Наталия Ильинична, прожившая долгую и совсем не простую жизнь, сердцем знала, что нужно маленькому человеку, чтобы не чувствовать себя одиноким и беззащитным. Кажется, сейчас выйдет она - хозяйка театра - и скажет своим дивным голосом: «Здравствуйте!»

Блестящий организатор, целеустремленный, волевой человек, увлеченный искусством, Наталия Сац создала превосходный коллектив.

Ведь помимо оперной и балетной труппы, симфонического оркестра в театре есть еще и педагогическая часть.

- Театральный педагог - это человек, знающий законы художественного воспитания детей, детскую психологию, тот, кто любит и умеет просто, интересно разговаривать с детьми, - пояснил директор театра Виктор Проворов. Таким умением понимать и ощущать детского зрителя обладает заведующая педагогической частью театра, заслуженный учитель школы РФ Роксана Карпова-Сац. Она же руководит литературной частью театра и сама является одаренным либреттистом.

- Как вы определяете возраст зрителей?

- В детском театре важно, чтобы каждый спектакль имел точный возрастной прицел. Однородность аудитории - одно из непременных условий успеха спектакля. Есть дети 6, 8, 10, 12 лет и старше. У каждого возраста свой жизненный багаж, своя емкость восприятия, и только при таком подходе будет достигнуто взаимопонимание между сценой и залом. Что такое пьеса? Это ситуации и характеры. Опера - ситуации и поющие характеры. Каким бы образом ни раскрывался герой, его характер - в постоянном движении. Важно, чтобы образ «зажил сердцем», тогда появится все остальное.

Наталия Сац была убежденным сторонником синтетического представления. Музыка, танец, акробатика - полноправные компоненты спектакля, раскрывающие его идею. И все же сердце спектакля - музыка. Вот и к великому празднику - 60-летию Победы в Великой Отечественной войне - композитор Александр Флярковский, сам участник войны, написал оперу «Сын полка» по произведению Валентина Катаева. Героико-патриотическая тема всегда волновала театр. В его репертуаре в разные годы шли театрализованные программы для юношества - «Манящие огни», «Орленок», «За Родину с песнями». Главный дирижер театра Виктор Яковлев написал оперу «Винтовка и сердце» по мотивам пьесы Михаила Светлова «Двадцать лет спустя». Сейчас он готовит программу «Песни, опаленные войной», где исполнителями будут солисты театра Наталии Сац.

- Виктор Петрович, в новых условиях жизни общества активно формируются адекватные ценностные ориентации школьников. Наиболее значимой для них оказалась потребность любить и быть любимыми. Нашла ли отображение тема любви в опере «Сын полка»?

- Наши либреттисты Виктор Рябов и Роксана Карпова-Сац сделали Ваню Солнцева чуть старше - он подросток лет 15, и тема любви ему совсем не чужда. Но об этом подробно узнают наши зрители 28 апреля. В этот день состоится премьера оперы, и мы приглашаем всех читателей «УГ» ее посмотреть.

- В текущем репертуаре театра - 22 музыкальных произведения, многие из которых входят в школьную программу. Это случайность?

- Нет, несколько лет назад нам казалось неправильным подчинять репертуар профессионального театра школьным программам. Сейчас мы так не считаем.

Театр Наталии Сац стал подлинным центром эстетического воспитания детей и юношества. Ежегодно в дни весенних каникул здесь проходят всероссийские смотры - конкурсы детских самодеятельных коллективов. Театр ведет большую инновационную деятельность в образовательном поле Москвы. В Юго-Западном административном округе работает школа имени Н.И.Сац, которой театр оказывает методическую помощь. Но об этом наш следующий рассказ.