- Ирина Дмитриевна, говорят, что реальность весьма существенно меняет идеальные представления о профильной и предпрофильной подготовке.

- Да, это действительно так. Например, для сельской школы, как показывает жизнь, более приемлем если не чистый возврат к производственному обучению, которое было распространено в 70-80-х годах, то некий его аналог. Другими словами, для них актуально именно сельскохозяйственное направление обучения. Поэтому вполне естественно, если дети, обучаясь в профильном классе, будут получать основы именно этих профессий. Многие из таких школ уже давно и тесно сотрудничают с сельскохозяйственными вузами и колледжами. И разрушать существующие связи не имеет смысла.

Нужно смотреть правде в глаза: на сегодняшний день в селе невозможно дать такое же разнообразие профилей, как в городе. Поэтому отраслевой уклон неизбежен. Плохо это или хорошо - трудно судить. Ведь нужно постараться закрепить молодежь в селе, а также дать им хоть какие-то профессиональные навыки, чтобы они не боялись работы.

Предлагалось, к примеру, возить детей в специально созданные центры, где можно создать максимальное количество профилей. Идея хорошая, но она применима лишь в тех регионах, где есть большая плотность населения и много школ, расположенных недалеко друг от друга. А как быть, допустим, там, где плохие дороги, нет транспорта, а от одного учебного заведения до другого сотни километров? Это касается и профильного обучения, и сдачи ЕГЭ. Но именно поэтому региональный опыт так интересен и важен, ведь он конкретно показывает, как на местах выходят из положения.

- К вам едут люди со всей России?

- Да, но так как проезд до столицы дорог, мы решили часть наших курсов перенести в регионы. Туда помимо специалистов и преподавателей академии поедут члены федеральной рабочей группы по профильному обучению, состоящей из сотрудников Минобрнауки, РАО, Высшей школы экономики и учителей-методистов. Они профессионально консультируют по вопросам планирования, методического обеспечения, по нормативно-правовым и экономическим вопросам.

В тех регионах, где эксперимент ведется уже давно и успешно, где есть богатый опыт и хорошие специалисты, мы планируем создать базовые точки, куда будут съезжаться люди. Представители школ, ИПКРО, педвузов и Центральной России будут приглашены в Москву, Южного региона - в Краснодар, Северо-Западного - в Псков, Уральского - в Челябинск, Поволжья - в Казань. В Сибири же создано несколько центров в Якутске, Хабаровске и Кемерове.

- С кем, на ваш взгляд, необходимо работать в первую очередь для более успешного перехода на профильное обучение?

- Подведя итоги этих двух лет, мы пришли к выводу, что, поскольку массовое профильное обучение неизбежно в самом ближайшем будущем, необходимо уже сейчас начать работу с управленческими кадрами по повышению их знаний и умений для того, чтобы они могли грамотно построить стратегию и тактику реализации модернизации образования.

Также мы планируем обучить профессорско-преподавательские кадры, работающие с управленцами. Обязательно нужно подготовить и региональных, и муниципальных координаторов, которые занимаются введением профильного обучения на уровне города, района, области, республики, края. Под руководством опытного преподавателя они будут учиться создавать новые программы с позиции современного менеджмента, учитывая все риски и возможности. Но нельзя сказать, что мы кому-то сверху спускаем типовую программу, а все должны под нее подстраиваться.

- Что мешает введению профильного и предпрофильного обучения?

- На мой взгляд, нормативно-правовая и экономическая база. Безусловно, есть трудности с кадрами. Любое новое дело без трудностей не бывает, если стремиться делать его так, как задумывалось. Но очень хорошо, что сейчас идет не лабораторный, а реальный эксперимент, в котором принимают участие 10 регионов. Причем все экспериментаторы между собой очень хорошо знакомы, часто встречаются, делятся опытом, информацией.

На региональном и муниципальном уровне должны пройти повышение квалификации директора и завучи всех школ. Но на федеральном уровне мы даем лишь идеологию, знакомим с рефлексивно-аналитическими технологиями, позволяющими варьировать в широких рамках в зависимости от ситуации.

Несмотря на то что в каждом регионе в эксперименте задействовано всего два муниципальных образования, а остальные работают в режиме массовой школы, мы рассылаем материалы во все учреждения, чтобы те, кто изъявил желание подключиться к нему, не начинали с пустого листа. Мы даем им программы и методическую литературу, чтобы помочь на месте.

- А как, кстати, взаимодействуют стандарты и профильное обучение?

- Дело в том, что профильное обучение по своей сути как раз и выстроено под новые стандарты, в которых есть базовый и профильный уровень. И на самом деле введение профильного обучения требует выхода на эти стандарты, поскольку старые не предназначены для работы на разных уровнях.

- Кого же готовит академия в плане профильного и предпрофильного образования?

- Наставников и помощников, или, выражаясь по современному, тьюторов самого высокого уровня, которые уже потом могут подготовить специалистов более низкого уровня. В качестве тьюторов (или, как их еще называют, мультипликаторов), как правило, выступают преподаватели региональных институтов повышения квалификации. У нас в академии по статусу проходят обучение как начальники отделов образования, так и профессорско-преподавательский состав педвузов и ИПК. Кстати, мы даже открыли при педагогических вузах 10 тьюторских центров. И специалисты, которые там работают, учат не учителей и директоров школ, а своих же коллег. Районные и областные методисты теоретически тоже должны становиться тьюторами. И мы в прошлом году проводили для методистов всей России очень интересные целевые курсы, которые закончили 750 человек. Однако настоящим специалистом в этом деле может стать лишь тот методист, кто не просто хорошо владеет тонкостями преподавания предмета, но также любит и умеет читать лекции.

Регионы очень неплохо работают самостоятельно, без понукания сверху. Но при этом, я считаю, для сохранения образовательного пространства нужно сохранить не вертикаль, а именно сеть для взаимного вырабатывания подходов в плане дополнительного педагогического образования. Только ни в коем случае нельзя загонять всех в строгие и жесткие рамки.