Есть ли в этом резон? Судите сами. Каждый курсант филиала по итогам семестра оценивается индивидуально по различным параметрам, в том числе по СДЦ (степени достижения цели). По данным учебного отдела филиала, у выпускников кадетских классов, ставших курсантами, СДЦ выше, в среднем, на 10% по сравнению с остальными.

Каждое утро 50 мальчишек-учащихся средней школы №39 спешат через КПП военного вуза в свою, отведенную для них казарму.

Новый учебный день в кадетских классах начинается в 8.00. Шеренги двух классов (взводов, как их здесь называют) застывают по команде «Смирно». Инструктаж и утренний осмотр проводят курсанты 3-го курса университета - командиры кадетских подразделений. Все как положено по уставу: проверка внешнего вида и готовности к занятиям. Недостатки устраняют тут же, в своей бытовой комнате. В 8.50 начало занятий в школе.

Директор школы Любовь Волохова рассказывает: «Дружба издавна связывала училище связи и нашу школу. Очень много наших выпускников становилось связистами. Долгие годы училище создавало военно-ориентированные классы в разных уголках города. А вот кадетский класс прижился только у нас. Видимо, территориальная близость, взаимное стремление руководства учебных заведений и ребят тому причиной. И, безусловно, подготовленность педагогического коллектива школы к решению этой непростой задачи. Сейчас кадетское образование строится на основе трехстороннего договора между администрацией города, филиалом университета и школой. Комитет образования выделяет деньги на питание ребят, военные предоставляют учебную базу, экипировку, преподавателей и наставников, а все остальные заботы лежат на плечах школы».

Интерес вуза ясен - получить абитуриентов. Но зачем это нужно школе и ее директору? Спрашиваю об этом у Любови Николаевны.

- Я иногда тоже задумываюсь над этим. Ведь у нас и так углубленно изучаются физика и математика, - отвечает она. - Но это нужно прежде всего мальчишкам. Иначе, зачем им по 11 часов в сутки так напряженно готовить себя к будущей нелегкой службе. Это ведь дополнительные физические и моральные нагрузки, повышенная требовательность, все эти наряды, уборки казармы, туалетов... А ведь многие пришли к нам из других школ, в том числе сельских. Эти мальчики, несмотря на рыночные ветры перемен (бизнес и прочее) остаются неисправимыми романтиками и, мечтают о военной службе.

Кадетская жизнь устроена по-армейски. После уроков ребята возвращаются в филиал. Там обедают, отдыхают, занимаются самоподготовкой и военными дисциплинами под руководством офицеров. В 19.00 - подведение итогов. Затем ребята бегут по домам. И так 6 раз в неделю.

Может быть, лучше перевести кадетов на круглосуточное содержание? Пока, считают педагоги, такой необходимости нет. Ведь и так многие их не понимают. Одни считают, что в предварительной подготовке к военной службе нет необходимости. Все, мол, и так освоят за годы учебы в военном заведении. Другие же - поборники суворовских училищ и закрытых кадетских корпусов отстаивают позицию круглосуточного воспитания. Но администрация города, педколлектив и командование филиала университета, попечительский совет считают, что столь резкий разрыв с семьей совсем не обязателен для ребят.

Отбор в спецклассы особый. Родители и дети узнают о его начале из объявлений в печати и по радио. После окончания экзаменов в 9-х классах проводится конкурс. В него входят экзамены по физике, математике и физподготовке, медицинское освидетельствование и тест на профпригодность. Что примечательно, оценки за экзамены не влияют на отбор. Они дают будущим кадетам ориентиры, показывают уровень требовательности в школе и филиале университета. Те, кого это не пугает, за лето могут дополнительно подготовиться к нагрузкам. На собрании кандидатов в кадеты и родителей, учителя и военные им откровенно говорят: «Здесь нет мягких кресел, вашим детям придется нелегко». Кто-то уходит. А те, кто уверен в себе, становятся в кадетский строй. Сейчас в нем - воспитанники из 18 школ города и области.

Кадеты пользуются авторитетом в школе. По уровню дисциплины, успеваемости, целеустремленности, подтянутости, как отметила директор, они на голову выше всех остальных. Ребята в камуфляже - первые помощники педагогов. Надо библиотеку с 3-го этажа в подвал перенести - их зовут. Стену разобрать для школьного музея - опять они. И базу для занятий в филиале университета ремонтировали и создавали сами.

Об этом вел речь и Михаил Леонтьев, полковник запаса, методист учебного отдела довузовской подготовки университета. Он для мальчишек в форме - и главный командир, и «батя», и «дядька» как в старой армии.

«База для кадетов в стенах университета создана неплохая, - вступает он в разговор. - Все есть для занятий и быта, вплоть до душевых и гардеробов, или по-военному «каптерок». Курирует кадетское образование заместитель начальника филиала университета полковник Сергей Середенко. Ответственный за ребят, согласно приказу по университету, начальник кафедры тактики и общевоинских дисциплин полковник Владимир Шайкин. И старшина у ребят свой - прапорщик Эдуард Козлов, бывший десантник и педагог, опытный методист и наставник».

Кадеты в стенах филиала изучают компьютеры и целый блок военных дисциплин, занимаются работой на средствах связи, автомобильной и физической подготовкой. Кроме того - тренажи по боевой подготовке, строевые. Занятия по многим предметам проводят курсанты 3-го курса. Для этого им специально составлен свободный учебный план. С 15 до 19 часов они занимаются с воспитанниками.

Ежегодно в мае проводится итоговый сбор в учебном центре - занятия и зачеты по инженерной, строевой, стрелковой подготовке и многое другое. Ребята живут в казармах по армейским законам. Отличие лишь в том, что администрация города подбрасывает кадетам ДП (доппитание).

На зимнюю и летнюю полевую форму выделяет кое-какие денежки военный вуз. Помогают и спонсоры. К примеру, выпускник, ныне гражданин США приехал в Рязань показать сыну свою альма-матер. А педагоги поделились с ним своей бедой - не могли одеть кадетов в бушлаты. Он расчувствовался после экскурсии по родной казарме и выделил доллары на экипировку. Еще и на телевизор осталось.

Наряду с военной и технической подготовкой не забыта и духовная составляющая. Есть специальные уроки по военной истории, встречи с ветеранами-связистами, воспитательные мероприятия, общественная работа. Кадеты стали организаторами праздника в День защиты детей. Учили школьников действовать при пожаре. Готовили классы к конкурсу строя и песни. Вообще они - инициативная группа при проведении любых мероприятий.

Складываются и свои кадетские традиции - принятие клятвенного обещания, вручение напутственного письма и удостоверения об окончании классов. Есть и памятные значки с символикой города, университета связи и кадетских классов для вручения каждому воспитаннику.

Ребята посещают театры, музеи. Но времени на это не очень много. К тому же многие внеклассные мероприятия требуют денег, а обучение, что немаловажно, для ребят бесплатное. Даже подготовительные курсы для поступления в университет многие кадеты посещают бесплатно. Доходы не всех родителей позволяют оплатить их, так как многие ребята - из неполных и малообеспеченных семей.

Предыдущий выпуск - из набранных после 9-го класса 30 человек - 25. Из них - 22 поступили в университет связи. Двоих подвело здоровье, один выбрал гражданский вуз. Примерно такая же картина складывается и в этом году.

«Привилегии» выпускников кадетских классов - высокий уровень преподавания в школе и университете, упорство и огромное желание ребят стать военными. В этом году на городском форуме «Гражданская позиция», где участвовали 10 профессионально ориентированных классов из различных школ Рязани, они заняли 1-е место.

Естественно, есть и отсев. Не все могут выдержать ритм и нагрузки кадетской жизни. Математика и физика тоже не всем даются. Есть и нарушения дисциплины. Обычно мелкие. За них - выговоры. Один из видов наказания - лишение букв КК (кадетские классы) на погонах. Как-то раз одного парня заместитель начальника филиала университета лишил права посещения университета на целый месяц. Но это - исключение из правил. В целом же, проблем с дисциплиной у кадетов нет.

«Я каждое утро осматриваю кадетский строй и все вижу по глазам, - рассказывает Михаил Леонтьев. - Детские глаза сразу скажут, если случилось что-то непотребное. Но этого нет. У наших ребят умные, ясные глаза. Они - будущее нашей армии».