- Александр Яковлевич, вот уже два года вы директор Музея Победы на Поклонной горе. Скажите, пожалуйста, чего удалось добиться за это время и, если не секрет, что стало вашим главным человеческим и профессиональным впечатлением за этот период?
- Самое важное для музея, чтобы он был полон людей самых разных возрастов и профессий, чтобы в нем было всем интересно. Считаю, что здесь удалось кое-что сделать: за последние два года количество посетителей увеличилось в два раза, только за прошлый год к нам пришли почти миллион посетителей. 60% из них - школьники. Конечно, сегодня у людей есть потребность в более глубоком знании своей истории. Но ведь знания можно черпать и из Интернета, кино, книг. То, что взрослые и дети, целые семьи активнее приходят в музей, считаю достижением за последнее время.
Разумеется, за этим стоит большая работа всего коллектива музея. У нас можно не только узнать что-то новое о войне, но и погрузиться в эпоху, в боевую обстановку, в том числе с помощью новейших цифровых технологий, аудио- и видеосопровождения.
Если говорить о главном своем личном впечатлении, то, пожалуй, это огромная ответственность перед историей, перед поколением, которое завоевало для нас Победу, и перед всеми нами, сегодня живущими. Ведь для большинства в нашей стране это еще и семейная история, война коснулась и моей семьи. Два моих деда воевали, бабушка трудилась в тылу, в военном госпитале, многие родственники прошли фронты Великой Отечественной. И сейчас свою личную задачу во главе музея, долг перед воевавшими я вижу в том, чтобы не только донести всю правду о том, как и за счет чего была одержана эта Победа, но и воспитывать у подрастающих наших граждан гордость за наш народ, понимание того, какую цену за нее пришлось заплатить.
- Вы упомянули про подрастающее поколение. Сейчас многие говорят о патриотическом воспитании. Как, на ваш взгляд, стоит воспитывать патриотизм в детях?
- На самом деле в наши дни это непростая задача. Сегодня дети растут в открытой информационной среде, которая не знает границ, где доминируют самые разные, а порой и просто разрушительные для неокрепших душ ценности. Часто они подаются в обертке современных технологий, которые не могут оставить равнодушными никого. По сути, нам приходится конкурировать с голливудскими сериалами и компьютерными играми.
Я убежден, что противопоставить этому мы можем две вещи. Первое, и самое главное, - это историческая правда. И второе - это современность и привлекательность формы подачи. Иначе говоря, правда должна увлекать, вызывать эмоции, сопереживание и как следствие гордость у подрастающего поколения за нашу историю и победы.
Не должно быть формализма. Дети безошибочно реагируют на неискренность. Прошлое нужно показывать во всем его многообразии, раскрывая как славные, так и горькие страницы. Это как в семье, где знание проблем и недостатков не преуменьшает любовь к своему дому и уважение к предкам.
Мы в музее исповедуем именно такой подход. Стремимся готовить для школьников не просто экскурсии (хотя и их у нас много), но и увлечь ребят, чтобы они захотели сюда вернуться. У нас в форме красноармейца можно оказаться во фронтовой землянке, своими руками собрать и разобрать ружье, испытать себя на партизанской тропе, пройти курс молодого бойца и даже залезть на танк или зенитку, участвовавшие в боях.
С прошлого года проходит день кадетского класса в Музее Победы, в рамках которого московские кадеты несут вахту на Посту №1 у Огня Памяти и Славы на Поклонной горе. В новогодние каникулы проводится новогодний квест «Елка Победы», а в период летних каникул в прошлом году впервые открылся детско-юношеский клуб «Лето побед», который работал как летний лагерь полного дня. Предстоящим летом многие ребята хотят прийти к нам опять.
- Александр Яковлевич, вы опытный общественный деятель, дважды были членом Общественной палаты РФ. Сегодня вы среди прочего председатель управляющего совета нашей школы. Учитывая вашу занятость, что для вас работа в совете школы? В чем вы видите свою задачу?
- Как директор музея и председатель управляющего совета школы, я особенно чувствую необходимость более тесного взаимодействия школы и музея. Современный музей обладает мощным образовательным и воспитательным потенциалом, который пока еще не раскрыт в полной степени. Хотя многое уже делается.
Мы, например, готовим образовательные программы, которые специально адаптированы к школьной программе. Урок истории, литературы, проведенный в музее, дает ребенку гораздо больше, чем когда он просто прочитает тему в учебнике. Будет не пассивно запоминать материал, а станет активным соучастником процесса, усвоит серьезную информацию в увлекательной игровой форме. Есть программа «Урок в музее», которая может включать в себя целый комплекс предметов и тем.
И здесь, я уверен, не только школы должны идти в музеи, но и музеи должны сделать свой шаг навстречу. Очень важен постоянный контакт с педагогами, чтобы наши образовательные программы стали для учителей хорошим подспорьем и источником углубления учебной программы. Сейчас, когда образовательный процесс все больше погружается в виртуальное пространство, возможность такого приближения к реальности очень ценна.
Как председатель управляющего совета школы №1164 свою задачу я вижу в организации процесса сближения и взаимопроникновения школьного образования с музеями. Это не только образовательные программы. Мы активно развиваем внеклас­сные формы вовлечения детей в музейную деятельность через такие проекты, как «Мой район во время войны», в котором наша школа стала базовой площадкой в Савеловском районе, «Кадетский класс в московской школе». В апреле в Музее Победы прошел слет школьных музеев, в котором школа активно участвовала со своим музеем «Огненный выпуск», посвященным истории Большой Писцовой улицы.
Творческие коллективы школы получили возможность выступать перед большой аудиторией на площадке музея, в том числе и перед ветеранами, приобщаясь к нашей фронтовой классике.
Я считаю, что у каждой школы должен быть якорный партнер в лице музея. Очень хорошо, когда в управляющих советах школ работают представители культуры, спорта, но музейщики, я считаю, должны там присутствовать в первую очередь.
- Военно-патриотический музей Писцовой улицы в школе №1164 с 1948 года носит название «Огненный выпуск». Он посвящен выпускникам предвоенного времени. Одним из них был Михаил Адливанкин, сын известного художника, погибший в 1944 году. Есть неподтвержденная информация, что его фронтовые письма были переданы семьей Центральному музею Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Подольский архив Министерства обороны постоянно публикует новые и новые материалы об участниках войны. Порадовались, увидев на сайте вашего музея сообщение о проекте Главархива столицы «Москва с заботой об истории», есть информация и на сайте «Бессмертный полк». Проводится ли подобная работа по публикации архивных документов в вашем музее? Как нам узнать, действительно ли интересующие нас письма М.С.Адливанкина хранятся в музее?
- Все верно, с удовольствием подтверждаю эту информацию. Действительно, в Музее Победы хранятся фронтовые письма и другие исторические документы и реликвии, переданные семьей Михаила Адливанкина. Помимо писем с фронта в фондах музея есть фотоаппарат, фотографии, аттестат об окончании средней школы от 17 июня 1941 года - всего 67 предметов. Все это бережно хранится наряду с другими уникальными экспонатами.
В прошлом году мы обратились ко всем, кто хранит подлинные предметы и свидетельства той эпохи, с просьбой передать их в фонды музея и принять участие в пополнении музейной коллекции.
Что касается публикации архивных материалов, то Музей Победы не просто их публикует, мы создаем масштабный цифровой архив и интерактивный фотобанк участников Великой Отечественной войны, который станет крупнейшим в мире и будет доступен всем посетителям музея. Проект называется «Книга памяти «Лица Победы». В нее войдут фотодокументы и информационные материалы обо всех гражданах Советского Союза, кто внес свой вклад в Победу, не только о фронтовиках, но и о тех, кто героически трудился в тылу.
Здесь мы сотрудничаем и с Бессмертным полком, с поисковыми движениями, ветеранскими организациями. К 75‑летию Великой Победы мы рассчитываем на его основе открыть новую мультимедийную экспозицию.
Но и письма с фронта, хранящиеся в наших фондах, также регулярно публикуются и хранятся в библиотеке музея. Например, в 2016 году вышло уникальное издание «Фронтовые письма. 1941 год».
- Какие важные жизненные уроки вы получили не во взрослой жизни, а именно за школьной партой? Можно ли утверждать, что в вашей жизни был учитель, советы которого вам помогли в определении собственной траектории развития?
- Пожалуй, самые важные уроки, которые остались со мной на всю жизнь, я получил не за партой, а в свердловском юнкоровском отряде с романтичным названием «Каравелла». Им руководил известный писатель Владислав Крапивин, который смог на всю жизнь дать нам понимание таких вещей, как дружба, товарищество, привить вкус к творчеству, испытанию себя. Наверное, мое юношеское увлечение журналистикой, работой с детьми, молодежью определило и мою дальнейшую профессиональную жизнь.

Александра КЛЮХИНА, директор школы №1164;
Мария КОСТИНА, член ученического самоуправления школы №1164