- Объектом для буллинга может стать каждый, кто хоть чем-то отличается от других. Мы все знаем феномен белой вороны. Поднимите руки те, кто считает, что в каких-то ситуациях мог бы стать его жертвой, - обратилась к присутствующим журналистам Анна Карчук, сотрудник Центра толерантности. Руку поднял примерно каждый второй. - В первую очередь этой программой мы ходим добиться, чтобы в классах, школьных коллективах формировалась система ценностей, нетерпимых к насилию. Чтобы дети находили в себе силы ему противостоять. Это не вопрос единичного случая, а вопрос именно системы ценностей, в которую включены и школьники, и педагоги, и родители.
Заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Михаил Авдеенко напомнил, что профсоюз около восьми лет ведет системную работу по изучению проблем возникновения и распространения агрессии в образовательной среде:
- Тема для нас, к сожалению, не нова. Мы обратились к ней в 2011 году и организовали международную конференцию «Насилие в образовательной среде: причины, следствия, поиски решений». Вторую конференцию профсоюз провел год назад после нескольких вопиющих случаев нападения на педагогов. Мы заинтересованы в том, чтобы выработать реальные механизмы защиты педагогических работников от актов агрессии в их отношении, а также в том, чтобы научить педагогов самостоятельно справляться с теми стрессовыми ситуациями, в которые попадают они или их воспитанники. Думаю, что общими усилиями с Министерством просвещения, правозащитниками, Центром толерантности мы сможем решить эту задачу. Благодаря проекту «Каждый важен» мы и будем распространять просветительские программы среди педагогических работников, чтобы они умели правильно реагировать на эти ситуации, а ребенок мог получить от учителя конкретную помощь.
Также Михаил Васильевич представил мнение педагогов о факторах, способствующих буллингу по отношению к учителям. Выводы сделаны по результатам опроса более 10 тысяч педагогов. На первом месте - вседозволенность и нежелание подростков учиться, на втором - отношение к учителям родителей и, как следствие, культивируемое в семье пренебрежительное отношение к учителю. Также участники опроса отметили отрицательное влияние Интернета и СМИ, переутомляемость детей и падение авторитета педагогов в обществе.
Исполнительный директор Центра толерантности Елена Проничева отметила, что центр уже несколько лет проводит занятия по профилактике буллинга в Москве. Его программы пользуются большим спросом, а их основная особенность - интерактивные методы педагогики. Проект «Каждый важен» - следующий шаг в этом направлении.
- Наш системный образовательный продукт, программа «Каждый важен», рассчитан на несколько целевых групп. Первая группа - это ученики 5-7‑х классов, вторая - 8-11‑е классы. Также он будет включать отдельную программу повышения квалификации педагогов и рекомендации для родителей, которые столкнулись с проблемой насилия в отношении их ребенка. В результате повышения квалификации педагог получит полностью разработанный комплект «под ключ» в данной области. И сможет использовать это как учебный материал для классного часа или во внеурочное время.
Наш образовательный продукт будет включать не только методический материал, но и мультимедийный контент - короткие сюжетные фильмы. Уже в этом учебном году пройдет апробация проекта, и к сентябрю 2019 года он будет готов для применения в различных организациях системы образования.
Елена Артамонова, заместитель директора Центра защиты прав и интересов детей, обозначила на пресс-конференции роль Министерства просвещения РФ в снижении агрессии среди несовершеннолетних:
- Наш центр является подведомственной организацией Минпросвещения России, по заказу министерства нами разрабатывается достаточно большой объем методических рекомендаций по противодействию насилию для образовательных учреждений, педагогов, психологов, работающих в сфере образования, для родителей и самих подростков. Думаю, что основная задача наших общих усилий - оградить любого человека от насилия.
Елена Артамонова также отметила, что сегодня министерство ведет целенаправленную работу по развитию института психологической службы в системе образования. Психологическая служба позволит предупреждать события, работать с участниками образовательного процесса до того, как их действия примут агрессивную форму.
Считается, что буллинг - проблема больших городов. Так ли это, рассказал Сергей Бабуркин, уполномоченный по правам человека в Ярославской области. По словам правозащитника, в 2018 году из 98 обращений, поступивших к нему от несовершеннолетних, примерно каждое десятое было связано с проблемой буллинга. Похожая ситуация и в других регионах России.
- Совершенно очевидно, что ситуация не становится лучше. По данным Ярославской городской комиссии по делам несовершеннолетних, в 2017 году не было ни одного обращения, связанного с буллингом, а в 2018‑м уже пять таких обращений. Причем две ситуации завершились попытками суицида, в одном случае это касалось отношений между учениками, во втором случае в эти деструктивные отношения был включен и учитель. К счастью, все разрешилось без трагического финала.
Мы как уполномоченные по правам человека тоже включены в работу по противодействию насилию в школах, но смотрим на ситуацию шире, видим развитие этой проблемы уже во взрослых коллективах: воинских частях, иногда в трудовых коллективах и, конечно, в местах лишения свободы, когда она приобретает совершенно уродливый и криминальный характер. Если анализировать эти ситуации в разных возрастных и социальных группах, то всегда под угрозой оказываются право на личную неприкосновенность, право на безопасность, на достоинство личности, наконец, само право на жизнь.
Сергей Бабуркин отметил, что в Ярославской области для подростков распространяются информационные листовки о том, как поступать, если они сталкиваются с угрозой насилия при возникновении конфликтов со сверстниками или родителями. На них указан номер единого общероссийского телефона доверия для детей: 8-800-2000-122. Только в Ярославской области в прошлом году на него поступило 1183 звонка.
- Школа должна быть инструментом противодействия и профилактики этого явления, а на деле она иногда становится ареной, площадкой для проявления насилия. Причина в том, что иногда педагоги не знают, как действовать в этих ситуациях грамотно, не владеют технологиями предупреждения и разрешения подобных конфликтов. Поэтому я целиком поддерживаю инициативу профсоюза и Центра толерантности по разработке научно-обоснованной методики предупреждения этих явлений.
На пресс-конференции Общероссийский Профсоюз образования и Центр толерантности подписали официальное соглашение о сотрудничестве по реализации программы «Каждый важен».
Все участники пресс-конференции сошлись в том, что противостояние буллингу в школе должно стать нормой. Запомнилось предложение одного из журналистов: проводить в школах наглядную агитацию с использованием слоганов, например таких - «Не бойтесь быть белой вороной».
Я поинтересовалась у Сергея Бабуркина, обращались ли к нему учителя по поводу проявлений агрессии по отношению к ним.
- Я не получал таких обращений. Но знаю о подобных ситуациях из общения с коллегами. Например, недавно произошла история, которая укладывается в общероссийский тренд. В марте учительница одной из школ города Рыбинска стала объектом преследования, организованного родителями учеников. Поводом послужила аватарка на ее личной странице в соцсети, изображающая нарисованную девушку с завязанными руками и глазами. Особенно возмутил родителей статус: «Живи уродом». Для чего его разместила преподаватель русского языка и литературы зрелого возраста, непонятно. Но мать одного из учеников, увидев эту страницу, подняла волну недовольства. Родители требовали уволить педагога. Развернулась довольно широкая дискуссия, звучали голоса и в поддержку учительницы. Ее защитники говорили о том, что это травля и пережиток советских времен, когда все ходили «в одной форме строем». Сама учительница заявляла, что у нее есть право выражать себя так, как она считает нужным, в других сферах, помимо профессиональной.
К счастью, администрация Рыбинска отреагировала на ситуацию взвешенно и разумно. Представители власти встретились с учительницей, выяснили, что это опытный педагог, который подготовил многих учеников к участию в олимпиадах, а среди ее выпускников - лауреаты различных конкурсов. Правда, после общения в Департаменте образования Ярославской области педагог изменила аватарку на своей странице в соцсети и убрала статус, который вызвал такую бурю недовольства.
Этот случай укладывается в общую череду нападок на учителей, которые стали объектом широкого обсуждения, а иногда и травли из-за того, например, что позволили себе сфотографироваться в купальнике и выложили фото в соцсети.
По мнению правозащитника, такие завышенные требования общества к учителям отчасти определены социальной ролью, которая отведена учительской профессии в обществе.
- Конечно, определенные социальные роли налагают на человека, который избрал эту профессию, какие-то дополнительные обязанности и, может быть, ограничения. Раз эта проблема возникает, она должна обсуждаться, и какие-то решения в профессиональном сообществе должны прорабатываться и предлагаться его участникам, в том числе и профсоюзом, чтобы члены профсоюза не оказывались в положении мишени. Но хочу подчеркнуть, что в основе любых подходов должны оставаться права человека, и они должны быть обеспечены в полной мере.
Когда я выходила после пресс-кон­фе­рен­ции из здания агентства ТАСС, у меня остался только один вопрос из разряда риторических: готово ли наше общество толерантно относиться к белым воронам из учительской среды?