Цель: старшеклассники или студенты колледжа должны знать, что такое государство, его функции, признаки, причины его появления, формы правления; уметь анализировать то или иное общественное явление, определять функции, моделировать общественные явления, рассуждать; определять роль государства и права в жизни общества и отдельного человека, гражданина.

Развивающая цель: уметь вести диалог, уметь анализировать. Используя межпредметные и внутрикурсовые связи, выявить существенные признаки государства и права как инструмента управления обществом.

Научить рефлексии - умению найти главное в тексте, формулировать логические умозаключения.

Основные понятия: форма государства, государство и право, монархия, республика, политическое устройство, политический режим, страна.

Оборудование:

1. Карта России, карта державы А. Македонского.

2. Дидактический материал.

3. Стенд «Сегодня на уроке» (понятия).

4. Слова Аристотеля, Гегеля.

5. Карточки с понятиями: демократия, республика, монархия, олигархия, охлократия, аристократия, тирания. (Преподаватель показывает их после того, как студенты их сами назовут).

Мотивация урока:

Сегодня у вас необычный урок: интегрированный. Тему урока, его название вы сформулируете сами в конце урока. Преподаватели основ права, преподаватели - историки, политологи считают тему, которую мы сегодня рассматриваем, одной из самых сложных. Чтобы хорошо понять суть нашего урока, мы с вами обратимся к нашему государству, выявим существенные признаки государства и права как инструмента управления обществом.

Урок начинает преподаватель основ права

Вдумайтесь в следующие фразы, которые мы часто слышим: «мы живем в государстве», «государство запрещает», «государственная власть», «государственные люди». Человечество не могло обойтись без государства как инструмента управления обществом. Недостаточно одних обычаев, традиций для управления обществом, нужна более мобильная сила - сила принуждения в лице государства. И этой силой является право.

Среди историков, политологов, юристов сложились три основных теоретических подхода к данной теме. Их суть:

1. С помощью государства мы решаем свои дела, а можем и не решать.

2. Государство может подавлять личность, и даже целые классы. (Тоталитаризм. См. «Сегодня на уроке». На территории Кузбасса было 9 концентрационных лагерей).

3. С возникновением государства возникло право, которое устанавливает правила поведения для людей, и записаны они в законах.

Вопрос группе: Что это такое - право?

Правила поведения, установленные государством и записанные в законах

Историк: Сегодня в мире насчитывается более 200 государств. Много веков существует государство, и так же долго не утихают споры вокруг него. Какое государство благо, а какое нет? Зачем человеку государство? Когда и где впервые возникло государство?

РОДОВАЯ ОБЩИНА а СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА а ИМУЩ. НЕРАВЕНСТВО а КЛАССЫ а ГОСУДАРСТВО

Схему рассматривает историк.

В курсе истории древнего мира вы уже изучили историю Египта, Двуречья, Греции. Иногда мы употребляем слово «страна», иногда «государство». Есть ли различия между этими понятиями?

Страна - это географическое понятие.

Государство (с лат. «политика») - это политическое понятие. Государство - это организация власти. Найдите на стенде слово, которое связано с государством. (Это власть).

Историк: А можем ли мы видеть страну и государство здесь сегодня в аудитории?

Примечание. За хорошие и правильные ответы жетон. За отличные, оригинальные ответы, мысли, суждения - медаль с надписью «Умник!»

На карте (можно России) мы видим страну, а не государство.

А можем ли мы ощутить государство?

1. Инфляция.

2. Действие законов...

Преподаватель основ права: Государство существовало далеко не всегда. В вопросе о происхождении государства общественная мысль выработала несколько подходов, т.е. сформировала теории происхождения государства и права.

Давайте вспомним.

(Можно сделать таблицу)

1. Ученики: «Древние египтяне считали фараона сыном бога Ра, и его власть и государство создано его волей».

Этой теории придерживался Фома Аквинский (учащиеся отвечают: божественная теория и теологическая).

2. «Государство иногда создавалось через заключение общественного договора, например: Германия к началу ХХ века представляла собой больше 2 тысяч отдельных раздробленных государств». (Теория общественного договора легла в основу прав. Государства. Мыслители, Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Радищев).

Карта.

3. «Держава Александра Македонского, Российская империя была создана волей завоевателя» (человеческая воля, путем насилия, захвата).

Историк: 4. «В «Повести временных лет» летописец Нестор об обращении славян к норманам: «Велика и обильна земля наша, порядка только нет». И приглашают на княжение Рюрика с дружиной». (Это будет сочетание воли тех, кто управляет и кем управляют).

Преподаватель основ права: Какие еще теории происхождения государства вы знаете?

5. Патриархальная - Платон, Аристотель «Государство возникает в результате разрастания семьи по отцовской линии».

6. Органическая - Герберт Спенсер (1820-1903) английский философ, социолог «Государство - это общественный организм, состоящий из людей».

7. Психологическая - Лев Петражицкий польский правовед «У людей есть потребность жить в организационном мире».

8. Классовая (экономическая) - К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ульянов. Государство обеспечивает интересы экономически господствующего класса.

Зачем человеку государство и право?

Великий философ Гегель: «Разумное предназначение человека - жизнь в государстве». (Государство устанавливает порядок, защищает личность, а может, наоборот?). С помощью права устанавливаются общественные отношения между людьми, гражданами.

Преподаватель подводит к пониманию того, что такое

Государство - политическая организация общества, включая в себя:

а) формы правления (монархия республика);

б) органы правления (парламент, правительство и т.д.);

в) и как осуществляется это правление (политический режим).

Аристотель в своей книге «Политика» пишет, что человек по своей природе есть существо политическое (т.е. он является гражданином).

1. А кто такой гражданин? (После определения).

2. Гражданин существует для государства или государство для гражданина? (Мозговая атака)

3. Затем студенты дают определение.

Преподаватель основ права:

Задание №1 (Работа в парах. 3 мин.)

Постарайтесь выделить наиболее существенные признаки государства.

Карточка №1

1) территория,

2) символы,

3) наличие публичной власти,

4) осуществление власти,

5) взимание налогов с населения,

6) административно-территориальное деление,

7) суверенитет государства,

8) денежная единица,

9) сотрудничество с другими государствами (функция),

10) поддержка семьи (функция),

11) уважение прав и свобод гражданина (функция).

Историк (на плакате написаны слова, использовать ниже):

1. Кто такой Аристотель?

2. Какие формы правления по Аристотелю вы знаете?

(Студенты называют, преподаватель ставит карточки с названием у доски).

Классификацию государственных форм правления дал еще в древности Аристотель - величайший философ Древней Греции, воспитанник Платона и воспитатель Александра Македонского.

Задание №2

(Групповая работа. 5 мин.)

Какие формы правления по Аристотелю вы знаете?

Формы правления

1. Монархия

2. Аристократия

3. Демократия

4. Олигархия

5. Тирания

6. Охлократия

Задание студентам: дать определение формам правления государства и привести примеры из истории.

Примечание: начинается ролевая игра исторических персонажей. Студенты определяют, какая форма существовала в их правление, и называются имена персонажей.

Иван IV Грозный

«Мой отец Василий умер, когда мне было 3 года. Боярская дума сия творила беззакония от моего имени. В 1547 году я венчался на царство, провел реформы, усилил войско, захватил ханства, Сибирь. Сделал Русь великой державой. А меня обвиняют в жесткости правления. Предъявленные мне обвинения считаю возмутительными».

Кто я? Какая форма правления была при мне?

Солон - греческий архонт.

«В 594 году меня избрали архонтом, меня уважали все жители Аттики. Я установил народный суд, где судьей мог стать бедняк. Для решения государственных дел стали созывать Народное собрание, где участвовали все свободные жители...»

Кто я? Откуда я? Какая форма правления была при мне?

Олигархи: Гусинский, Чубайс, Березовский.

- Ох, какая же это бедная страна!

- Нам предлагают дать ей денег на развитие.

- Но где мы их возьмем, хотя кое-какие сбережения мы имеем.

- Ну почему мы должны думать об этой бедной стране?

- Пусть сама решает свои проблемы.

- И СМИ будут в наших руках, и добыча нефти, алмазов тоже.

Кто мы? Где мы правим?

Преподаватель основ права: Есть еще одна форма правления, вы о ней знаете. (Показать карточку с этими понятиями на стенде «Сегодня на уроке»).

а) Это «республика» («общее дело») - это такая форма правления, где органы власти избирают на неопределенный срок.

Историк:

б) Вспомните историю России, где существовала республика? (Псковская, Новгородская, боярская республики, где были выборные органы власти из богатых людей).

Преподаватель основ права:

в) А какая форма правления существует в сегодняшней России? (Республика смешанного типа: президентско-парламентская, французская модель правления).

г) Студенты! Вы проанализировали различные формы правления. Так какая же форма правления, на ваш взгляд, является правильной, приемлемой для человека?

Обратите внимание

Аристотель Стагирит (385-321 г. до н.э.)

«Государство создает условия жизни..., а гораздо более в том, что жить счастливо, а потому цель государства есть счастье жизни».

Библия

«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите о путях древних, где путь добрый и идите по нему»

Демократия - но от демократии до тирании один шаг, т.к. при помощи охлократии к власти может прийти тиран, демагог, популист. (Объясните эти термины). Аристотель, Платон осторожно относились к демократии. Наш философ Н. Бердяев говорил, что демократия не самая лучшая форма правления, но человечество пока лучшего не придумало.

Какой путь выбрать России?

Как ей выйти из кризиса?

Как сделать граждан счастливыми?

Каким государством Россия себя провозглашает? (Ст. 1 Конституции РФ).

А какое место вы отводите себе в этом государстве, ведь вам жить в ХХI веке?

Вы будете работать в органах государственной власти.

Групповая работа

Найдите органы власти. Работа с газетным материалом.

Примечание: Можно дать группам одинаковые номера газеты и определить, кто более внимателен и понятлив (элемент соревнования).

(Первичное закрепление материала об органах власти в нашем государстве).

Кто быстрее выполнит данную работу.

По количеству найденных органов власти и соответствующее количество баллов команде. Кто внес большой вклад в работу группы, определяют сами студенты, тому и награда.

Давайте подведем итоги урока.

Сформулируйте название темы урока, обратите внимание на план (эпиграф).

Если позволит время, использовать новую форму обобщения, систематизации знаний студентов (новая форма работы) СИНКВЕЙН (с фр. языка «5 строк» - 5 мин.).

1. Тема, которую дает учитель.

2. Два прилагательных.

3. Три глагола.

4. Фраза смысловая.

5. Одно слово, вывод, реакция, связанная с темой.

Студенты сами определяют название темы урока.

Подведение итогов: кто набрал определенное количество жетонов и медалей «Умник».

Домашнее задание: эссе (мини-сочинение) «В каком государстве я хотел бы жить».

Анализ урока

Форма - Современный урок, интегрированный.

Вид - учебно-практическое занятие.

Тип - закрепление, обобщение знаний с получением новых знаний.

Способ учебной деятельности - словесный, наглядный, практический.

5 методов обучения:

а) метод устного обучения;

б) метод обучения по тексту;

в) методика наглядного обучения;

г) практический метод;

д) интерактивный метод.

Логические приемы через мышление: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Точки соприкосновения в интегрированном уроке

1. Причины появления государства (история).

Теории происхождения государства (правоведение)

2. Формы правления по Аристотелю (история). Что такое республика? (правоведение)

3. Какой путь выбрать России? Какое место я отвожу себе в этом государстве? (правоведение)

4. Органы государственной власти (история).

Мы пытались использовать интерактивные методы обучения:

1) мозговая атака,

2) работа в парах (группах),

3) смысловые и ролевые игры,

4) управляемое обсуждение,

5) упражнение с обратной связью,

6) коммуникативные игры,

7) игры-разминки.

Галина ДОВГАЛЬ, преподаватель права, Кемерово