Во многих школах России уже есть профильные 10-11-е классы, где ребята отдают предпочтение предметам, которые понадобятся им в освоении будущей профессии. Девятые классы в этой системе являются предпрофильными. В прошлом году по-новому девятиклассники уже сдавали обязательные экзамены - по русскому языку и алгебре. Этой весной к ним прибавятся еще два по выбору - география и история.

- Что представляют собой новые экзаменационные работы и чем они отличаются от традиционных?

- Одной из особенностей нашего эксперимента является то, что участникам были предложены две различные модели экзамена как по русскому языку, так и по алгебре. Одна из них - некоторая модификация традиционной работы, другая - с большим числом элементов новизны. Так, работа по алгебре содержит задания нескольких типов - с выбором ответа, со свободным кратким ответом, на соотнесение объектов, с записью решения, - направленных на проверку знаний учащихся, умения применять их как при решении математических задач, так и в реальных жизненных ситуациях. А в работе по русскому языку заложена проверка сформированности всех типов речевой деятельности: аудирования, чтения и создания собственного текста.

Задания разного уровня сложности, заложена в работах и проверка предметных компетентностей. При создании концепций экзаменов были учтены результаты проводившихся в последние годы международных исследований (PISA, TIMSS и др.), направленных на проверку различных компетенций.

Регионам было предложено самим выбрать модель, по которой они будут проводить экзамен. Математики выбрали модель более перспективную, а вот филологи остановились на более традиционной.

Если говорить об экзаменах по выбору, то традиционно - это устные экзамены по билетам. Мы предложили в этом году тесты по географии и по истории.

- Как проводится экзамен? Кто и как оценивает работы учеников?

- Принимает экзамен независимая муниципальная экзаменационная комиссия. Мы стараемся уйти от схемы, когда экзаменует тот же педагог, что и преподает. Экзамен проходит в школе, где ребята учатся, или в соседнем учебном заведении. Требование у нас одно - на экзамене не должен присутствовать педагог, который ведет класс. В остальном все проходит так же, как и обычно. Здесь важно еще, что, сдавая таким образом экзамен в девятом классе, школьник психологически будет более подготовленным к сдаче экзамена в форме ЕГЭ или вступительного в вуз.

Оцениваются работы как по традиционной 5-балльной, так и по введенной нами 30-балльной шкале. Такая дифференцированная отметка позволяет с большей точностью оценить подготовку школьника. Что это дает? Это важно, потому что система профильного обучения позволяет подростку перейти из одной школы в другую, если в прежней нет желаемого профиля. Новая форма экзамена отчасти поможет в решении проблемы отбора наиболее подготовленных учащихся в ситуации конкурса. Полученные на экзамене баллы позволят ученику более осознанно подойти к принятию решения о выборе профиля обучения.

- У экзаменов в форме ЕГЭ и новых экзаменов за основную школу есть что-то общее?

- Я уже сказал, что главное сходство - это то, что аттестация внешняя. Есть общие моменты в процедуре проведения экзаменов. Например, анонимность проверки. «Об использовании заданий различных видов» я уже говорила.

- А отличия?

- Конечно, есть. Определяются они тем, что у экзаменов разные цели. Экзамен за среднюю школу является одновременно и вступительным в вуз. На основании его результатов осуществляют прием в высшие учебные заведения. Экзамен же в 9-м классе - промежуточный, необходим при переходе с одной ступени общего обучения на другую. Выпускник основной школы остается в своем родном городе или селе, возможно, даже в своей школе. Впереди у школьника еще два года, за которые он может подтянуть свои знания по предметам. Но для этого ученик и преподаватель должны реально представлять уровень подготовки и быть уверенными в объективности оценки. К этому мы и стремимся. Поэтому наш экзамен более мягкий, более простой технологически. Например, проверка, в отличие от ЕГЭ, не автоматизирована. Как следствие, мы получаем больше свободы для включения заданий, различающихся по форме ответа, более свободны при структурировании работы, при выборе заданий для проверки различных видов предметной деятельности. То есть мы в большей степени имеем возможность идти не от технологии, а от содержания предмета. В русском языке, например, есть тестовые задания с вариантами ответов, но основное все-таки - это мини-изложение и небольшое сочинение. Надо сказать, что при разработке новой системы итоговой аттестации девятиклассников на всех этапах этой работы мы имеем возможность советоваться с учителями-предметниками, региональными методистами и управленцами. Новый экзамен создается совместно всеми участниками эксперимента: материалы обсуждаются в регионах, проводятся пилотные проверки, а окончательные решения принимаются на семинарах, проводимых в рамках эксперимента.

- Что предстоит сделать при подготовке экзаменов в этом году?

- На данном этапе мы согласовали все моменты экзаменов, полностью ясна их структура и процедура проведения. В этом году нам предстоит доработать критерии оценки, хотя в целом мы довольны нашей 30-балльной шкалой. Она понятна ученикам, их родителям и педагогам. Но нам необходимо окончательно определиться с переводом баллов по 30-балльной шкале в школьные отметки. Ну, например, определить границу между двойкой и тройкой. Поскольку в нашем проекте участвуют и классы коррекционно-компенсирующего обучения, мы с этой задачей справимся. Будем дорабатывать процедуру, более четко определим задачи каждого участника экзамена: члена экзаменационной комиссии, организатора в аудитории и др. Важное направление работы этого года - мониторинг экзамена и его нормативно-правового обеспечения. По завершении экзамена мы должны будем дать рекомендации регионам по переходу на новую систему итоговой аттестации.