В Московском патриархате надеются, что новый Папа Римский станет сдерживать миссионерскую активность католиков в России. «Недостаточно произнесения доброжелательных слов, обмена подарками - нужны реальные изменения в нынешней политике», - заявил официальный представитель Московского патриархата священник Игорь Выжанов. При этом он добавил, что «эти шаги навстречу не будут быстрыми, они могут растянуться на десятилетия, но они должны быть».

Отец Игорь также выразил недоумение «огромным числом католических священников и представителей монашеских орденов», которые работают на территории России.

По данным отца Игоря, реальное число католиков в России в десять раз меньше, чем полагает католическая сторона.

Глава католической митрополии в России Тадеуш Кондрусевич заявил, что, согласно опросам, католиками являются примерно 1 процент россиян, то есть около полутора миллионов человек. Между тем представитель Русской православной церкви приводит гораздо более скромную цифру, также ссылаясь на опросы общественного мнения: «По данным социологов, католики составляют порядка 0,1 процента россиян, причем в эту десятую долю процента входят и другие малораспространенные в России религии», - сказал отец Игорь.

Быть католиком очень непросто. Это значит выполнять целый ряд жестких требований. Если ты без уважительных причин пропустил воскресную мессу, то совершил смертный грех и без исповеди не можешь приступить к причастию. Если ты не обвенчан, тебя не будут причащать и исповедовать, даже если это нормальная семья, зарегистрированный брак.

Развода нет. Есть «признание брака недействительным», но добиться его очень сложно.

Почему россияне становятся католиками? Часть российских католиков - это бывшие диссиденты, которым удалось получить хорошо оплачиваемую работу в католических или околокатолических структурах.

Другая часть - это романтически настроенные творческие личности, которые стремятся быть не похожими на других.

Надо признать, что Русская православная церковь остается более консервативной, нежели католическая. Служба в православных храмах идет на древнем церковно-славянском языке (в то время как у католиков иногда даже на нескольких современных языках), верующим предписано стоять во время многочасовых проповедей и празднеств, которые остаются неизменными на протяжении веков. Католики же слушают своего пастыря сидя, и католицизм более открыт для перемен.