Дети порой начинают смотреть мультфильмы даже раньше, чем говорить и читать. Но если ребенок не просто смотрит мультфильм, а еще и принимает участие в его создании, у него появляются уникальные возможности для творческого развития и самовыражения. Такая деятельность способствует психологической гармонизации личности, повышению самооценки, облегчает адаптацию в социуме и дальнейшую профориентацию.
Анимация (от фр. animation «оживление, одушевление») - это многокомпонентный процесс, связанный с изобразительным и декоративно-прикладным искусством, музыкой, литературой, театром, режиссурой, фото- и киносъемкой, изучением компьютерных технологий. С одной стороны, овладение им ведет к развитию технических и конструкторских навыков, с другой - так называемая анимационная педагогика влияет на развитие художественно-эстетических взглядов ребенка.
На базе нашей школы №149 с 2017 года действует студия анимационного кино «Ура!» («САКура!»). Дети, которые занимаются в нашей студии, гордо зовут себя именно аниматорами, не мультипликаторами. В свое время еще знаменитый советский и российский режиссер-мультипликатор Федор Хитрук объяснял, что мультипликация (от лат. multiplicatio «умножение, увеличение, возрастание, размножение») - это просто работа по созданию множества кадров, в то время как анимация позволяет создавать новую жизнь.
Работа над созданием мультфильмов в студии анимационного кино «Ура!» - это серьезно поставленный процесс. Дети сочиняют и детально прорабатывают сценарий, определяют, в какой технологии будет снят фильм, рисуют эскизы, фоны, декорации, а также участвуют в конструировании станков для создания мультфильма. Много внимания уделяется разработке персонажей: продумываются внешность, характер и даже биография будущих героев фильма, конструируются каркасы кукол и марионетки. Ребята сами осуществляют съемку, озвучку и монтаж. В процессе съемки дети не просто передвигают персонажей на станке - они играют ими, как актеры кукольного театра, вместе с ними живут и получают новый эмпирический опыт.
Озвучивание - отдельный и очень любимый ребятами блок работы над фильмом. Мы проводим несколько мастер-классов по актерскому мастерству, распределяем роли, записываем реплики и шумы, подбираем другие элементы звукового сопровождения. Дети самостоятельно монтируют фильм и критически просматривают его множество раз, прежде чем показать зрителям.
Один из главных мотивирующих факторов для ребят - премьеры и показы снятых ими анимационных фильмов. Очень приятно видеть восторженные глаза родителей, друзей и просто зрителей, пришедших посмотреть твой фильм на большом экране. А участие в фестивалях позволяет и себя показать, и на других посмотреть, и опыт бесценный получить. Победы мотивируют, полученные дипломы позволяют понять, к чему еще стоит стремиться. Во время показа фильмов на большом экране дети учатся реагировать на эмоции зрительного зала, что позволяет увидеть реальную картину восприятия своей работы. Участие в фестивалях также позволяет пообщаться с коллегами из других детских анимационных студий России, посмотреть на работу профессиональных актеров, режиссеров, сценаристов. За последние полтора учебных года киностудия «САКура!» участвовала в 15 фестивалях - как очно, так и заочно.
Немаловажным фактором развития студии является обмен опытом и общение с профессионалами анимационной деятельности. Так, мы посетили съемочную площадку сериала «Смешарики» в Санкт-Петербурге, понаблюдали на «Союзмультфильме» за производством новых серий «Простоквашино». Дети познакомились с Евгенией Жирковой - одним из аниматоров сериала, Михаилом Солошенко - режиссером первой серии, Еленой Черновой - художественным руководителем проекта, узнали больше о технологии профессионального создания мультфильмов.
Также наша студия принимала почетных гостей - сценариста и прозаика Андрея Житкова, режиссера киностудии «Мастер-фильм» Сергея Серегина. Ребятам посчастливилось получить мастер-класс по операторской работе от профессионального оператора Валерия Рябина.
Хочется верить, что анимационные технологии в процессе обучения детей не только помогут им научиться ориентироваться в современном техническом пространстве, но и будут способствовать воспитанию их как мыслящих, интеллектуально и эмоционально развитых личностей, способных создавать вокруг себя интересный мир.

Алексей ЛАРИН,
директор школы №149 имени Героя Советского Союза Ю.Н.Зыкова;
Виктория ЛУКЬЯНЕНКО,
педагог дополнительного образования школы №149 им. Героя Советского Союза Ю.Н.Зыкова