Новая автоматическая система прохода в наземный общественный транспорт появилась в Москве уже почти год назад. А три года назад такой эксперимент был проведен в Зеленограде. И, видимо, он дал положительный результат, так как в Москве такая система распространяется все больше и больше. На остановках появились таблички, где написана инструкция и есть подробная иллюстрация, как пользоваться новой системой прохода, конструкция которого напоминает вход в метро. На автобусах появилась картинка: веселый прыгающий зайчик, перечеркнутый красной чертой. Видимо, правительство решило отнестись к модернизации с юмором. Но вот как восприняли новшество сами пассажиры.

Женщина с сумками заходит в долгожданный автобус. Открывает кошелек, достает карточку, вставляет, но автомат выплевывает ее назад. Она пытается снова и снова. Но тщетно, талончик выскакивает назад. Тут терпение несостоявшейся пассажирки пришло к концу, она вспыхивает, как искра на ветру, и начинает кричать: «Я в мэрии работаю! Пустите меня немедленно!!!»

Закончилась эта перебранка тем, что пассажирка пропихнула сначала сумки, сама на четвереньках проползла под железными трубками автомата. А на следующей остановке вошла бабушка, тоже с сумками. Но карточки у нее не было: «Сынок! А как же мне войти? У меня вот пенсионное...»

- Так вам надо карточку получить.

Расстроенная бабушка вышла.

Но бывают и другие случаи. Один пассажир пенсионного возраста забыл свой талончик и водитель впустил его через заднюю дверь. На что неблагодарный дедушка на весь автобус долго ругал новую систему. Водитель, не выдержав, сказал, что он сам здесь ни при чем. Тогда эмоциональный дедушка стал ругаться уже на водителя, употребляя в своем монологе весь свой словарный запас.

Можно сделать вывод, что основная часть москвичей не совсем довольна введением автокондуктора.

Российскому потребителю вообще угодить сложно. Не жалуют люди и контролеров, в каждом из них видя мошенника, желающего набить себе карманы доходами честного населения. Люди недовольны не контролером, а высокой стоимостью проезда...

Порой такая перебранка возникает и с кондуктором. Студенты и вообще молодежь вымаливают у тетеньки-кондуктора проехать «ну еще одну остановку», не желая ни мерзнуть на остановке, ни оплачивать проезд. Иногда тетеньки над ними сжаливаются. Хотя к кондукторам наше население изначально относится лучше - талончик можно купить дешевле, чем у водителя. Хотя упрекать людей в любви к халяве не стоит. Транспорт и впрямь очень дорогой, если посчитать его соотношение с зарплатой, то можно прийти к выводу, что лучше ходить пешком.

Конечно, у системы автоматического прохода есть существенные минусы. Загрузка автобуса происходит и впрямь очень долго. Причем водитель ничем не может помочь проблемам пассажиров - доступа к автомату у него нет. А карточки имеют свойство размагничиваться. Причем зачастую от самых пустяковых причин: совместное пребывание с ключами, техникой, батарейками, железом, да и просто сами по себе. Достаточно просто неправильно приложить карточку, и не попадешь в автобус. Это, оказывается, целое искусство. Нужно прикладывать к определенным полосочкам, не ниже, не выше. Иначе карточка размагнитится, и придется ждать целых семь минут.

Конечно, у такой системы есть и свои плюсы. В автобусах теперь больше порядка. Меньше людей, проезжающих «зайчиком». Хотя зачастую люди достают или покупают поддельные карточки, по которым могут проходить в течение нескольких лет. Но я думаю, основной минус в том, что много уходит времени. Особенно это ощутимо зимой, когда из-за часто выпадающих осадков на дорогах образуются большие пробки. В итоге люди иногда часами ждут автобуса. Да и на плечи водителя легло больше забот. Он не только водит машину, но и продает талоны и следит за тем, кого в какую дверь выпустить.

Аня ЛАВРОВА, ученица 11-го класса