В то же время результаты проведенных в РГПУ им. А.И.Герцена исследований обозначили круг проблем, с которыми так или иначе вынуждены будут столкнуться работники образования в самом ближайшем будущем.

Первая из них - это организация системы повышения квалификации основных целевых групп работников образования: начиная от специалистов органов управления образованием, директоров и заместителей директоров школ и, конечно же, учителей-предметников. Казалось бы, эта задача не является новой, но в условиях профильного обучения профессиональные компетенции для каждой выделенной группы специалистов наполняются новым содержанием. Так, например, работники органов управления образованием, директора и заместители директоров школ должны владеть знаниями и умениями современного менеджмента, необходимыми для выстраивания системного сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями различного уровня, включая образовательные учреждения высшего профессионального и дополнительного образования. Без этих знаний и умений однозначно возникнут большие сложности с реализацией индивидуального учебного плана, являющегося основой построения индивидуального образовательного маршрута для каждого ученика, в чем, собственно, и заключается одно из принципиальных отличий профильного обучения от уже привычных для нашей системы образования специализированных школ и гимназий. Принципиально изменяются обязанности директоров и заместителей директоров школ, приобретая все больше черты современных менеджеров старшего и среднего звена, владеющих сетевыми технологиями! Очевидна необходимость поиска новых форм организации повышения квалификации. Как показывает опыт бизнеса, наиболее рациональной в таких случаях является организация фирменного повышения квалификации, т.е. непосредственно на рабочем месте, в конкретной школе или районе, что позволит учесть не только особенности этой школы, но и микрорайона, города, а может быть, и в целом региона.

Современный учитель профильной школы должен не только хорошо знать свой предмет, но и эффективно использовать современные методики и педагогические технологии, в частности, активные методы обучения, которых, кстати, насчитывается, по последним классификациям, более пятидесяти. И это еще не весь методический арсенал профессиональных компетенций учителя! Направленность профильного обучения на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ученика предполагает необходимость разработки элективных курсов. Этот новый компонент базового учебного плана как раз и призван, с одной стороны, учесть интересы, склонности каждого ученика, а с другой - он определяет возросшие требования к профессионализму учителей-предметников. Причем ученикам в соответствии с концепцией профильного обучения должен быть предложен спектр элективных курсов явно большим числом, чем это будет востребовано, т.е. должна быть предоставлена возможность выбора с учетом разнообразных интересов и склонностей.

Вот и очерчены контуры второй проблемы: контингент учителей, который сейчас работает в школе, не совсем подготовлен к таким видам профессиональной деятельности. Соответственно выход один - необходимо повышение квалификации, причем желательно организовать его опять-таки непосредственно на рабочем месте - в школе.

Следующая проблема - это необходимость обновления устаревшей материально-технической базы школ. Решение этой проблемы видится во взаимодействии с учреждениями высшего профессионального образования, а также начального и среднего профессионального образования. Все-таки в ряде этих образовательных учреждений состояние материально-технической базы несравнимо со школьными лабораториями по физике, химии и, уж конечно, с кабинетами по технологии. Вообще если мы хотим формировать в старшей школе конкурентоспособную молодежь, которая в ближайшей перспективе будет развивать науку и технологию, учить ее надо только с использованием современного демонстрационного и лабораторного оборудования.

Нельзя не остановиться еще на одной проблеме - это недостаточная разработанность содержательной компоненты некоторых профилей, в частности индустриально-технологического и агротехнологического. Вызывает большие сомнения возможность быстрой реализации этих двух профилей. В частности, при разработке индустриально-технологического профиля не выделены возможные специализации, никак не представлены технологии оказания услуг. Пока что профиль подготовки разработан без ориентации на сильнейшую российскую инженерную школу. Необходима не просто корректировка, а серьезная доработка этого профиля с подключением специалистов ведущих технических вузов и факультетов технологии и предпринимательства ведущих педагогических университетов.

Очевидно, что быстро повысить квалификацию всего контингента педагогических кадров (управленцев, учителей-предметников) невозможно, как и невозможно в столь короткие сроки сформировать обновленные профессиональные компетенции, разработать и самое главное донести до учителей-предметников всей страны элективные курсы; доработать содержание проблемных профилей.

В сложившейся ситуации возрастает социальная роль и ответственность ведущих педагогических университетов, имеющих сформированные научные школы, активно занимающиеся как теоретическими, так и практическими исследованиями всей совокупности проблем, связанных с введением профильного обучения. Научно-педагогический потенциал этих университетов необходимо использовать как для организации новых форм повышения квалификации, так и для разработки целого набора разноплановых (предметных, межпредметных, надпредметных) элективных курсов.

Очевидный эффект видится через выстраивание сетевого взаимодействия между ведущими классическими, техническими и педагогическими университетами. Разработка элективных курсов могла бы идти по следующей схеме: отбор содержания - классические или технические университеты, а его методическая адаптация, разработка методических рекомендаций для учителей - это прерогатива уже педагогических университетов. Подобная схема взаимодействия возможна и в организации системы повышения квалификации: организационно-методические и психолого-педагогические модули программ повышения квалификации разрабатывают и реализовывают институты повышения квалификации ведущих педагогических университетов, а модули, связанные с предметным содержанием, - классические и технические вузы.

Для повышения доступности как системы повышения квалификации, так и элективных курсов необходимо использовать возможности дистанционной поддержки профильного обучения. Высока эффективность дистанционных технологий и в решении проблемы с учебно-методической литературой для профильного обучения. Несомненно, необходимо развивать систему дистанционного тьютерства, консультирования, повышения квалификации; создавать дистанционную поддержку сетевого взаимодействия как непосредственно для реализации индивидуального учебного плана, так и для повышения эффективности сетевого взаимодействия классических, технических и педагогических университетов.

Для организации дистанционной поддержки профильного обучения целесообразно расширение участников сетевого взаимодействия за счет привлечения потенциала фирм, уже активно работающих на рынке дистанционных образовательных услуг.

Несмотря на имеющиеся проблемы, закончить мне бы хотелось на позитиве: «Дорогу осилит идущий!»

В заключение хотелось бы заметить, что решение большинства проблем возможно и в достаточно короткие сроки при организации сетевого взаимодействия ведущих педагогических, классических, технических вузов и развитии дистанционной поддержки профильного обучения.

Ирина ГОТСКАЯ, доктор педагогических наук, профессор РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург