж:
- Если речь идет про выпускной 11‑й класс, тут особенность в том, что итог выводится с учетом шести предыдущих оценок: за первое и второе полугодия, а также годовой за 10‑й класс и первое, второе полугодия, годовой за 11‑й класс. Если спорная ситуация, например три четверки, три пятерки, то решение принимается в пользу ученика и ставится «пять». В средней школе, с пятого по восьмой класс, правила немного другие. В спорной ситуации в бумажный дневник оценка ставится также в пользу ученика. А в электронном журнале у нас выводится средний балл, если он от 3,5 или от 4,5 и выше, то ставится оценка «4» или «5». А если 3,4 или 4,4 и меньше, ставится соответственно «3» или «4». Дети знают эти тонкости и стараются дополнительно ответить или написать самостоятельную работу, чтобы улучшить результат. Большое значение также имеет средневзвешенный балл - это оценка в электронном журнале за «срезы», за важные контрольные или лабораторные. Этот результат может повлиять на средний балл.

Маша К., ученица 11‑го класса, Великий Новгород:
- Если оценка спорная, учителя смотрят на то, как ты ведешь себя на уроках. Например, по биологии мне поставили «три», хотя у меня даже был перевес четверок. Я пропускала занятия. Учительница заставила меня сдать темы, которые я прогуляла. Я сдала их на «пять», но все равно за год вышла тройка. А учительница по литературе поставила годовую тройку в спорной ситуации, потому что я на уроках с ней спорю. Она говорит: «Ты неправильно думаешь». А как, скажите, можно правильно или неправильно думать о художественном произведении?