Вот что написала участница семинара в ходе занятия, в котором она выполняла роль журналиста:

Впечатления участника семинара во время занятия Мостяевой Л.В. по проведению дискуссии в учебном процессе.

В гимназии №4 прошло занятие для учителей: «Учебная дискуссия по проблеме правового нигилизма». В конце его участникам нужно было решить, кем мы являемся сегодня в большей степени - политическими нигилистами или законопослушными гражданами.

Сначала учителя разделились на 3 группы: первая выступала за то, что в российском обществе большее распространение имеет политический нигилизм; вторая группа представляла противоположную точку зрения, третья - эксперты. Группа «за» определяла, кого следует считать нигилистом, затем выработала аргументы, которые подтверждали эту позицию. Группа «против» свое выступление начала с методики преподавания. Дети должны уметь применять знания на практике. Эта группа тоже вооружилась своими аргументами. Эксперты нашли критерии для оценивания хода дискуссии.

В ходе дискуссии группы перемешались так, чтобы в каждой оказалось по две пары с полярными точками зрения. К ним присоединили по одному эксперту. Дебаты прошли живо и интересно. Соблюдалась определенная очередность: начинал представитель из группы «за», затем представитель из группы «против» задавал уточняющие вопросы и представлял контраргументы. После этого было дано новое задание - в парах надо было выработать критерии оценивания для экспертов. Были предложены следующие: лаконичность, аргументированность, уважение другого мнения.

Началась свободная дискуссия. Для иллюстрации своих аргументов участники вспоминали примеры из жизни, педагогической практики. Группа нигилистов выдвинула следующие аргументы: рост преступности, низкий уровень правовых знаний, платность юридических услуг, возникновение новых видов преступлений (фиктивные банкротства, преступления с использованием компьютерных технологий). Группа «законопослушных граждан» выдвинула свои контраргументы: информатизация в России по юридическим вопросам, открытие дополнительных юридических факультетов и специальностей, поэтапное введение правового образования в школе (начиная с курса граждановедения, появление новых курсов, таких как «Живое право»), разработка новых законов, охраняющих от современных преступлений.

Приятно, что свободная дискуссия завершилась рукопожатием. Но на этом занятие не закончилось. Участникам предложили поменяться местами с оппонентами как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Теперь им предстояло выступить противниками своей предыдущей позиции. В течение пяти минут в свободной дискуссии они снова старались убедить друг друга в своей точке зрения. Заметно было некоторое затруднение. Видимо, трудно сразу перестроиться и защищать противоположную позицию. Таким образом, участники имели возможность посмотреть на проблему с двух сторон.

В заключение группам предложили подготовить резюме, то есть ответить на вопрос: «Кто мы - нигилисты или законопослушные граждане?» Также необходимо было на линии «закон-нигилизм» найти место для своей позиции и нарисовать подходящий символ. Выступления экспертов завершали занятие. Они отметили плюсы и минусы проведения дискуссии в своей группе по принятым ранее критериям.

Думаю, что подобные занятия полезны, так как учителя научились следующему: проводить дискуссии в парах и малых группах; принимать точку зрения оппонента в дискуссии; разрабатывать правила конструктивной дискуссии; принимать участие в различных вариантах дискуссии.

В семинаре участвовали 25 слушателей. Занятия проводили преподаватель кафедры истории, социально-политического образования и права Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ Андрей Иоффе и преподаватель Рязанского института развития образования Людмила Мостяева. Семинар состоялся при организационной и финансовой поддержке партнерства «Сивитас», а также при непосредственном участии следующих организаций: Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование», гимназии №4, Мурманского областного института повышения квалификации работников образования.

Слушатели разработали и презентовали свои занятия с использованием активных и интерактивных методов.

Тема «Духовная культура

и духовные ценности: нравственное чувство и моральное поведение». 10-й класс

Автор: Ольга Кутырова, доцент кафедры управления Мурманского областного института повышения квалификации работников образования.

Выбор темы обусловлен стандартом, программными требованиями, значимостью формирования ценностных ориентаций. Название темы дано по программе и учебнику «Обществознание» А.Кравченко; в программе Л.Боголюбова по учебнику «Человек и общество» темы звучат так: «Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Высшие духовные ценности. Истина, добро и красота. Моральный идеал. Нравственная оценка деятельности».

Употребление понятий нравственность и мораль часто ведет к их синонимизации. При этом они имеют нюансы, позволяющие четко формулировать цели и задачи формирования морального поведения и нравственных чувств.

Цели и задачи. В результате проведения занятия учащиеся смогут: расширить представления о системе духовных ценностей; характеризовать и сопоставлять понятия «мораль», «нравственность», «этика»; закрепить знания основных сфер общественной жизни; называть основные моральные нормы как регуляторы общественной жизни; участвовать в дискуссии о приоритете ценностей, уметь отстаивать собственное мнение, высказывать свою точку зрения, аргументировать, самостоятельно формулировать определения понятий «мораль», «нравственность», «этика», подбирать к ним ассоциативный ряд; задуматься над необходимостью следовать моральным нормам в соответствии с нравственными чувствами и этическими принципами; осознать значимость внутренних (нравственных) регуляторов как факторов свободы личности.

Методы, применяемые на уроке: фронтальная беседа, обсуждение в группах, оппонирование, анализ ситуации и т.д.

Цель: сформировать убеждение в необходимости для человека как существа социального нравственных чувств, этических принципов и морального поведения.

План урока:

1. Культура, духовность, ценности.

2. Нравственные категории и добродетели.

3. Этика и мораль.

Основные понятия урока: духовная культура, духовные ценности, нравственность, этика, мораль.

Мотивация. Задайте учащимся проблемные вопросы: Что такое этика, нравственность, мораль? Может ли человек нравственный поступать аморально? А нравственный - неэтично?

1. Актуализация знаний. Работа с понятийным аппаратом.

Предложите учащимся с помощью фигур составить рисунок, который обозначил бы соотношение понятий (индивидуальная работа или работа в парах):

Культура Духовность Ценности

При представлении результатов выполнения задания попросите учащихся аргументировать свою позицию.

Возможные варианты ответов:

Культура - более широкое понятие: она может быть духовной и материальной.

Духовность - более широкое понятие, она может включать в себя ценности как принципы, убеждения, а также - деятельностный момент, то есть ценности и поступки.

Культура - более широкое понятие, она может быть духовной и материальной.

Ценности - более широкое понятие, они также могут быть духовными и материальными.

Сама духовность может быть ценностью.

Задание по результатам общего обсуждения.

В аспекте наших рисунков определите смысл и значение понятий: культура, духовность, ценности.

Культура

«Вторая природа», все то, что создано человечеством, опыт человеческого общества.

Духовность

Система принципов, убеждений, на основе которых человек строит свою жизнь, деятельность, ставит цели и добивается их достижения в условиях приоритета духовных потребностей над материальными.

Ценность

Положительная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Критерии и способы оценки этой значимости: нравственные принципы, идеалы, установки, цели.

Вывод: главное, что мы должны были понять, составляя эту таблицу, - это взаимосвязь данных понятий. Все они - это продукт общественного развития, свойственный только человеку и обществу.

Предложите учащимся вспомнить об основных сферах общественной жизни: экономическая, политико-правовая, социальная и духовная. Дайте им задание расположить понятия Истина, Красота, Добро, Польза, Господство, Справедливость, Свобода, экономическая сфера, политическая сфера, социальная сфера, духовная сфера в таблице. Слева расположить сферы общественной жизни, справа - ценности.

2. Нравственные категории добродетели.

Поставьте перед учащимися проблемный вопрос: Какие ценности вы отнесете к нравственным, а какие из них можно выделить как добродетели?

Используя свой вариант заполнения таблицы заполните пропуски в приведенной фразе: Есть в мире высшие и низшие ценности. Высшими ценностями являются стремление к , , , , ; Ценностями более низкого уровня являются стремление к , , , , , .

Акцентируйте внимание на том, что для человека важны ценности разных уровней - не только высшие, но и низшие. Речь скорее идет о приоритете - если приоритетны высшие ценности, то можно говорить о высоконравственном человеке; а если приоритетны низшие - то о человеке, для которого собственные потребности являются ключевыми и основными.

Мы говорим о нравственном и безнравственном человеке, а когда речь идет об обществе, каким термином чаще всего заменяем понятие «нравственность»?

(Предполагается, что учащиеся выйдут на понятие МОРАЛЬ).

3. Этика и мораль.

Предположите, в чем нюанс в употреблении этих понятий?

(Нравственность - система принципов и внутренних убеждений человека; мораль - система общепринятых норм, по которым живет общество).

Что такое мораль, нравственность и этика?

4. Итог.

В идеальном обществе эти понятия должны совпадать. А в реальном? Может ли быть такая ситуация, что нравственный человек поступает аморально и неэтично?

(Такая ситуация вполне может быть представлена, так как общественная мораль консервативна - творческие люди часто нарушают моральные нормы в обществе, не поступают в соответствии с принятыми нормами, иначе общество бы не развивалось; нравственный человек, поступающий «по совести», вполне может знать не все правила этикета, нарушая их).

Домашнее задание.

1. Попробуйте доказать, что в реальном обществе человеку необходимо вести себя этично и быть высоконравственным для его же блага и пользы.

2. Соотнесите понятия «нравственные чувства» и «моральное поведение».

Все остальные темы блока (религия, искусство, образование) рассматриваются именно с позиций системы ценностей и приоритета духовных ценностей над материальными.

Тема «Права ребенка».

8-9-е классы.

Курс «Обществознание»

Авторы: С.Купреева, Л.Калинина, Т.Копылова, Н.Маслова, И.Омельченко.

Цели: в результате проведения занятия учащиеся смогут расширить представления о правах ребенка, назвать причины выделения прав ребенка в отдельный блок, получить опыт работы в группах. Обсуждать проблемы, аргументированно высказывать свою точку зрения, уважать права ребенка.

Словарь: права человека, конвенция, декларация, права ребенка.

План занятия.

Мотивация (до 5 мин.)

Вступительная часть

Работа в группах

Рефлексия.

Ход занятия

Предложите учащимся подумать, что объединяет некоторые реальные события из жизни школы (события перечислены в приложении №1)

Прогнозируемый ответ: нарушение прав ребенка.

Право - это то, что положено вам по закону, то, что вы имеете, не заслуживая и не зарабатывая. Оно ваше, потому что вы - человек. Однако если это право - для вас, оно также является правом для любого другого. Права принадлежат каждому. Ни один человек не имеет больше прав, чем другой. Каждый из нас ответствен вести себя так, чтобы, пользуясь своими правами, мы не мешали другим людям пользоваться их правами. Как вы считаете, нужны ли специальные документы, защищающие права ребенка? Почему? (Мозговой штурм).

Понимая эту проблему, мировое сообщество в 1959 году провозглашает Декларацию прав ребенка. Декларация - документ, который не обязателен для исполнения. Другое дело - конвенция, это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. В ноябре 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Она призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый гуманный мир. Через год эта Конвенция была принята в нашей стране. Сегодня мы познакомимся с этим документом.

Работа в группах.

Задание «Добрая фея». Деления на группы (в группе 5-6 человек). Нарисуйте ребенка и дайте ему имя. Напишите, каким бы вы хотели видеть этого ребенка (10 качеств). Что нужно для того, чтобы эти качества были реализованы, но злая фея может помешать стать ему таким, как вы хотите (перечислите неблагоприятные факторы). Будьте готовы представить свой плакат через 7 мин. Готовые плакаты вывешиваются на доске.

Андрей ИОФФЕ, кандидат исторических наук