- Республиканскую педагогическую школу мы проводим уже четвертый раз, и время показало, что форум эффективен и перспективен, помогает молодому педагогу проявить себя в трудный момент адаптации и становления в профессии, - отметил глава рескома профсоюза Юрий Прохоров. - Очень радостно, что наши молодые активисты востребованы, быстро продвигаются по служебной лестнице, становясь методистами, директорами школ, сотрудниками отделов образования районных и городских администраций.
В республике, действительно, начинающих педагогов не оставляют без внимания и, что немаловажно, стараются поддерживать материально. В первые три года работы в образовательном учреждении они ежемесячно получают чуть больше тысячи рублей в виде доплаты. А молодые обладатели гранта «Наш новый учитель» могут претендовать на дополнительную выплату от семи до десяти тысяч рублей в месяц. По словам первого заместителя министра образования и науки РТ Ильсура Хадиуллина, на грантовые программы для учительского сообщества в Татарстане ежегодно выделяется свыше 170 миллионов рублей. В том числе и благодаря этому учителя теперь не бегут из школы после первого года работы.
Профсоюзных активистов - лидеров территориальных объединений молодых педагогов - сопровождает республиканский комитет профсоюза. Ежегодно самые достойные из них получают стипендию в размере 20 тысяч рублей. В этом году ее торжественно вручили во время Республиканской педагогической школы. Обладателями профсоюзной стипендии стали семь председателей советов молодых педагогов из Набережных Челнов, Нижнекамска, Муслюмовского, Высокогорского, Кукморского, Лаишевского, Рыбно-Слободского муниципальных районов республики.
- Я очень горд за наших ребят, - говорит председатель Совета молодых педагогов Республики Татарстан Рустам Каримов. - Всего за пять лет из небольших разрозненных объединений молодых педагогов нам удалось создать мощное молодежное педагогическое движение. Сегодня мы единая команда, которая имеет миссию, четкую стратегию, общую цель - содействовать профессиональному росту и развитию молодых педагогов.
По словам Рустама Айратовича, большинство проблем у начинающих специалистов, которые приходят работать в образование, связаны с отсутствием опыта. Они испытывают затруднения с методикой, не знают воспитательных приемов, не умеют заполнять документы, плохо осведомлены о своих правах. «Именно поэтому этим вопросам посвящены мероприятия, которые мы проводим с нашими партнерами: Татарским республиканским комитетом профсоюза, Министерством образования и науки республики, Институтом развития образования РТ, Казанским федеральным университетом, Казанским открытым университетом талантов», - сказал Рустам Каримов.
Кроме того, по инициативе Совета молодых педагогов Татарстана разработана комплексная программа повышения квалификации под названием «Учитель 2.0». Она включает в себя десятки проектов для профессионального роста. Например, дизайн-сессии, помогающие найти новые идеи и решения, встречи в формате ТeachMeet, на которых заинтересованные в своем развитии педагоги делятся лайфхаками и успешными практиками.
Еще одна находка - форум-театр. Как он работает, продемонстрировали на Республиканской педагогической школе студентки Института психологии и образования Казанского федерального университета.
Короткая театральная зарисовка прервалась в самый кульминационный момент, и молодым педагогам, наблюдавшим за действом, было предложено поменяться местами с актерами. Задача - разыграть эпизод по-новому, так, чтобы решить конфликт.
Темы студенческого форум-театра с шутливым названием «Мир, дружба, жвачка» самые разные, но все посвящены нешуточным проблемам современного общества и образовательной системы: детское одиночество, подростковый суицид, интернет-зависимость, преступность в школе.
По словам ассистента кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования КФУ Лейсан Каюмовой, проект интересен тем, что это открытая территория, где нет профессиональных актеров и готовых сценариев, педагоги вместе ищут выход из сложной жизненной ситуации.
А вот разрешать вопросы, связанные с трудовыми отношениями, на школе учили профсоюзные эксперты: первые лица территориальных профсоюзных организаций работников образования, правовые инспекторы труда, опытные председатели первичек.
Чтобы разговор был предметным, участникам форума предложили решить профсоюзный кейс, проще говоря - разобрать конфликтную ситуацию, произошедшую в одной из школ с участием молодых педагогов, администрации, председателя профкома. После получасового обсуждения в группах необходимо было оценить ситуацию с точки зрения трудового права и педагогической этики, а затем выдать решение, которое максимально устраивало бы всех участников конфликта.
В целом молодые учителя с этой задачей справились.
- Очень радует, что большинство понимают, для чего созданы профсоюзы, - подчеркнула заместитель председателя профсоюзной организации работников образования Вахитовского и Приволжского районов Казани Наталья Васюхина. - Но я бы посоветовала молодым педагогам изучить свои права, которые отражены в отраслевом соглашении и коллективном договоре каждой образовательной организации, а также учиться выстраивать диалог, который позволит им эти права декларировать.
Эксперты заверили молодых коллег, что профсоюзная организация не только помогает решать проблемы, но и дает возможность профессионально развиваться, обучает менеджменту, работе в команде.
- Нам важно, чтобы вы почувствовали, что не одни, - сказала, завершая работу профсоюзной секции школы, главный специалист по социальной защите республиканского комитета Профсоюза образования Гульсина Гафарова. - Мы все члены одного профессионального союза, и его авторитет, развитие зависят в том числе и от вашей инициативы.
Гвоздем программы Республиканской педагогической школы, безусловно, стали открытые уроки победителей и призеров конкурса «Учитель года». Молодые педагоги ждали их с нетерпением. Когда еще вчерашние выпускники педагогических вузов смогут побывать на мастер-классе учителя года России-2014 Аллы Головенькиной или увидеть, как ведет урок лучший учитель Татарстана этого года Наиль Мирсаитов?!
- Наша задача была показать ребятам не просто фрагменты уроков, а разные практики и технологии, которые сегодня можно применять в школе, - рассказывает руководитель клуба «Учитель года Республики Татарстан» Алла Головенькина. - Думаю, что интересным и полезным было и внеурочное мероприятие, потому что урок вне стен класса - это новый формат образовательной деятельности, и сегодня даже опытные учителя не всегда знают, как его проводить.
Отдельную встречу посвятили конкурсу «Учитель года». Говорили о том, как готовиться, какие преимущества дает участие в нем.
- Я убеждена, что как можно больше учителей должны пройти через главный конкурс профессионального мастерства, - говорит Алла Николаевна. - Знаю по себе, что это помогает по-другому взглянуть на свою профессию, заставляет искать новое в своей работе, при этом, безусловно, сохраняя традиции. Конечно, это небольшой вызов себе, когда на конкурсе ты даешь урок в совершенно незнакомом классе. Но именно тогда ты понимаешь, что дети везде одинаковые. Разным может быть только учитель, который должен увлекать и мотивировать к обучению.

Отзывы участников

Булат Шакиров, учитель физической культуры арской общеобразовательной школы №2:
- Республиканская педагогическая школа прошла просто замечательно! Остались только позитивные впечатления: все друг другу улыбались, чувствовалась поддержка каждого человека, мы сплотились в единую команду. Уверен, что благодаря этому форуму каждый молодой педагог раскрылся и понял, что он не один, что его поддержат в любую минуту.

Наталья СТЕФАНОВСКАЯ, учитель биологии средней общеобразовательной школы №12 города Альметьевска:
- Для меня Республиканская педагогическая школа - это место, где собираются самые творческие, умные и любящие свою работу люди. Здесь делятся идеями, появляются новые мысли. Всего за три дня мое мышление кардинально изменилось, хочется жить и работать по-другому, хочется развиваться. Спасибо организаторам за познавательную насыщенную программу. Я уверена, что РПШ приведет меня к новым успехам!

Вероника СКАЛОВА, учитель начальных классов алексеевской средней общеобразовательной школы №2 имени Героя Советского Союза И.Е.Кочнева:
- Было здорово! Самое приятное - это общение, возможность проявить свои способности, поделиться чем-то, будь это опыт или просто яблоко, которое дали на ужин.