Речь не единственное средство общения, мы приблизительно 30% информации берем из речи, остальное считываем с мимики, взглядов, интонации, движений. Неречевые средства коммуникации появляются первыми. От 0 до 6 месяцев формируется эмоциональное общение. Происходит невербальный диалог мамы и ребенка - обмен взглядами, улыбками, звуками, движениями. Конечно, матери разговаривают со своими детьми, но их слова не несут пока смысловой нагрузки.
Эмоциональный диалог нужно продолжать развивать и после 6 месяцев. Очень важно получать отклик ребенка. А еще важнее в диалоге смена инициативы, когда ребенок первым предлагает пообщаться. Бросание предметов - это тоже приглашение к диалогу. Мой сынок, сидя в коляске, любил бросать кленовые желтые листья, смотреть, как они кружатся, и очень радовался, когда я поднимала их и давала ему. Подруга удивлялась, зачем я все время наклоняюсь за упавшим листочком? А нам с сыном было весело, мы играли. Ребенок вовсе не издевается над мамой, которая раз за разом поднимает брошенную им игрушку. Это идет процесс формирования диалога, потом его можно продолжить, катая друг другу машинку, кидая мячик или в совместной игре «Дай!» - «На».
Речь взрослого должна быть очень лаконичной, эмоциональной и содержать паузы. Иногда дети с задержкой речевого развития медленно обрабатывают информацию, полученную от взрослого. Часто мама, не получив быстро ответ, продолжает говорить. А ей лучше подержать паузу. Ребенок начинает понимать, что от него ждут общения. Любую инициативу ребенка важно заметить и поддержать.
Занимаясь с ребенком, лучше избегать очень длинных объяснений: «Наша бабушка купила в «Детском мире» такую прекрасную синенькую машинку с желтыми фарами, открывающейся дверкой для своего любимого прекрасного внука». Простые фразы понятнее ребенку: «Вот машина». «Покатай машину». «Где зайка?». «Посади зайку на машину!» «Бух». «Зайка упал».
Любое включение ребенка в диалог - лепетные слова, звуки, жесты - будет стимулировать речь.
Часто мамы говорят, что ребенок может повторить слоги «со», «ба», «ка», но сказать слово «собака» не может. Пусть пока собака останется «ава». Важнее в 2-2,5 года формирование фразы: «Ава вава Ася». («Собака укусила Асю», - сказал ребенок, играя дома с собакой.) Важно отмечать, когда появляются фразы из лепетных слов.
Еще одна проблема, о которой говорят родители: малыш не любит слушать, когда ему читаешь. Закрывает книжку, уносит ее прочь. Так происходит, потому что ребенок пока совсем не готов к восприятию длинного текста. Для него чтение выглядит так, как будто он остался в стороне, а мама сама себе что-то говорит. Заинтересовать маленьких детей сказкой можно, только ведя диалог. Например, в сказке «Теремок» попросить показать лягушку, зайку, лисичку на картинке в книжке. Есть наборы деревянных фигурок. Героев сказки можно последовательно доставать из коробки и ставить рядом с домиком. Вместе с сыном или дочкой стучать, когда в сказке слова: «Тук-тук, кто в домике живет?»
Маленькому ребенку слов недостаточно, это только символы, а его душа требует образов. Поэтому хорошо, если взрослые будут учить детей лепить фигурки персонажей сказки из пластилина. Мы на занятиях катаем колбаски и шарики и из этих деталей собираем фигурки героев. Ребенок действует по подражанию. Я не делаю за ребенка, а показываю. Лепим по шагам. В итоге у каждого получаются свои мишки. Первый друг, которого мы лепим, - Колобок. Дети очень веселятся, когда катают по столику своих Колобков, показывая, как быстро они могут убегать.
Если родители с интересом ведут диалог с ребенком, поддерживают любую его инициативу (лепетные слова, звуки, жесты), они тем самым стимулируют его речь.

Елена ШМЕЛЕВА, учитель-дефектолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы