Но как все это получить? Система школьного образования просто не успевает за общими темпами, и зачастую, оканчивая школу, выпускники оказываются не готовы к субъектной деятельности в нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном мире. Он оказывается совсем не таким, о каком рассказывали в школе. Этот неизвестный мир совершенно открыт перед тобой, но ты не знаешь, что с ним нужно делать. Чтобы подготовить школьников к такой ситуации, разработаны два новых подхода в обучении: образовательное событие и образовательный феномен. Их я активно использую на своих занятиях.
Образовательные события направлены на формирование определенных техник работы, помогающих выходить на новый уровень личностных, предметных и метапредметных результатов, «осваивать пространства неизвестного». Школьнику помогают пропустить ситуацию через себя, выйти за границы прежних представлений и нащупать новые.
Формат ситуации может быть любым - от школьного урока до летнего лагеря. Образовательные события могут различаться по времени и по количеству участников. Главное, что такое событие становится личностно значимым для каждого участника и не только позволяет ему осознать свои образовательные недостатки в рамках преодоления поставленного вызова, но и предоставляет возможности и ресурсы для того, чтобы успешно справиться с проблемой.
Что же касается обучения на основе феноменов, то оно всегда выходит за рамки одной учебной дисциплины, поскольку каждая проблема или вызов рассматривается комплексно, с разных сторон. Явление или феномен определяется самими учащимися исходя из плана учебной деятельности и находится в центре исследования. Ученики задают вопросы, переводят их в цели и разрабатывают задачи, которые необходимо выполнить. Более того, они сами определяют, при помощи каких дисциплин хотели бы раскрыть данный феномен. Получается, что в процессе обучения школьники выступают в субъектной роли, что позволяет им воспринимать этот процесс как последовательный и личностно значимый. Когда ты сам определяешь цели и способы их достижения, ты понимаешь и принимаешь ответственность за конечный результат.
Обучение на основе феноменов помогает анализировать различные явления (мы рассматривали такие явления, как Балтийское море, музыка или праздник) как одну из составляющих окружающего нас мира, с разных точек зрения и с помощью различных дисциплин. Работая с феноменом, мы не только изучаем что-то новое, но и активно реструктурируем и активизируем уже имеющиеся у нас знания, навыки, компетенции, ведь без определения того, что мы уже знаем по этим темам, нельзя понять содержательный разрыв - разницу между актуальными знаниями и знаниями, необходимыми для успешного выполнения поставленных задач.
И событийный, и феномено-ориентированный подходы ставят своей целью сделать процесс обучения в школе адекватным по отношению к миру вокруг. Ведь мы видим, что уже недостаточно просто передавать знания из герметичных предметных областей и показывать готовые решения.
Оба подхода ориентированы на то, чтобы сделать процесс образования личностно значимым. Ведь без внутреннего отклика невозможно по-настоящему научиться чему-либо. Создавая образовательные события или выбирая определенные феномены, мы позволяем ученикам не просто включиться в работу над тем, что им интересно и знакомо, но и открыть для себя новые горизонты.
И событийный подход, и обучение, построенное на феноменах, большую роль отводят деятельности по собственному замыслу. Это прежде всего доверие к ученику, признание его субъектом процесса обучения, который способен самостоятельно определять свои цели, ставить задачи, определять пути их достижения. Это развитие навыков и компетенций XXI века, которые в традиционной образовательной парадигме формируются по остаточному принципу.
Наконец, событийность и феномено-ориентированное обучение помогают увидеть, что образование может быть не только заучиванием определений и подготовкой к сдаче экзаменов. Учиться - значит познавать мир во всей его сложности и многогранности, не только воспринимать информацию, но и искать ее, определять то, что важно именно для тебя, уметь ставить свои собственные задачи и находить пути их решения.

Евгений ЛИЧКИН,
учитель школы №1570, победитель конкурса «iУчитель»-2019