Представим ребенка, который только-только научился ходить и самостоятельно выходит с мамой на прогулку. Вокруг идут другие люди, он чувствует себя таким же, как эти взрослые дяди и тети, для него удивительно все вокруг, его переполняют эмоции, он все увереннее перебирает ногами, возможно, уже бежит. Но ножки еще не так хорошо слушаются, заплетаются, или под ногой оказывается большой камень, и… ребенок падает. Что происходит в его голове?
Эмоции также переполняют, он быстро понимает, что ситуация вышла из-под контроля (частая история у малышей), дальнейшей программы действий нет, пока он не чувствует боли, начинает волноваться или даже бояться, но все это на несколько секунд, ровно до того момента, как он посмотрит на маму. Увидев перед собой обеспокоенное, испуганное лицо мамы, он понимает: произошло что-то ужасное, а после слов «Ого, какая рана!» или «Бедненький! Давай я тебя пожалею» возникает ответная реакция. И ребенок начинает жалеть себя. Еще 3-4 раза взрослый отреагирует жалостью, и ребенок поймет, что плакать в такой ситуации - это нормально и ему очень больно. Хотя до этого он много раз падал дома, но теперь ему кажется, что падать больно, потому что мама испугалась несколько раз подряд.
А что, если бы в этот раз мама спокойно подошла и сказала бы: «Как ты быстро бежал! Ты такой молодец, давай руку, отряхну!» В таком случае ребенок считывает: «Мама рада моим действиям, я преодолеваю трудности, и это вызывает восхищение». Если мама реагирует так: «Куда ты побежал! Я кому говорила, иди рядом! Ну вот, и одежду испачкал!», то ребенок понимает: «Я сделал что-то не так, поступил плохо, нужно перестать слушать себя и всегда слушать только маму». Бывает, что такие же замечания взрослые делают ребенку и в 10, и в 15 лет...
Давайте вспомним, а какая реакция обычно бывает у вас? И кем бы вы хотели быть для ребенка: сильным, добрым и уверенным взрослым или таким же испуганным ребенком?
Все, что мы говорим, запоминается детьми: интонация, мимика, тембр и содержание. Все это влияет на восприятие ребенка, и этим можно управлять.
Дети нередко обо что-то бьются или падают, ошибаются и разочаровываются. Иногда ребенок как бы не замечает этого, быстро возвращается в строй. А иногда, особенно с малышами, игра резко заканчивается... И нужно что-то делать? В этот момент вспомните традиционный успокаивающий стишок: «У сороки боли, у вороны боли, а у (имя ребенка) заживи» и начните «сдувать» эту боль с ладошки в потолок.
Посмотрите на ребенка как в ожидании чуда и довольно улыбнитесь. Ребенок поймет: раз взрослый спокоен, значит, ничего страшного не случилось. И в 90% случаев он скажет, что больше ничего не болит.
При желании можно придумать «лечебное» четверостишие на все случаи жизни. Со школьниками это может быть какая-то ободряющая фраза, а с подростком, вероятно, просто достаточно вашего спокойствия и доброжелательного отношения. Только главной составляющей должна быть ваша вера в происходящее, вера в то, что это не страшно, не больно, что он молодец и все будет хорошо. Вот такие чудеса…

Лилия УДОВЕНКО, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы