Клуб «Геомозаика» был основан в 2010 году как подразделение научного общества для организации всевозможных акций, экскурсий, экспедиций (распространение листовок «Первоцвет», акция «Дай планете шанс», огораживание муравейников, развешивание скворечников и другие).
Одной из главных форм работы географического клуба является экскурсия. Мы проводим как длительные экскурсии с дальними пешими переходами, с автономным питанием и ночлегами в полевых условиях (походы), так и однодневные тематические выходы для наблюдения изучаемых явлений в естественных условиях. Экскурсии могут быть комплексными или посвящаться изучению лишь одного компонента природы. Приведу лишь некоторые примеры тем экскурсионных исследований: «Изучение беллигеративных ландшафтов лесных фитоценозов Красненского района», «Исследование экологического состояния участка соснового бора», «Изучение этологии муравьев», «Выявление закономерностей в пространственном размещении типов и форм рельефа Красненского района», «Влияние аномальных климатических условий лета 2010 года на свойства почв различных природных комплексов», «Экологическая характеристика земель в микрорайоне школы».
Еще одна интересная форма краеведческих исследований - экспедиции. Экспедициями руководят ученые или краеведы, которые знакомят детей с новыми методиками исследований, приобщают к науке. Летом 2018 года была организована многодневная экспедиция с целью выявления, учета и изучения редких и охраняемых видов растений. В ходе экспедиции, которой руководили научные сотрудники ФГБУ «Белогорье» к. г. н. А.Н.Гусев и Е.И.Ермакова, были получены новые данные об охраняемых растениях степных фитоценозов и меловых обнажений исследованных территорий.
Клуб «Геомозаика» каждое лето превращается в полевой экологический лагерь «Зеленая школа». В лагере работают несколько групп (почвоведы, экологи, гидрологи, зоологи, метеорологи, ботаники и др.). За 21 день работы лагеря юными экологами проводится огромная работа на местности, что, несомненно, воспитывает у детей любовь к своему краю и неравнодушие к его экологическим проблемам.
Успех такой деятельности зависит прежде всего от учителя: его неравнодушия, жизненной позиции, профессионализма. Можно бесконечно внедрять новые технологии, закупать новое оборудование, строить новые объекты, но все это не даст должного эффекта, если каждый человек не будет чувствовать ответственность за состояние окружающей среды своего края. И с первых минут общения с детьми им нужно объяснять, что необходимо думать о том, какой будет наша планета завтра.

Наталья ШЕНШИНА, Новоуколово, Белгородская область