В педагогике под формой обучения понимают способ организации учебно-воспитательного процесса. Разнообразие форм обучения обусловлено выбором целей и задач обучения, количеством учащихся, охваченных обучением, особенностями отдельных учебных предметов, местом и временем учебной работы учащихся, обеспеченностью учебниками и учебными пособиями и др. (В.А.Сластенин) [12; Список литературы см. №21 от 21 мая].
В.М.Чайка указывает на следующие классификации форм организации обучения:
- по количеству учащихся, участвующих в деятельности: коллективные, групповые, парные, индивидуальные;
- по месту проведения обучения: школьные (уроки, работа в мастерских, лабораториях, на пришкольном участке) и внешкольные (домашняя работа, экскурсии);
- по длительности обучения: классический урок (45 мин.), урок-пара (90 мин.);
- по дидактическим целям: формы теоретического обучения (лекция, факультатив, кружок, конференция), формы комбинированного обучения (урок, семинар, домашняя работа, консультация), формы практического обучения (практикумы, работа в мастерских, на пришкольных участках) [18].
Изучением форм организации обучения занимались И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов, Г.Д.Кириллова, И.М.Чередов, В.Оконь и многие др. Эта тема является перманентно актуальной и находится в зоне внимания исследователей в области дидактики и методики преподавания. По мнению специалистов, организационными формами обучения следует считать «совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения» [12].
Наибольшее распространение во всех странах получила классно-урочная система обучения, которая была разработана великим чешским педагогом-гуманистом Яном Амосом Коменским в XVII в. и описана им в книге «Великая дидактика». Он ввел в школах учебный год, разделил учащихся на группы (классы), а учебный день - на равные отрезки, дав им название «уроки».
С позиций целостности образовательного процесса урок является основной организационной формой обучения. М.Н.Скаткин считал, что значительная часть педагогики концентрируется в уроке [11]. Урок - это своеобразное зеркало, в котором можно увидеть систему обучения. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.
Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А.А.Бударный) [12].
Анализ различных определений понятия «урок» (А.А.Бударный, М.И.Махмутов, Ю.К.Бабанский и др.) позволяет выделить его основные существенные свойства:
 проводится с группой учащихся постоянного состава;
 учащиеся одного возраста и примерно одинакового уровня подготовки;
 относительно постоянный состав педагогов;
 посвящается конкретному предмету (монизм);
 систематичность проведения;
 имеет конкретные временные рамки (как правило, 45 минут);
 учитель руководит деятельностью учащихся;
 применяются различные виды познавательной деятельности учащихся.
Специфика организации обучения в малочисленной малокомплектной школе, чаще всего расположенной в отдаленной от культурных и образовательных центров сельской территории России и функционирующей в сложной социокультурной и образовательной ситуации сельской местности, является предметом научно-практических изысканий таких исследователей, как Л.В.Байбородова [1], З.Б.Ефлова [4], Е.С.Казько [6], С.И.Смирнова [13, 14], Г.Ф.Суворова [15, 16] и др. Вопросам организации обучения в сельской малокомплектной образовательной организации посвящены исследования сотрудников лаборатории теории и практики развития сельской школы Петрозаводского государственного университета [5, 9].
Согласно исследованиям Е.С.Казько [6], А.Ю.Карпинского [7] и В.Б.Лебединцева [8] в условиях малочисленной и малокомплектной школы возможна и зачастую оправданна неклассно-урочная система обучения, однако в подавляющем большинстве сельских школ урок продолжает оставаться основной формой организации образовательного процесса. Одновременно происходят расширение целевых установок и изменение некоторых существенных признаков урока. Эти тенденции наблюдаются в первую очередь в связи со специфическими особенностями малочисленных отдаленных школ, среди них:
    замкнутый и ограниченный социум;
 малочисленный состав и как следствие дефицит общения учащихся;
    более низкий образовательный уровень населения;
    сверхопека (гиперопека) учителем учащихся и др.
Наличие названных проблем влечет за собой невысокий уровень развития у обучающихся коммуникативных умений, когнитивных структур, познавательного интереса. Если в классе всего 2‑3 ученика и все они с низкой мотивацией к учению и низким уровнем логических способностей, то есть ученики не готовы быть активными помощниками учителя на этапе открытия нового знания, не могут осуществлять само- и взаимоконтроль, требуют неоднократного повторения ранее изученного материала, не имеют образцов правильного выполнения заданий, грамотной речи и т. п., то учитель испытывает дополнительные трудности при разработке и проведении уроков в этом классе.
Малое количество учащихся приводит к тому, что каждый из них все 45 минут урока находится под пристальным вниманием учителя, отвечает (выходит к доске) не только каждый день, но и по нескольку раз за один урок. Учитель имеет возможность проверить не только конечный результат работы каждого ученика, но в поле его зрения и промежуточные шаги выполнения задания. Сверхактивность и повышенное нервное напряжение могут привести к психологическому дискомфорту ученика. При планировании урока учителю необходимо предусмотреть такую последовательность этапов и чередование форм работы, которые позволили бы уменьшить негативные следствия малочисленности класса. С этих позиций совмещение двух-трех классов с малой наполняемостью в классы-комплекты, особенно на начальном этапе обучения, может иметь положительный эффект.
В условиях совмещенного обучения урок проводится одновременно в нескольких классах, то есть с детьми разного возраста. Таким образом, меняется одно из существенных свойств классического понятия «урок». В теории и практике образования используется такое понятие, как «совмещенный урок».
Термин «совмещенный урок» не имеет однозначного толкования, его использование в научной и методической литературе встречается в следующих смыслах:
 интегрированный урок (один учитель, один класс, урок по двум или более предметам);
 урок в условиях совмещенного обучения (один учитель, одновременно обучается два (или более) класса);
    совместный урок (два учителя, одновременно работают два класса);
 бинарный урок (два учителя ведут урок в одном классе).
Далее будем говорить о совмещенном уроке как уроке, проводимом в условиях совмещенного обучения, то есть одним учителем одновременно в нескольких (двух или более) классах - в классе-комплекте малокомплектной школы.
Существует два подхода к совмещению классов в комплекты: смежный (например, 2‑й и 3‑й или 5‑й и 6‑й классы) и разновозрастный (например, 2‑й и 4‑й или 7‑й и 9‑й классы).
С педагогической точки зрения наиболее приемлема организация разновозрастных классов, что позволяет: а) организовать работу в сменных парах, самостоятельную работу учащихся старших классов; б) высвободить время учителя для организации занятий с младшими школьниками, требующими усиленного внимания.
В малокомплектных сельских образовательных организациях формирование классов-комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и их возрастных особенностей. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821‑10» оптимальным является раздельное обучение обучающихся разного возраста первой ступени образования. Допускается объединение обучающихся первой ступени в класс-комплект, при этом отдается предпочтение формированию двух совмещенных классов-комплектов. Оптимальным является объединение в один класс-комплект обучающихся 1‑х и 3‑х классов, 2‑х и 3‑х классов, 2‑х и 4‑х классов. Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно четвертых и пятых по расписанию) уроков на 5‑10 минут (кроме урока физической культуры).
Допускается объединение в класс-комплект двух классов с общим контингентом до 20 человек, трех классов - с общим контингентом до 10 человек.
Как показывает практика, в некоторых сельских образовательных учреждениях существуют классы-комплекты, включающие сразу не только три, но и четыре класса начальной школы.
При необходимости объединения в один класс-комплект обучающихся нескольких классов следует применять скользящий график учебных занятий для детей разного возраста с целью проведения в каждом классе части уроков вне совмещения (соблюдение этого требования особенно необходимо для первоклассников).
При составлении расписания и определении учебной нагрузки учителя следует учитывать следующие рекомендации:
 уроки обучения грамоте, русскому языку, математике проводятся без совмещения классов;
 в условиях полного совмещения классов проводятся уроки физической культуры, технологии, музыки, изобразительного искусства;
 обучение первоклассников осуществляется в условиях пятидневной учебной недели, только в первую смену, при обязательном проведении в середине дня динамической паузы, с использованием ступенчатого режима обучения в первом полугодии (см. табл. 1).
Учитель вправе выбирать условия совмещения уроков:
    совмещение всех уроков в классе-комплекте;
    совмещение только более легких уроков (музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура) с проведением раздельных уроков математики, русского языка, литературного чтения и естествознания.
Моделирование урока в малокомплектной школе должно не только учитывать особенности организации образовательного процесса в учреждениях этого типа, но также отражать тенденции современного образования: обновление содержания, системно-деятельностный подход в обучении, гуманизация, гуманитаризация образовательного процесса, личностно ориентированную направленность, использование новых образовательных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий и другие инновации образования.
Урок в малокомплектной школе принято делить на три типа:
 уроки изучения нового материала в обоих классах класса-комплекта;
 уроки, когда в одном классе намечается изучение нового материала, а в другом - закрепление;
 уроки, когда во всех классах планируется закрепление или повторение.
Совмещенный урок в малокомплектной школе имеет специфические особенности, рассмотрим основные из них.
1. Обязательное проведение самостоятельной работы обучающихся.
Если учитель, занимающийся с одним классом, может в зависимости от целей урока включать или не включать задания для самостоятельной работы учеников, то учитель малокомплектной школы такого выбора не имеет. Наличие двух (или более) классов определяет необходимость заданий для самостоятельной работы, причем с различными целями и на разных этапах урока.
2. Зависимость объема самостоятельной работы обучающихся от объема работы учителя с другим классом.
Урок для каждого класса в условиях совмещенного обучения состоит из чередования двух четко выраженных компонентов:
- работа обучающихся под руководством учителя (РУ);
- самостоятельная деятельность обучающихся (СД). (См.
рис. 1.)
Рис. 1. Чередование компонентов на уроке совмещенного обучения




В то время как один класс работает под руководством учителя, учащиеся другого класса осуществляют самостоятельную деятельность. Объем заданий, предложенных конкретному ученику, и уровень их трудности должны быть соразмерны отведенному для работы времени и индивидуальным возможностям этого ученика в изучении данной темы. Отсюда вытекают следующие две особенности совмещенного урока.
3. Жесткая регламентация учебного времени (требование точного (по минутам) расчета времени, необходимого для самостоятельного выполнения задания учащимися и для собственных объяснений учителя).
Учителю следует тем не менее всегда иметь дополнительные задания для тех учеников, которые справились с работой быстрее расчетного времени.
4. Широкое использование всех видов раздаточного материала.
В условиях совмещенного обучения самостоятельная деятельность учащихся, по существу, может иметь неуправляемый характер, так как в процессе выполнения заданий ученики фактически лишены помощи со стороны учителя, занятого работой с другим классом. Это обстоятельство предъявляет повышенные требования к разработке разноуровневых карточек для учащихся с разным типом восприятия информации, с разными познавательными возможностями и т. д.
5. Методические приемы нуждаются в модификации (видоизменении), обусловленной обстоятельствами одновременной работы нескольких классов в одном помещении и под руководством одного учителя.
Сравним возможные подходы к организации учебного процесса на уроке изучения нового материала в условиях работы учителя с одним классом и в условиях совмещенного обучения (см. табл. 2).
По результатам исследований Г.Ф.Суворовой, несмотря на учет спе­ци­фических особенностей совмещенного урока, потери времени у разных учителей и на разных уроках колеблются:
 в начале урока - от 1 до 10 минут;
 в середине урока - от 1 до 18 минут;
 в конце урока - от 1 до 7 минут.
Потери времени в начале урока имеют одну причину: не имея задания для самостоятельного выполнения (или карточки с заданиями не соответствуют уровню усвоения обучающимися материала, или имеют недостаточно четкие указания), дети не могут включиться в деятельность. Нерациональное расходование учебного времени в середине и в конце урока вызывается нечеткой дозировкой объема самостоятельной работы или отсутствием достаточного объема раздаточного материала [15, 16].
При разработке и проведении совмещенного урока учителю необходимо уметь:
- четко планировать каждый этап урока и время работы с каждым классом;
- разрабатывать индивидуальные раздаточные материалы;
- перестраиваться на работу то с одним, то с другим классом;
- сохранять главную цель работы в каждом классе;
- при необходимости отказаться от плана;
- варьировать стиль общения с учениками на уроке.
Для повышения эффективности совмещенных уроков необходимо формировать следующие умения обучающихся:
- сосредоточиваться на выполнении своего задания;
- не слушать объяснений учителя для другого класса;
- не обращать внимания на наглядный материал, предназначенный другому классу;
- не слушать ответы учеников другого класса (разумеется, кроме случаев совместной деятельности двух (или более) классов);
- быстро перестраиваться, когда учитель обращается к ним.
Таким образом, для уроков совмещенного обучения характерны:
1) большой объем самостоятельной деятельности обучающихся;
2) преобладание индивидуальной и групповой учебной деятельности;
3) изменение хода урока в случае незапланированной самостоятельности более сильного ученика;
4) использование различных средств обучения;
5) активное использование учебно-наглядных материалов;
6) использование современных технических средств обучения.
В зависимости от количества предметов и тем можно выделить следующие типы совмещенных уроков:
- однотемный однопредметный урок;
- разнотемный однопредметный урок;
- однотемный разнопредметный урок;
- разнопредметный урок.
Для удобства восприятия поместим эту информацию в таблицу (см. табл. 3).
Одним из путей повышения эффективности учебного процесса в сельской малокомплектной школе являются однопредметные уроки, так как на таких уроках учителю легче переключать свое внимание при переходе от одного класса к другому, однородный материал меньше отвлекает детей во время их самостоятельной работы, создаются условия для организации общей работы обучающихся всех классов.
Приведем пример возможной структуры однопредметного разнотемного урока математики в классе-комплекте (см. табл. 4): во 2‑м классе - урок изучения нового материала и в 4‑м классе - урок повторения. Светло-серым цветом отмечены ячейки таблицы, соответствующие этапу самостоятельной работы обучающихся, белым цветом - этапу работы одного класса под руководством учителя, темно-серым цветом - совместной работы двух классов под руководством учителя.
С опытом проведения разнотемных уроков можно ознакомиться также в статье И.Темежниковой [17].

​Светлана СМИРНОВА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики начального образования Института педагогики и психологии Петрозаводского госуниверситета, Петрозаводск, Республика Карелия

Продолжение следует