В СМИ очень много пишут про новые технологии, на ВДНХ в павильоне «Умный город» тоже много интересных новинок, но что из этого реально пришло в школы? Мы разговорились с учителями и с удивлением узнали, что классно-урочная система хоть и сохранилась, но претерпела значительные изменения: проект «Московская электронная школа» коренным образом изменил современный урок. Конечно, больше всего нас заинтересовала интерактивная панель, именно так теперь называются школьные доски, которые вмещают в себя целый мир, так необходимый для обучения: это и электронная библиотека, и каталог материалов, и база разработок уроков по всем предметам, виртуальные лаборатории и множество других функций! Представляется очень важной и отвечающей современным задачам образования возможность персонализации в МЭШ учебного процесса для каждого ученика, в том числе и для детей с ОВЗ. В вузах тоже начинается процесс электронного сопровождения студентов. Так, на сайте Московского университета С.Ю.Витте, где я учусь, есть электронная библиотека студента, всю успеваемость и участие в творческих проектах можно проследить по электронной зачетной книжке, есть бизнес-акселератор, который объединяет экспертов, способных в короткие сроки оценить бизнес-идею, помочь превратить ее в прототип или тестовый продукт, привлечь капитал для развития и найти клиентов для успешной реализации проекта, чтобы он не остался только на бумаге.
Но учителя продолжали нас удивлять: оказывается, теперь уроки проводятся не только в классе. Формат проекта «Урок в музее» очень полюбился ребятам, и вместе с преподавателями они с удовольствием посещают занятия, где в качестве наглядности используется экспозиция музея. А более детальное знакомство продолжается в ходе олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». Ведь это так интересно - искать что-то новое самим, находить ответы на вопросы викторин! Ну а тем, кто по каким-либо причинам не может посетить музей, предлагается виртуальная экскурсия. Это можно делать даже на уроке, не покидая класса. Есть и виртуальные музеи, например «Электронный музей конституционной истории России», в экспозицию которого мы тут же заглянули. Очень интересное визуальное дополнение к материалам по обществознанию и истории! Но больше всего нам понравилась идея уроков в технопарках, вот где настоящее раздолье для творчества! Недалеко от нашей школы, на улице Рихарда Зорге, есть такое чудесное место - технопарк «Абстракт». Проекты, которые ученики здесь разрабатывают, становятся частью учебного процесса в школе. Нам показали фотографии, и мы снова порадовались за ребят, ведь во время таких занятий они могут погрузиться в профессию, почувствовать себя в роли архитектора или дизайнера. Это и подготовка к конкурсам профессионального мастерства, таким как WorldSkills и «Абилимпикс». Кстати, занятия в технопарках доступны не только школьникам, но и всем желающим. Еще очень рекомендую посетить занятия в «Робошколе» на «Робостанции» ВДНХ - бесплатные мастер-классы, роботы со всего мира, мобильные экскурсии равнодушным не оставят никого!
Новые проектные решения для системы образования дали пищу для размышлений. Как, оказывается, изменился подход к современному уроку! Вдохновленные увиденным, мы запланировали посещение Московского международного салона образования на ВДНХ. Масштаб экспозиций, представленных вниманию посетителей, количество мастер-классов, приглашенных гостей поражали воображение. Здесь можно было ознакомиться со всем спектром разнообразных инноваций, которые уже есть или только планируется внедрить, принять участие в профессиональной дискуссии, купить интересную литературу и завязать новые знакомства. Очень интересно было наблюдать за самыми младшими гостями салона: детей активно приобщали к творческому и игровому процессу, показывали, как управлять современными роботами и разбираться в интерактивных заданиях МЭШ. И, конечно, мы очень рады были видеть наших бывших учителей и обсудить новые тенденции в развитии образования.
Связь учеников со школой не заканчивается с последним звонком, а порой перетекает в тесное сотрудничество. Так, например, выпускник школы №141 2003 года Дмитрий Разжевайкин, выпускник Института инженерной экономики и гуманитарных наук МАИ, кандидат экономических наук, частый гость школы. В прошлом году Дмитрий стал победителем престижного конкурса «Лидеры России» и сейчас с удовольствием делится опытом с выпускниками социально-экономического профиля школы. Гибкость решений, действие в нестандартных ситуациях, тенденции развития российской и мировой экономики, вопросы лидерства, политики и культуры - затрагиваются самые разные проблемы! Встречи с Дмитрием проходят очень ярко и интересно, привлекая внимание не только старшеклас­сников, но и ребят помладше.
Пример Дмитрия очень вдохновляет, хочется влиться в этот процесс сотрудничества, диалога и сотворчества. Обучаясь в МГОК на факультете «Прикладная информатика», я продолжал общаться с учителями школы, которые стали моими консультантами при выполнении дипломной работы - создании сайта для профильных классов социально-экономического профиля. Сейчас по прошествии времени я уже сам могу делиться полученными знаниями и опытом. В настоящий момент достигнута договоренность с администрацией школы №141 об открытии в 2019-2020 учебном году кружка компьютерной анимации для учеников 5-8‑х классов; кроме этого, я подал заявку в качестве преподавателя на портал «Учи.ру», чтобы транслировать современные педагогические технологии в своей школе. Надеюсь, что эта деятельность поможет мне реализовать многие творческие планы и амбиции по созданию и транслированию образовательной платформы для школьного обучения.
Современная школа - это то детско-взрослое образовательное сообщество, которое шагнуло далеко за пределы границ школьных зданий и которое постоянно развивается, используя безграничные ресурсы городского мегаполиса. И уж, конечно, в таком пространстве привычной школьной тишины очень мало, оно наполняется творчеством, вдохновением, дискуссиями, виртуальными путешествиями, новыми замыслами и проектами.

Роман САФАРОВ, выпускник школы №141, выпускник МГОК, студент Московского университета имени С.Ю.Витте, факультет «Бизнес-информатика»