Летом прошлого года в Омске при поддержке регионального правительства для учителей, методистов и директоров школ были организованы обучающие семинары, на которых знаниями тьюторы из Сингапура делились знаниями. Перед стартом образовательной программы губернатор Александр Бурков подчеркивал: «Надо изучать чужой опыт. А если этот опыт еще и признан на мировом уровне, то почему бы не воспользоваться возможностью его перенять. Поэтому Омская область подписала соглашение с сингапурской компанией по переподготовке руководителей и учителей средних общеобразовательных школ».
Вокруг методики много споров, есть у нее и сторонники, и оппоненты. Однако все же, наверное, достойны внимания обучающие принципы, применяемые в городе-государстве, где за короткое время произошел стремительный экономический рост. «Один из самых высоких в мире ВВП на душу населения, стабильные цены, благоприятный инвестиционный климат, высокообразованное и дисциплинированное население, сильно выросший уровень благосостояния…» - цитата из Википедии, дающая характеристику экономике Сингапура. Прогресс вряд ли возможен без эффективной системы образования. Руководствуясь, видимо, в том числе и этими соображениями, коллектив школы №45 решился на эксперимент значительно раньше, чем внедрению сингапурского подхода, так сказать, было дано официальное добро. Этот ответственный шаг согласовывался с профсоюзным комитетом. Здесь так принято: слово профактива веско во всех вопросах, касающихся работы педагогов. Ведь только в благоприятной психологической обстановке может родиться успех. Вокруг профкома, признается директор школы Елена Михайловна Машкарина, вращается вся школьная жизнь. Руководитель вместе с председателем первички Ольгой Валентиновной Лебедевой умеют вдохновить, создать атмосферу творчества, в которой рано или поздно сдается любой консерватизм, уступая место стремлению к развитию.
От современных перспективных проектов школа в стороне никогда не оставалась - сейчас, например, осваиваются программы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, есть опыт в дистанционном обучении. А что касается сингапурского подхода, то теперь вопросы об его эффективности в сорок пятой звучат все реже…
- Преимущества оценили уже многие учителя, - рассказывает Елена Машкарина. - Практика показала, что уроки по-сингапурски раскрепощают ребят, совершенствуют коммуникативные навыки, креативное мышление, учат принимать самостоятельные решения, работать в команде и в то же время проявлять лидерские качества. На таких занятиях иначе организовано обучающее пространство. Дети делятся на группы по несколько человек, сидят лицом друг к другу, обсуждают заданную учителем тему, смело выражают свою точку зрения. Можно и ходить по классу. Некоторые ученики иногда стесняются отвечать у доски, а в свободном общении в небольшой группе им проще продемонстрировать знания или усвоить новый материал.
В какой-то мере сингапурская модель сокращает дистанцию между обучающимися и педагогом, который не дает сразу готовых ответов, а выступает наставником, помогает, направляет рассуждения ребят в нужное русло. В школе №45 вообще стараются наладить доверительные отношения учителей и учеников. Способствуют этому и праздничные мероприятия. Интересна, например, программа, приуроченная к 8 Марта, организуемая, конечно, с участием профкома. Проводится что-то вроде КВН, где на равных выступают команды женщин-педагогов и старшеклассниц.
Лучше всех в школе «рассказать про Сингапур» может, пожалуй, как раз председатель профкома учитель начальных классов Ольга Лебедева. Теперь она еще и получила статус тьютора на областном уровне. После упомянутых выше обучающих семинаров, в которых участвовала и она, заморские коллеги проанализировали, как омские педагоги усвоили поданный материал. Пройдя пилотный тренинг «Эффективные приемы развития у учеников навыков XXI века», учителя уже в начале нынешнего учебного года применили полученные знания в работе и записали на видео уроки по новой методике. Занятия с детьми, которые продемонстрировала Ольга Лебедева, заслужили высокую оценку - она вошла в двадцатку педагогов области, которым сингапурская компания вручила сертификаты тренеров, имеющих право обучать своих коллег.
- «Урок» по-сингапурски я и для родителей провела, - вспоминает Ольга Валентиновна. - Не все они сразу с одобрением отнеслись к новшествам - скептически настроенные, конечно, были. Но родительское собрание по сингапурской модели многое изменило. Обсудив поставленные проблемы, как и положено, в группах, высказав свое мнение, они оценили плюсы методики - непринужденная, живая, психологически комфортная обстановка помогает принимать конструктивные решения. И уж совсем сомнения развеялись, когда мамы и папы посмотрели видеоролики и увидели довольных, улыбающихся детей на моих уроках.
Примерно по таким же принципам строит Ольга Лебедева и профсоюзную работу, заботясь о мотивации профчленства, - не настаивает, не давит, убеждает не теорией, а практикой, конкретными делами. В школе №45, в общем-то, всегда в профрядах состояло большинство сотрудников. А с тех пор как четыре года назад первичку возглавила Ольга Лебедева, уровень профчленства подрос еще более чем на десять процентов и достиг весьма внушительной отметки - 97,7%. Профактив многое делает для того, чтобы педагоги как можно больше общались, вместе проводили досуг. Чаще, например, стали организовывать выезды на загородные базы отдыха, сопровождающиеся увлекательной культурной программой. Случается так, что устраиваются в школу работники, в профсоюзе не состоящие, но проходит совсем немного времени, и они пишут заявления о вступлении осознанно, искренне желая быть вместе со всеми, в гуще событий.
Педагоги всегда могут рассчитывать на поддержку - немало гарантий предусмотрено для них колдоговором, да и просто руководитель и профлидер обычно откликаются на их просьбы. В профком обращаются по самым разным вопросам, связанным с условиями труда в учебных кабинетах, составлением расписания, распределением стимулирующих выплат… Совместно с администрацией для каждой ситуации находится разумное решение. Директор Елена Машкарина понимает всю значимость профработы - она ведь и сама когда-то возглавляла профорганизацию. Да и многие, кто уже долго работает в сорок пятой, в свое время входили в состав профкома. В жизни первички активно участвовали Нина Семеновна Кулькова, Оксана Петровна Аушева, Елена Владимировна Свичинская, посвятившие школе по нескольку десятков лет. Теперь профсоюзный комитет - это команда молодая. И она, разумеется, всегда учитывает мнение старших коллег и опирается на их опыт. Молодым специалистам здесь не только предоставляют наставников, помогающих в профессиональном плане, но и сразу стремятся привлечь их к общественным делам, что тоже, конечно, способствует адаптации в коллективе.
Преемственность поколений проявляется в 45‑й школе во всех смыслах. Восемь работающих сейчас педагогов - ее же выпускники. В их числе - профлидер Ольга Лебедева, которая, кстати, была ученицей нынешнего директора Елены Машкариной.
Среди выпускников школы есть те, чьи имена известны далеко за пределами региона. Когда-то здесь учились олимпийский чемпион Сергей Шелпаков, велогонщик, заслуженный мастер спорта СССР, возглавлявший в 2004‑2012 годах Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, Ольга Забелина, мастер спорта международного класса по плаванию, чемпионка и рекордсменка мира, а еще легендарный российский рок-музыкант Егор Летов…
У сегодняшних учеников есть свои, пусть пока не очень громкие, но вполне серьезные для их возраста успехи - победы на олимпиадах по разным предметам, в спортивных соревнованиях на уровне города и области. Работающая в школе театральная студия, которой руководит профессиональная актриса Ольга Михель, каждый год занимает призовые места в городском фестивале-конкурсе актерского мастерства «Синяя птица»… И, скорее всего, среди новых выпускников школы, где внедряются прогрессивные методики обучения и создаются стимулы для творческого роста педагогов и учеников, будет немало тех, кем можно будет гордиться, чьи имена дополнят на сайте 45-й рубрику «Они учились у нас»…

Омск