К числу базовых предметов относятся: математика, русский язык, литература, физика, химия, биология, обществоведение, иностранный язык, история. Эти предметы обязательны для изучения, но ученик может выбирать - изучать их на углубленном или не углубленном уровне. Для этого предметные кафедры или предметные методические объединения подготавливают для выбора учеников разноуровневые курсы. Для углубленных предметов количество часов в неделю может быть увеличено.

Спецкурсы или элективные курсы (география, черчение, экономика, право, программирование и др.) школьник выбирает по своему желанию. Количество часов в неделю, отводимое на каждый спецкурс, как правило, 2 или 4.

Занятия физической культурой в ИУП каждого школьника должны занимать не менее 2 часов в неделю. В случае, если у старшеклассника есть ограничения на занятия физической культурой по медицинским основаниям, ему предоставляется право заниматься физической культурой в специальной медицинской группе. В качестве занятий физической культурой школьнику могут быть засчитаны занятия в спортивных школьных секциях. Занятие спортом вне школы также может быть засчитано в качестве занятий физической культурой при представлении документов, подтверждающих эти занятия, и при условии сдачи установленных нормативов в конце каждого полугодия.

Предмет искусства является обязательным гимназическим компонентом образования. Школьник должен выбрать из предлагаемого гимназией ряда предметов (хор, керамика, художественная студия, игра на гитаре, дизайн, театр, мировая художественная культура и др.) несколько предметов искусства в рамках отведенного объема времени. Занятия школьника творчеством вне школы могут быть засчитаны в качестве предметов искусства. Например, занятия в художественной или музыкальной школах.

Количество часов в неделю в каждом индивидуальном учебном плане не может быть меньше 36 и не может превышать 41 час. Причем допускается ситуация, когда выбор старшеклассником базовых предметов с учетом углубленных может попадать в диапазон (от 36 до 41 часа). В этом случае выбор спецкурсов не обязателен.

Таким образом, старшая профильная школа в предлагаемом варианте - это школа индивидуальных профилей старшеклассников.

Процедуры формирования индивидуальных учебных планов.

В начале учебного года в 10-м классе проходит «запусковое» мероприятие, задачей которого является формирование индивидуальных учебных планов старшеклассников.

Выбор группы по предмету. В старшую школу поступают 100 человек (это 4 класс-комплекта, по 25 человек каждый). Соответственно на каждый предмет в каждой учебной группе приходится по 1 учителю. Всего в старшей школе 4 учителя математики, 4 учителя физики и т.п.

Каждый учитель-предметник в течение июня-августа готовит краткую аннотацию своего курса, где указывает цели, задачи, основные требования, способы работы, критерии оценивания. Из этих описаний подготавливается «Сборник аннотаций предметных курсов». К началу года подготавливается тираж сборника из расчета - каждому школьнику по сборнику.

В начале учебного года проводится общая презентация для всего потока из 100 человек, в течение которой по очереди, согласно составленному заранее расписанию, презентируют себя и свои программы учителя-предметники: математики, словесники и т.п. (по 4 человека от каждого предмета). Ученики знакомятся с материалами «Сборника аннотаций предметных курсов», смотрят презентации и определяются с выбором группы. В конце отведенного на выбор времени они лично записываются в группы к тому или иному предметнику. Существует ограничение на запись в группу (она не должна быть больше 26 человек (по решению учителя-предметника количество учеников может быть увеличено) и не должна быть меньше 12 человек). Ученики про это знают. В случае «перебора» учитель имеет право выбирать учеников по объективным, заранее установленным критериям (это отметки за предмет и тест по предмету, а также личное собеседование, цель которого - определить основательность притязаний на ту или иную программу, адекватность притязаний старшеклассника на обучение по той или иной программе). Как правило, такие ситуации возникают очень редко. В нашей практике за 8 лет это было всего лишь дважды. В этом случае школьники, которые не попали в «переполненную» группу, выбирают из трех оставшихся групп. Мотивом отказа со стороны учителя являются объективные критерии (отметки по предмету и результаты предметного теста).

Таким образом, возникают 4 группы по математике (или по любому другому предмету).

Точно так же формируются все остальные предметные группы. И к 5 сентября мы имеем полный комплект учебных групп по всем предметам, в котором практически все ученики определились по собственному желанию к тому или иному предметнику.

Андрей ЛУЧЕНКОВ, директор старшей школы гимназии «Универс», Павел СЕРГОМАНОВ, зам. директора по научно-методической работе гимназии «Универс», Красноярск