- Василий Семенович, общественно-патриотическую акцию и концерт «Спасибо за верность, потомки!» проводят уже с 2013 года. И, конечно, когда много творческих людей (и слушателей) собираются и поют дорогие нам песни военных лет, нельзя не ощутить создающуюся в этой точке, я бы сказала, своего рода молитву, энергетику. Не могли бы вы рассказать о ключевых эмоцио­нальных моментах, которые вы переживали в процессе подготовки и проведения?
- Для меня как для ребенка войны лучшие стихи - военные, лучшие песни - военные! Это такой огромный пласт культуры! Это близко всем, каждому зрителю. Каждый слышит в этой поэзии о своих родных, прошедших через войну. В нашей стране нет семьи, которой не коснулась бы эта страшная война. А поколение уходит, теперешним школьникам из первых уст не услышать рассказы. И наша задача, моя задача - передать им эту память посредством военных стихов и песен. Самое дорогое, когда подростки, которых очень сложно достать до сердца, сидят в зале со слезами на глазах. Это значит, что достучались, значит, они будут помнить. Вот это и есть успех.
- Наверняка есть знаковый эпизод из вашего военного детства, когда состоялась встреча с военной песней. Пожалуйста, опишите, как это случилось?
- Военная песня была со мной всю жизнь. Именно военные песни пели на праздниках, во время дружеских встреч, демонстраций, субботников, за столами… А как иначе? Ведь для нескольких поколений они стали главными. Это такой огромный пласт культуры, в котором как в капле воды отражена история страны. Военные песни - это человеческие судьбы. Очень часто, услышав какую-то песню, люди говорили: «Это же про нас! Это наша история!» Именно поэтому мы создали проект «Песни нашего полка», который рассказывает о военных песнях - об истории их создания, об их авторах, об их удивительной жизни. Ведь эти песни - полноправные участники войны.
- Не могли бы вы назвать несколько, по вашему мнению, важных для русского народа песен, которые помогали на войне выжить, сохранить психологическое равновесие, почувствовать единение перед врагом?
- Я считаю, что все песни важны. Не только песни - стихи, проза… Особенно важным было то, что люди в это тяжелое время не только поддерживали свой уровень культуры, но и повышали его, сочиняли новые песни (причем большая часть из них - позитивные), писали рассказы, заметки. Думаю, именно это и помогло выжить и верить в будущее.
- Кому из поэтов, писавших о войне, по-вашему, удалось наиболее психологически верно отразить ее суть, боль от потерь или, наоборот, счастье Победы? Вообще скажите, пожалуйста, несколько слов о ваших любимых военных поэтах.
- Я не буду оригинален: Давид Самойлов, Семен Гудзенко, Константин Симонов, Борис Слуцкий, Юлия Друнина, Булат Окуджава - целая плеяда военных поэтов. Как это часто бывает, трудные времена рождают множество талантливых людей.
- Слово «патриотизм» сегодня засклоняли, заездили, вкладывая в него иногда ложные смыслы. А что для вас означает слово «патриотизм»? Какие песни, фильмы, спектакли воспитывают его у детей?
- Конечно, в эпоху демократии патриотизм - это один из способов выражения своего мнения. Но если вся любовь к Родине заключена лишь в этом, вряд ли ее можно считать настоящей. Патриотизм - это не служение государству, а служение, любовь к своей Родине. Это близкие нам люди, любимые места, воспоминания, история и, главное, это готовность сохранять и защищать то, что хранили и защищали наши предки. В современном обществе произошел большой рывок вперед - создаются фильмы о Родине, проводятся концерты, фестивали, конференции, направленные на патриотическое воспитание молодежи. И мы видим, что это работает. Молодые люди уже сейчас активно участвуют в жизни своей страны, интересуются историей, занимаются благотворительностью. Наша акция «Спасибо за верность, потомки!» побывала уже в более чем 100 городах страны, и я вижу отклик молодого поколения, когда они подходят ко мне и просто говорят: «Спасибо!»
- Ключевой смысл и задача концерта военной песни и в целом акции - сохранить память о военных подвигах отцов и дедов. Но люди поют военные песни, делают фильмы о войне, часто (и, конечно, слава богу) не зная ее страшной правды...
- Со дня Победы прошло уже почти три четверти века. И это естественно, что что-то стирается в памяти, какие-то моменты упущены. Это история. Но главное не это. Главное - то, что люди помнят. Люди знают, что Победа - это не только радость, знают, как тяжело она далась. Пусть они не знают всех ужасов войны (и, дай бог, никогда не узнают!), но они помнят. И чтят эту память.
- Скажите, пожалуйста, кому из современных молодых артистов лучше всего удаются военные образы? И, конечно, хотелось бы узнать, какой ваш любимый современный фильм о войне?
- Сейчас стали снова много снимать о войне. Это так важно - хранить память о тех событиях! А главное, что на эти фильмы с удовольствием идут зрители. Я много общаюсь с молодыми актерами - и со своими студентами, и во время наших творческих встреч и концертов. Много талантливых ребят с правильным пониманием, что искусство - и в первую очередь кино - должно воспитывать и закладывать верные ориентиры, учить любви, добру, дружбе и верности.

Досье «УГ»

Василий Семенович Лановой (род. 16 января 1934 года, Москва) - советский и российский актер театра и кино, мастер художественного слова (чтец), общественный деятель, педагог. С 1957 года - артист Государственного академического театра имени Е.Вахтангова. Народный артист СССР (1985), лауреат Ленинской премии (1980), член КПСС с 1968 года. Родители были украинскими крестьянами из села Стримба Кодымского района Одесской области. В 1931-1932 годах переехали в Москву, куда их позвал брат отца. Цех химического завода, в котором работали родители cо времени их переезда в Москву, с 23 июня 1941 года стал разливать вручную противотанковую жидкость и «коктейль Молотова», через пять дней, по словам Василия, у всех 72 работников цеха «была уничтожена нервная система рук и ног». Их немедленно отвезли в санатории, годами лечили, но мать осталась инвалидом I группы, а отец - II группы. Великую Отечественную войну 7‑летний Василий встретил в селе Стримба у бабушки с дедушкой, куда приехал в гости из Москвы 22 июня 1941 года. Село было захвачено фашистами. Немецкий солдат ради забавы пустил две автоматные очереди над головой восьмилетнего ребенка, после чего он сильно заикался.
В 1947 году начал заниматься в театральной студии при Дворце культуры ЗИЛа, где получил первые уроки сценического мастерства. В 1951 году на Всесоюзном конкурсе самодеятельных артистов В.Лановой и И.Таланкин были награждены грамотами. Окончил школу с золотой медалью. В 1953 году поступил на факультет журналистики МГУ, но проучился там всего полгода. Затем поступил в Театральное училище имени Б.Щукина (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина). Еще во время учебы, в 1954 году, снялся в своем первом фильме «Аттестат зрелости», а в 1956 году сыграл главную роль в фильме «Павел Корчагин». В 1957 году окончил Театральное училище имени Б.Щукина (курс Ц.Л.Мансуровой). Во время учебы познакомился с Т.Е.Самойловой, женился и прожил с ней несколько лет. С 1957 года - актер Государственного академического театра им. Е.Вахтангова, где играл роли Фортинбраса («Гамлет»), Маяковского («Кон­ар­мия»), Цезаря («Антоний и Клеопатра»), Пушкина («Шаги Командора»), Троцкого («Брестский мир»), Джорджа Бернарда Шоу («Милый лжец») и многие другие. Одновременно снимался во множестве фильмов: «Павел Корчагин» (1957), «Алые паруса» (1961), «Война и мир» (1965-1968), «Офицеры» (1971), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Анна и Командор» (1974), «Дни Турбиных» (1976) и др. В 1979 году озвучил многосерийный документальный фильм «Великая Отечественная», созданный кинематографистами под руководством Р.Л.Кармена. Его работа была отмечена самой престижной премией того времени - Ленинской. Признанный мастер художественного слова. Его творческие программы включают поэзию А.Блока, А.Ахматовой, В.Маяковского, О.Берггольц, А.Пушкина и др. В 1983 году написал книгу «Счастливые встречи», а в 2004 году - книгу «Летят за днями дни». С 1985 года преподает на кафедре сценической речи в Театральном институте имени Б.Щукина. В настоящее время профессор, заведующий этой кафедрой (1995). Председатель межрегионального общественного фонда «Армия и культура» с 1995 года. Член Общественного совета при Министерстве обороны России, председатель Комиссии Общественного совета по культурно-шефской работе и межнациональным отношениям. Член Общественной палаты Российской Федерации второго состава (2008-2010). Входит в состав Общественного совета при Следственном комитете Российской Федерации. Сопредседатель Общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России». Более 20 лет возглавляет Международный детский кинофестиваль «Алые паруса «Артека».