Инициативы МАДО

Открывая совещание, Вячеслав Попов отметил, что одним из инструментов построения образовательной системы, обеспечивающей равные возможности для школьников России, должна стать специальная образовательная политика в отношении отдаленных территорий и ЗАТО. Крайне важно также формирование общегосударственного подхода к образованию. Целесообразно предпринять ряд мер. В их числе - организация заочного и дистанционного дополнительного обучения школьников, построение системы интеллектуальных соревнований, модели перспективного прогнозирования кадровой потребности отдаленных территорий и ЗАТО для приема в вузы.

Определенный опыт работы в этом направлении накопила Санкт-Петербургская межрегиональная ассоциация дополнительного образования (МАДО). Совместная работа ведущих вузов России с ней может способствовать реализации перспективных проектов. Для этого, отметил Вячеслав Попов, необходимо объединить усилия образовательного сообщества, государственной власти и социальных институтов.

О деятельности ассоциации рассказал председатель правления МАДО, ректор Российского государственного гидрометеорологического университета Лев Карлин. В 2002 г. при участии 10 вузов она провела первые олимпиады для учащихся школ ЗАТО и отдаленных военных городков, которые охватили 22 закрытые территории. 387 их представителей вышли в финал, 57 поступили в 7 вузов.

С учетом накопленного опыта Минобразование приняло положение об этих олимпиадах, что позволило МАДО шире развернуть работу. Если в прошлом учебном году в третьем (региональном) этапе Всероссийской олимпиады школьников для отдаленных военных городков, гарнизонов и ЗАТО участвовали 722 представителя 29 территорий 24 субъектов Федерации, то в нынешнем - 1548 из 43 ЗАТО 29 регионов. По сравнению с прошлым учебным годом число участвующих в олимпиаде общеобразовательных школ Минобороны выросло с 9 до 19, Погранслужбы - с 7 до 8. Впервые в нее включились 10 школ МИДа.

Ассоциация проводит также профильную олимпиаду по информатике и программированию для школьников ЗАТО и отдаленных военных гарнизонов.

Развитию юных талантов служит проект «Петербургский класс». МАДО оснащает их современным мультимедийным оборудованием. Создано более 50 таких классов. Предполагается довести их число до 100. Есть и медиацентры, аудитории в вузах с аналогичным оборудованием, которое дает возможности телемостов, дистанционного обучения.

Опыт создания в МАДО банка личных достижений учащихся может стать основой единого общегосударственного банка достижений школьников России.

Ассоциация реализует два военно-патриотических проекта. Первый - совместно с администрацией Мурманской области, командованием Северного флота и Северо-Кавказского военного округа. В рамках празднования Дня защитника Отечества организует профориентационную работу со школьниками, поездки в Санкт-Петербург и Мурманск детей военных, проходящих службу на Северном Кавказе. Второй проект - Всероссийский военно-патриотический слет кадетских классов общеобразовательных учреждений, посвященный 60-летию Великой Победы.

Что нужно армии?

Первый заместитель начальника 5-го управления (военного образования) Главного управления кадров Минобороны РФ генерал-майор Сергей Карабутов рассказал, что в Вооруженных Силах 17 общеобразовательных учреждений с военно-профессиональной ориентацией (суворовские, Нахимовское, военно-музыкальное училища, кадетские корпуса) и 25 средних школ в отдаленных гарнизонах и войсках за границей.

Проблемы образования и воспитания, профориентации и отбора молодежи в военные вузы из отдаленных гарнизонов Минобороны и ЗАТО постоянно находятся в поле зрения Главного управления кадров. В результате, если 10 лет назад из них поступали в вузы 15% ребят, то сейчас 35% выпускников школ.

Основной мотив выбора профессии детьми военных - пример родителей. Если в 1993 г. продолжали семейные традиции 10% курсантов военных вузов, то сейчас около 40%. Этому способствует система воспитательной и культурно-досуговой работы в военных городках, тесно связанная с жизнедеятельностью воинских частей.

Вместе с тем значительная часть юношей из военных семей выбирает военную службу потому, что в условиях рыночных отношений у них нет возможности получить образование в гражданских вузах. Любая работа по военно-профессиональной ориентации молодежи, если она вступает в противоречие с условиями жизни и деятельности офицера, его социальным положением, дает нестабильный результат. Выход один - повышение престижа военной службы.

В числе путей решения затронутых проблем - олимпиады школьников. С 2003 г. Главное управление кадров Минобороны поддерживает тесные контакты с МАДО. Число школ военного ведомства, участвующих в разных формах этой работы, выросло с 5 до 25. Их ученики добиваются высоких результатов. Представители 10 школ Минобороны стали победителями и призерами олимпиад. Некоторые школы вышли в лидеры по числу призеров. Например, учащиеся из Трехгорного Челябинской области лидировали в истории и биологии. 2 победителя получили право без экзаменов поступить в вузы Санкт-Петербурга.

Привлечение детей военнослужащих к олимпиадам, организуемым МАДО, дает им дополнительную возможность доступа к высшему образованию. Хорошим подспорьем в отдаленных гарнизонах и особенно за границей могут стать мультимедийные профориентационные кабинеты - «Петербургские классы». Пока в общеобразовательных учреждениях Минобороны создан только один такой класс в Нахимовском военно-морском училище. Хочется, чтобы он не остался единственным.

Генерал-майор Карабутов высказался в поддержку инициатив МАДО, отметив, что Минобороны готово участвовать в решении всех проблем, организации олимпиад и других форм работы, обеспечивающих доступ детей военных из отдаленных гарнизонов к высшему образованию. Он внес конкретные предложения. Рассмотреть проблемы развития материально-технической и информационной базы общеобразовательных учреждений гарнизонов и ЗАТО, совершенствования в них обучения и воспитания, а также деятельности органов управления и организаций, в чью компетенцию входит работа с молодежью. Главная цель - максимально приблизить эту деятельность к формированию качеств, необходимых для военной службы. Нужно также усилить взаимодействие с региональными и муниципальными органами власти, перевести его на договорную основу, расширить доступ молодежи к информационному, материально-техническому потенциалу воинских частей, принять меры к стимулированию участия военных специалистов в обучении информационным технологиям.

Проректор МГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Мамонтов обратил внимание на то, что в контексте обороноспособности страны особенно важно сделать доступ к высшему образованию мощным стимулом привлечения молодежи в армию.

Стремятся в вузы не только дети, но и солдаты и матросы, мичманы, прапорщики и офицеры, у которых нет высшего образования. Хотя образование военных - иная задача, чем поиск талантливых школьников, их нельзя считать обособленными. Владимир Мамонтов предложил решать их в комплексе.

Вузы и органы управления образованием могут многое сделать для этого. Например, МГУ организует поддержку талантливой молодежи по многим направлениям. Проект «Покори Воробьевы горы» дает возможность всем молодым людям испытать себя и в случае успеха стать студентами МГУ. Университет работает в Сарове и других ЗАТО. Эффективной гарантией доступности вуза для защитников Отечества служит подготовительное отделение МГУ. В прошлом году его выездные комиссии в гарнизонах армии и флота набрали более 100 солдат и матросов.

Проректор МГУ подчеркнул, что университет готов сотрудничать с ассоциацией в обеспечении доступа военнослужащих к высшему образованию, и предложил предусмотреть это направление работы в резолюции совещания. Его поддержал председательствующий.

Минобороны: государственный подход

Тема разговора была обозначена рамками специальной образовательной политики для отдаленных территорий и ЗАТО. Но в России военных городков - многие сотни, если не тысячи. И везде те же образовательные беды. Четверть века назад из многих школ поступали в вузы 80 - 95% детей военных, ныне - 35%. Это ли не знак беды, интеллектуальной деградации военного сословия России из-за тощих кошельков, бедности гарнизонных школ, денежных и прочих преград на пути в вузы? А оборона и безопасность страны требуют роста интеллекта и профессионализма военного сословия.

Какая политика

нужна армии?

Генерал Карабутов изложил нужды Вооруженных Сил. Нужны адекватные меры, стратегия и четкий план. В том числе и для «площадки», где работает МАДО.

Самый эффективный путь - решать проблемы образования детей и военнослужащих комплексно. Но где взять деньги, матбазу, кадры? Для начала - сконцентрировать то, что есть.

Минобороны устами генерал-майора Карабутова предлагает государственный подход - привести в систему возможности трех сторон: материально-технические и профессиональные ресурсы армии, системы образования и власти, ее федеральных, региональных и местных органов.

Армия предлагает также обеспечить стимулирование участия военных специалистов в обучении молодежи. Кстати, этот вопрос не раз поднимало «Военное образование».

Еще одна проблема - перспектива возрождения в школе начальной военной подготовки. Законопроект об этом - в Госдуме. Уже в будущем году школам может понадобиться целая армия учителей НВП. Где их взять? «Тети Маша и Наташа» начнут играть с детьми в бравого солдата Швейка? Армия получит миллионы Швейков, а они Россию не защитят.

Жизнь подсказывает выход. В свободное от службы время некоторые офицеры в школах, клубах ведут кружки, секции, курсы не только военно-патриотические, технические, спортивные, но и довузовской подготовки. Этот опыт надо использовать как можно шире.

Вооруженные Силы получат механизм подготовки молодежи к военной службе, а также профориентации на вузы Минобороны. Система образования получит кадры военно-патриотического воспитания, военной и довузовской подготовки.

Изобретаем

велосипед?

Резолюцией совещания МАДО поручено вместе с ведущими образовательными учреждениями страны подготовить предложения по формированию системы (в том числе дистанционной) заочной подготовки школьников из отдаленных гарнизонов и ЗАТО к поступлению в вузы.

Но зачем изобретать велосипед? В вузах есть разнообразные системы заочной, очно-заочной и прочей довузовской подготовки на любой вкус. Дайте им социальный заказ, и все эти ресурсы - к услугам военных и их детей.

А рабфак МГУ? МАДО и структурам ЗАТО предложено сотрудничать с ним. Но у проблемы иной масштаб. Сеть подготовительных отделений уничтожил отказ государства финансировать их. Президент России в Послании Федеральному Собранию поставил задачу возродить в широком масштабе подготовительные отделения. Время идет - решений нет. Нужны конкретные меры власти.

Резолюция совещания поручает МАДО вместе с вузами страны заняться дистанционным образованием. В России уже есть ряд таких систем. В Татарстане работают над проектом «Армейские студенты». Оттуда обратились за помощью в МГТУ им. Н.Э Баумана. В нем есть признанные в России и в мире профессионалы, ноу-хау, эксклюзивные сверхновые технологии, мощная система. Через нее бауманцы и учат, и проводят научные эксперименты с вузами разных стран мира. МГТУ готов помогать казанским коллегам своими достижениями для образования военных.

Надо ли изобретать «дистанционный велосипед» для ЗАТО? Эффективнее и дешевле подключить их к действующим и создаваемым системам, поручив дело лучшим в этой сфере вузам страны.

Кстати, генерал-майор Карабутов предложил расширить доступ молодежи к информационному, материально-техническому потенциалу воинских частей. Это база для дистанционного образования. Но кто лучше всех состыкует потенциал армии и вузов? Те, кто создает для Вооруженных Сил технологии и технику, - конструкторы из оборонных вузов.

По этой и многим другим причинам стоило бы привлечь их к разговору на совещании. Поверьте, они рассказали бы много полезного. Например, о том, что узнали мы, когда первый проректор Бауманского университета Евгений Юдин и пресс-секретарь МГТУ Андрей Волохов привезли в редакцию объемный пакет предложений. Просили донести до наших читателей в погонах: в МГТУ есть эффективные лекарства от образовательных болячек военных и их детей. Университет предлагает армии активнее использовать его возможности. И пригласили для продолжения разговора в МГТУ.

МГТУ: сенсация и система для армии

Встреча в вузе состоялась накануне совещания в Совете Федерации. В заключение Евгений Юдин преподнес газете сюрприз - сенсацию для наших читателей.

МГТУ организовал для военных и их детей бесплатное весеннее тестирование, результаты которого по желанию могут быть зачтены за вступительные экзамены.

Это одна из традиционных форм работы вуза. Нововведение - специальный поток для детей и военнослужащих. Солдаты и сержанты получают отличную возможность испытать себя перед увольнением в запас. Из года в год таким путем становятся студентами МГТУ большинство участников тестирования, в том числе дети военных из разных регионов, отдаленных территорий, ЗАТО и других. Причем вуз проводит тестирование не только в Москве, но и на космодромах Байконур, Плесецк и в Сарове, направляет туда выездные комиссии.

МГТУ предлагает армии, военному сословию целую систему. Эффективное ее звено - сеть из 240 профильных школ МГТУ. Они много лет работают на космодромах Байконур и Плесецк, в Мирном, военных городках и ЗАТО.

Роль вуза в профильной школе шире, чем в дополнительном образовании. МГТУ ставит перед школой планку требований к уровню обучения в целом и помогает подтянуться до нее, снабжает учебными и методическими материалами, обучает и консультирует учителей, участвует в патриотическом воспитании детей, проводит профориентационную работу.

Пройдя бауманскую выучку, немало юношей из профильных школ военных городков поступают в военные вузы. В университетских структурах учатся старшеклассники из офицерских династий Космических войск, ракетчиков-стратегов, чьи отцы тем же путем шли в армию.

Для военнослужащих и их детей система МГТУ особенно значима доступностью, социальным эффектом. Она устраняет денежную преграду на пути в вузы. Ни с тестируемых, ни со своих 240 профильных школ вуз не берет ни копейки. Это принципиальная позиция университета и его ректора.

Профильная школа МГТУ - эффективная социально ориентированная модель, пригодная для любого воинского гарнизона. Дополнением учебных курсов МГТУ гуманитарными и естественно-научными можно расширять горизонты профориентации, свободу выбора профиля подготовки и вуза. Это повышает возможности модели МГТУ для школ военных городков.

Факультет военного обучения МГТУ выступает за то, чтобы профильные школы вуза стали кадетскими, в них создавались классы с военно-профессиональной ориентацией на виды Вооруженных Сил и рода войск. Эта позиция находит поддержку у руководства МГТУ. Но камень преткновения в том, что ни у школ, ни у вуза нет на это ресурсов. А школам нужны программы, учебники, наглядные пособия, форма. Если эти проблемы решить, государство и армия могла бы получить солидный прирост числа кадетских образовательных учреждений.

Университет привлекает детей военных к общероссийским молодежным программам «Шаг в будущее», «Космонавтика», олимпиадам, конкурсам, выставкам. Есть в вузе и подготовительные курсы. Развитие этой работы идет по ряду направлений, нацеленных не только на детей, но и армейскую молодежь.

Договор МГТУ о сотрудничестве с 61-м НИИИ Железнодорожных войск предусматривает помощь воинам и детям из гарнизонов в подготовке к поступлению в вуз, а также открытие при университете интерната для одаренных детей. Эта мера - один из пунктов плана подготовки к предстоящему в этом году 175-летию МГТУ. Кроме того, по просьбе командования Московского военного округа МГТУ создал группу для разработки системы довузовской подготовки в воинских гарнизонах.

В активе МГТУ - богатейший банк учебных курсов, методик, образовательных технологий - традиционных, кейсовских, дистанционных и сочетающих эти возможности, заочные, очно-заочные и очные формы учебы. Они пригодны для армейских условий.

Организацию работы по образовательным проблемам военных, их детей и реализации программ в интересах Вооруженных Сил по поручению руководства вуза возглавляет военный факультет МГТУ. Он начинает готовить молодежь в офицеры, формировать мотивацию к военной службе со школьной скамьи, участвует в довузовской работе для профориентации молодежи на армию в целом и на высокотехнологичные рода войск, для которых университет готовит офицеров. Есть здесь сугубо бауманский аспект. МГТУ готовит конструкторов и технологов. Им необходимы «военная косточка» и офицерский профессионализм для создания вооружений и техники для самых высокотехнологичных войск - космических, ракетных, ВВС и ПВО.

Будущих офицеров в МГТУ вместе с военными педагогами обучают конструкторы - создатели новых вооружений и военной техники. Они эффективно реализуют принципы опережающего инженерного образования, поэтому войска получают из МГТУ офицеров с профессиональным потенциалом, рассчитанным не только на новейшие, но и перспективные образцы вооружений и техники будущего.

Ежегодно факультет военного обучения выпускает и отправляет в войска лейтенантов больше, чем иной военный институт. Причем у факультета военного обучения иной, не связанный с военным бюджетом источник финансирования.

МГТУ и его партнеры-оборонщики вкладывают многие миллионы в развитие материально-технической базы факультета военного обучения. Она уникальна и активно развивается.

В подготовке офицерских кадров МГТУ опирается на многолетнее сотрудничество с главкоматами видов Вооруженных Сил и войсками, взаимодействие и обмен опытом с ведущими академиями Вооруженных Сил. Университет оказывает военным вузам действенную помощь. К примеру, активно помогает Общевойсковой академии в организации учебного процесса. Преподаватели университета на уникальной базе МГТУ участвуют в обучении курсантов академии. Неформально главный оборонный университет России прочно интегрировался в систему военного образования, стал неотъемлемой ее частью.

Вот одно из предложений армии ее системе военного образования, обнародованное ректором МГТУ Игорем Федоровым в печати: «Мы разработали и реализуем концепцию университетского политехнического образования, за которую коллектив под моим руководством в 1998 г. удостоен премии Президента России.

На заседании ученого совета МГТУ В.В. Путин заявил, что важнейшим элементом экономического роста является уровень подготовки кадров, и подчеркнул: уровень обучения, который достигнут в ведущих российских вузах, - главное наше достояние, и мы должны его сохранить. На это нацелен весь наш арсенал - от упомянутой концепции до системы довузовской подготовки. Мы готовы поделиться нашим опытом, высоко оцененным главой государства, с коллегами в погонах».

МГТУ обладает эффективной, уникальной системой работы со значительным потенциалом совершенствования и развития. Он готов активнее использовать ее для военнослужащих и их детей, взаимодействия с системой военного образования, войсками и органами военного управления, подготовки военных кадров, в интересах Вооруженных Сил.

Рассказывая обо всем этом, Евгений Юдин заметил: нужны активное взаимодействие, организационная поддержка, и университет сможет сделать для военнослужащих, их детей, подготовки офицерских кадров и военных вузов, армии в целом многократно больше.

Ключ к решению проблем

Предвижу упрек: совещание об отдаленных гарнизонах, ЗАТО и МАДО, а ты о...

Отвечаю.

Бауманскому университету принадлежит главенствующая роль в вузовском сообществе, потому что он - головная организация в Межотраслевой программе сотрудничества Минобрнауки и Минобороны.

МГТУ - главный технический и оборонный университет России, который решает важные задачи обороны страны и де-факто находится в едином строю защитников Отечества.

Неизвестно, почему это главное звено программы взаимодействия образовательного и оборонного ведомств оказалось невостребованным для обсуждения находящихся в его прямой компетенции проблем в Совете Федерации. Согласитесь, если бы МГТУ пригласили к разговору, он стал бы несколько иным.

Бауманский университет выступает в поддержку армии на разных уровнях и в печати, выносит на суд общественности и власти предложения. Среди них ответ на вопрос: как объединить силы для решения образовательных проблем армии?

Парламент работает над изменениями «военных» законов. Но это общие правила. Без единых стратегии и механизмов ее реализации получим очередную Вавилонскую башню. Кто должен их выработать?

Минобороны? Но армия не командует гражданскими вузами. Она должна выступать заказчиком и потребителем их образовательных услуг. Отягощать армию любыми несвойственными ей задачами - ослаблять оборону России. А это недопустимо.

Образовательное ведомство? Но представитель Федерального агентства по образованию Светлана Демидова на совещании в Совете Федерации рассказала: если раньше в Департаменте общего образования Минобразования РФ олимпиадами школьников занимались 16 человек, то после административной реформы - 1. Поэтому ситуация резко изменилась. По ее мнению, в этих условиях структуры, которые помогают системе образования профессионально решать насущные проблемы, должны находить поддержку федеральной исполнительной власти.

Беды образования военных и их семей требуют решений властей разных уровней, образовательных и силовых структур. Значит, нужен интегрированный механизм.

Ключ к решению предложен в прессе. Открывая информационную акцию «Учительской газеты» и «Военного образования» «Станет ли солдат студентом?», ректор МГТУ Игорь Федоров предложил создать общественный совет с участием всех заинтересованных сторон - представителей военного и образовательного министерств, «оборонки», вузов и общественности. Он может стать аккумулятором идей, органом их экспертизы и поддержки изменений на стыке образовательной и военной сфер, реформы военного образования, разработки стратегии содействия образованию военных и их семей, патриотическому воспитанию и профориентации молодежи, подготовке кадров для Вооруженных Сил и оборонно-промышленного комплекса. Нужна поддержка заинтересованными структурами федеральной законодательной и исполнительной власти.

* * *

В ходе совещания заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Вячеслав Попов не раз обращал внимание на то, что нужно повышать планку требований к МАДО.

Это добрый знак того, что в федеральных верхах, парламенте России обращают внимание на инициативы «снизу». В нем видится отражение требования Послания Президента России Федеральному Собранию - стимулировать рост институтов гражданского общества передачей им функций, которые государство не должно или не способно эффективно выполнять.

Хочется, чтобы власть активнее опиралась на опыт профессионалов и активнее содействовала развитию их инициатив для создания механизмов реализации образовательной политики государства в интересах армии, обороны страны.

Нужно найти пути оптимального использования возможностей всех структур образования, и МГТУ, и МГУ, и МАДО, и многих других. Армейские образовательные проблемы настолько остры, а поле деятельности столь необъятно, что работы хватит на многие годы всем, кто выходит на ниву этой важной и в высшей степени благородной деятельности. «Учительская газета» и «Военное образование» готовы оказывать всем им активную информационную поддержку. К слову, об этом в нашей редакции шел разговор с директором МАДО Алексеем Ахрамеевым, когда он побывал у нас в гостях. Мы уже рассказывали нашим читателям об ассоциации и выразили готовность продолжать освещение ее добрых дел.

То, что МАДО нуждается в поддержке власти, бесспорно. Хорошо, что она встретила ее в Совете Федерации на межведомственном совещании. И очень хочется, чтобы таких решений было как можно больше, они охватывали весь спектр армейских образовательных проблем и всех активных участников этой работы.

Нужны согласованные действия власти, системы образования и общественности. В их освещении «Военное образование» видит одну из своих важнейших задач. Поэтому редакция предложила всем участникам совещания в Совете Федерации активно использовать наши страницы для обсуждения и поиска путей решения злободневных проблем образования военнослужащих и их семей.

Мы приглашаем к продолжению диалога всех наших читателей.