Классный руководитель моей младшей дочери с радостью приняла помощь. Мы начали готовить конкурсные программы, викторины, концертные номера и наконец принялись за спектакли. Я старалась задействовать всех детей класса, найти каждому роль или иной вид деятельности, необходимый для создания спектакля. Родители поддержали инициативу, подключились к созданию костюмов и декораций. Ребята с удовольствием участвовали в постановках «Теремок», «Кошкин дом», «Золушка», «Белоснежка и семь гномов». На эти спектакли зрителями в класс приглашали детей из других классов начальной школы. Для исполнения некоторых ролей (Деда Мороза, Снегурочки, Бабы-яги) мы приглашали учеников из класса, где училась моя старшая дочь.
Затем родилась идея выйти в актовый зал школы с театрализованным представлением, созданным старшими ребятами для учеников всей начальной школы. Мальчишки и девчонки с радостью поддержали идею, и началась работа. Ночами я писала сценарий, сочиняла сама, перечитывая множество литературы, днем бежала на работу, а вечером в нашем доме на 14 метрах собирались по 10-15 одноклассников моих дочерей и мы репетировали. Начитывали роли, отрабатывали жесты, эмоции, пили чай и возвращались к репетиции. Моя подруга занималась подборкой музыкального оформления, надо сказать, она тоже пришла в школу в качестве воспитателя и много лет была первой помощницей в нашем деле. Она и мой муж были первыми нашими критиками и помощниками.
Это были незабываемые часы нашего общения. Несколько раз удавалось репетировать в актовом зале, учитывать расположение сцены, размещение зрителей и правильное размещение актеров на сцене. Я видела, с какой радостью и азартом дети примеряют на себя сказочные образы, они как будто просто играют. В итоге наше мероприятие имело большой успех. В зале собрались не только дети начальной школы, но и учителя из других классов, так как нас попросили показать это представление и для детей 5‑х классов. Как сейчас помню наше волнение. Честно говоря, оно и сейчас по прошествии стольких лет не покидает меня в дни выступлений.
Наверное, в тот самый день и зародилась наша любимая студия. И я заболела и заразила ребят этими репетициями, поиском новых идей, игрой в театр. Так был создан постоянно действующий коллектив. Это была уже зaявка не только нa игру, но и на творчество. На тот момент директор школы предложил мне стать сотрудником школы в должности старшей вожатой. А я согласилась. Разве могла я предположить, что мое увлечение станет моей новой профессией?!
Изначально моей задачей было разнообразить досуг своих собственных дочерей, а получилось сделать школьную жизнь многих детей интереснее, содержaтельнее, веселей и уютнее. Ведь в 90‑е годы не была так развита система дополнительного образования детей, не было в таком количестве спортивных площадок и секций, редкий родитель брал на себя организацию досуга ребят. Многие старшеклассники бродили по улицам без дела и играли на гитарах в подъездах, у домов, мешая отдыхать жителям после трудового дня. Мальчики из класса моей старшей дочери, передавая гитару из рук в руки, играли на переменах и пели. Хорошо помню в их исполнении: «Земля в иллюминаторе видна. А сын грустит о матери…» Я предложила им участвовать в наших мероприятиях, а они согласились. Мы разучили песни военных лет, узнали историю их создания. Ребята исполняли их с душой и пониманием.
Так родилась идея создания литературно-музыкальной композиции с элементами сценических миниатюр (инсценированные песни и стихи). Были использованы стихи Ю.Друниной, Л.Ошанина и других авторов. Для более полного образа участникам постановки требовалась военная форма старого образца. В военторгах ее не было, как не было и средств к приобретению, и тогда я обратилась за помощью к своему папе, который был офицером в отставке. Он и помог собрать форму у своих сослуживцев. На мероприятие, посвященное Дню Победы, были приглашены ветераны Великой Отечественной войны, представители районной управы и, конечно, ученики и учителя. С того дня наш коллектив приглашали выступать на митингах, концертах, фестивалях, конкурсах по патриотическому воспитанию.
Для участия в конкурсе требовалось указать название коллектива, тогда и встал вопрос о названии. Так как долгое время в школе я была просто мамой Кати и Ани, все дети называли меня тетей Таней, за что получали замечания от учителей школы. И тогда дети стали называть меня Т.Т. между собой. Это и послужило залогом названия нашего коллектива. Один из мальчиков предложил использовать в названии студии аббревиатуру Т.Т. И учитывая род деятельности - театр - и основной рабочий жанр - миниатюра, - общими усилиями коллектив назвали «ТеаТринки». Девочки и мальчики с удовольствием участвовали в постановках, у них рождались новые замыслы, они понимали, что и с какой целью они делают. Хочу заметить, что и отношение к школе у ребят изменилось. Были случаи, когда неуспевающий в учебе ребенок окaзывался отличным помощником на занятиях, и это повышало уровень его самооценки. Или шалун раньше всех догадывался, как превратить стулья, банкетки в леса и горы, а другой прекрасно разбирается в аппаратуре. У нас нет неуспешных детей, каждый находит себя: кто-то артист; а другие - техники сцены, ведь без них не сменится декорация; кто-то игротехник, без него не состоится интерактивная игра со зрителем.
У нас есть правила и традиции, и мы их неукоснительно соблюдаем. Каждое занятие мы учимся друг у друга. И самое главное - мы занимаемся любимым делом. О работе студии неоднократно писали в местной газете «Бескудниково». Со спектаклями и игровыми программами ребята выезжали в детские приюты в рамках акции «Улыбки детям». Управа района обеспечивала нас транспортом, мы имели возможность брать с собой условные декорации, реквизит и подарки от детей нашей школы детям приютов.
Шло время, менялся состав «ТеаТринок», а мне хотелось дать им больше, чем я могла. Окончила педагогический колледж имени С.Я.Маршака, пошла учиться в МИОО (ныне МЦРКПО) как педагог театральной студии; окончила несколько курсов как педагог дополнительного образования. Пополнив свои знания и умения, мы с «ТеаТринками» брались за постановку эпизодов произведений Н.В.Гоголя, А.С.Грибоедова, Д.И.Фонвизина. В наше время нет необходимости не спать ночами и писать сценарии, сейчас много информации и сценариев в Интернете, но все равно их необходимо перерабатывать, что-то добавлять под конкретных детей нашей студии.
Мы играли в районном и окружном КВНе, наши «ТеаТринки» были победителями городского конкурса «Вне урока»; ребята имели возможность показать сценическую миниатюру «Мемориал» в театре «Без вывески». Мы участвовали в различных конкурсах, организованных в округе и районе. Занимали призовые места и приносили в школу призы. Так у нас в студии появился видеомагнитофон, караоке. В то время это была большая радость. Ведь мы имели возможность смотреть нашу работу со стороны, анализировать, видеть недочеты, ошибки. А это очень важно.
За победу в городском конкурсе патриотических постановок «ТеаТринки» были награждены поездкой на поезде памяти «Москва - Орша - Минск - Брест». Нам выпала честь показать свою постановку в Брестской крепости. Этого не забыть никогда. В этом году трое актеров «ТеаТринок» приняли участие в городском фестивале конкурсе «Эстафета искусств» в номинации художественное чтение. Все трое прошли отборочные туры и стали лауреатами I, II и III степеней. Двое из них были приглашены в театральный институт им. Б.Щукина для участия в конкурсе чтецов «О великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык!», художественный руководитель конкурса В.С.Лановой. Одна исполнительница стала участником конкурса, а другой чтец - дипломантом. Ребята получили грамоты с подписью самого В.С.Ланового, значки с логотипом конкурса и аудио­сборники известных чтецов. Для меня это большая честь, а ребятам я рассказала об этом замечательном актере и человеке и показала фрагменты из кинофильмов с его участием. И для них участие в этом конкурсе было честью.
Сегодня занятия студии «ТеаТринки» проходят по всем правилам. Здесь занимаются сценической речью, актерским мастерством и театральными играми, проходят психофизические тренинги, разыгрываются этюды, ставятся спектакли. Ребята посещают московские театры, а после просмотра спектакля играют эпизоды увиденного на своей школьной сцене. В двух группах «ТеаТринок» занимаются более 30 детей разных возрастов. Ни одного праздника не проходит без их участия. Это театрализованные представления для начальной школы, новогодние спектакли с элементами интер­активных игр, Масленица, инсценировки литературных и поэтических произведений, творческие вечера, концертные номера и открытые уроки. С этого года у «ТеаТринок» появилась еще одна дисциплина - «История создания театра», ее ведет И.В.Белан, наш давний друг и помощник. Ее дочь тоже занималась в «ТеаТринках». Ирина Валентиновна расширяет кругозор ребят, и это замечательно, ведь они играют в театре.
Весь педагогический коллектив поддерживает нас, за что им низкий поклон. Наши выпускники не забывают нас, приходят, интересуются нашими делами, иногда помогают работе студии. Выпускники продолжают свое обучение в различных вузах Москвы, но среди них есть студенты института культуры, ГИТИСа, служащие театров, многие являются членами студенческой лиги КВН. Четверо «ТеаТринок» работают в нашей школе: психолог, учитель русского языка, учитель английского языка и учитель начальной школы, которая начинает ставить спектакли со своими воспитанниками. Это не может не радовать. Опыт, полученный в студии, помогает выпускникам воспитывать своих детей творческими людьми. Уже трое из них привели своих малышей в «ТеаТринки». В этом году ждем пополнения.

Татьяна ЗАЙЦЕВА,
старшая вожатая школы «Бескудниково», руководитель театральной студии «ТеаТринки»