Если попробовать сказать словами героя художественного фильма «Классик», которого сыграл народный артист РСФСР Сергей Петрович Никоненко: «Родные края, так сказать, место на карте Родины величиной с копеечную монету…» А ведь точнее и не скажешь - «величиной с копеечную монету», но такое родное, такое близкое и самое дорогое. Для каждого человека это что-то свое: свое дерево под окном, свой дворик, своя школа, своя история и свои воспоминания…
Вот так и мой район, о котором хочется рассказать, оказался заперт между двумя железными дорогами - Савеловской и Ленинградской. Это север Москвы, который и Москвой-то стал по историческим меркам совсем недавно. 17 августа 1960 года эта территория вошла в состав города. Окраина… Но какая история! Первое упоминание об этой территории, о котором удалось узнать, связано с духовной грамотой московского князя Ивана Даниловича Калиты, в которой он пожаловал эти места своей жене княгине Ульяне с детьми. Село Дегунино - вотчина Дмитрия Донского. И далее как на подбор: рыцарь Индрик, Иван IV, князь Лев Волконский, царевна Наталья Алексеевна, сестра Петра I… Богатейшая история и такое странное слово «окраина»…
А я, взрослый человек, учитель, вспоминаю весенний яблоневый сад, с его тонким, еле уловимым и таким манящим ароматом, лучи солнца, отражающиеся в Ангарских прудах, и каток, на который водил меня дедушка. Но я выросла, и теперь это воспоминания о детстве и желание рассказать об этом детям, передать им теплоту этих воспоминаний, историю и любовь к этим местам.
Историю…
Школе №1592 имени Героя Российской Федерации Е.Н.Чернышева, в которой я работаю, всего 10 лет. А библиотеке №37, которая тоже сыграет свою роль в этом рассказе, - чуть больше. Она моя ровесница, ее открытие состоялось в 1972 году. Сейчас библиотека обслуживает взрослое и детское население района, есть читальный и выставочный залы. А дорога от школы до библиотеки занимает всего 10 минут.
И вот однажды я со своими первоклассниками, закончив изучать букварь, отправилась «в гости к книгам». Ребята впервые познакомились с работниками библиотеки и узнали, какие мероприятия организуют там для ребят. Казалось бы, мероприятие для «галочки», но так могло только показаться. Убедиться в этом пришлось довольно скоро, когда вместо прощания ребята спрашивали принимающую сторону: «А можно мы еще придем?» Вот так и началось знакомство, знакомство длиною в четыре года, но, надеюсь, это только пока. А о том, что меня заставило так думать, чуть позже.
Наверное, все могут представить, с какой «радостью» первоклассники начинают продираться через тернии букв, слов, предложений, прежде чем начнут читать с увлечением, запоем, проглатывая книгу за книгой. Оттого, что детям будут говорить о том, что читать полезно, тяга к чтению не появится. А тут такая удача: «А можно мы еще придем?» Обманывать ожидания, а тем более детские, - это скверно. Чтобы не выглядеть в глазах ребят обманщицей, пришлось срочно вместе со школьным библиотекарем Людмилой Анатольевной Шилковой продумывать, какими будут следующие шаги.
Как часто обычные люди могут похвастаться знакомством с авторами книг? Ученики нашей школы могут. На встречу с ребятами приезжали детские писатели Валентин Постников, Тамара Крюкова, Илья Ильин, Валерий Шульжик. Выставочный зал библиотеки вместил всех желающих. Тогда главными вопросами были «А как вы стали писателем?», «А писать книги сложно?»
А дальше у ребят начали появляться и другие вопросы: «Как появляются книга, газета или журнал?» И тут пришлось постараться и организовать поездку в самое настоящее московское издательство «Баласс». Ребята смогли узнать, кто такие верстальщики, корректоры, художники и какой путь приходится пройти книге, учебнику или тетради от автора и до появления в книжном магазине. А еще ребята смогли пообщаться с авторами учебников, по которым они учатся.
Можно сказать, повезло, ребята загорелись идеей: «А давайте создадим свой журнал!» Сказано - сделано. И даже название появилось тут же - «Наш журнал». Точнее и не скажешь. О чем писать? И снова выручает библиотека. Подборка журналов изучена, анализ проведен. Но как сделать журнал интересным для таких же ребят, одноклассников? Ребята находят ответ: нужно писать о самом важном - о дружбе и взаимовыручке. Так на свет появляются главные героини гусенички-подружки Лисонька и Огурочка, на долю которых выпадает множество приключений. А самое главное - им на помощь всегда приходят друзья. Друзья! Как это важно и актуально сегодня!
Может показаться банальным, но когда родители увидели, с какой заинтересованностью ребята сочиняют истории, мамы и папы стали выступать в роли единомышленников, подкидывая какие-то идеи, помогая распечатывать журнал. Оговорюсь сразу, что презентация первого журнала прошла на одном из школьных праздников, и номер журнала получил каждый. А создатели журнала впервые в жизни раздавали автографы. Сейчас этих историй о гусеничках набралось на небольшую книгу. Кто знает, может быть, через несколько лет я смогу увидеть фамилию кого-то из этих ребят на обложке книги... Увижу их ведущими каких-либо телепередач. Как говорится, поживем - увидим.
Но останавливаться только на одном направлении оказалось неинтересным. В библиотеке мы посещали выставки не только профессиональных художников и иллюстраторов, но и выставки детского и семейного творчества. А однажды сопровождающий нас до библиотеки дедушка одной из учениц Антон Михайлович разговорился с сотрудниками и оказался приглашенным на свой творческий вечер. И проект «Московское долголетие» начал претворяться в жизнь. Знакомые приглашали знакомых, приходили целыми семьями. Оказалось, что своих поклонников можно найти в любом возрасте, в любом возрасте можно почувствовать себя нужным кому-то. А самое главное - человек смог раскрыться и для своих близких с новой, неожиданной стороны.
Кто знает, может быть, когда-нибудь эти ребята, которые так старательно придумывали истории в свой журнал, рисовали иллюстрации к нему, стараясь услышать друг друга, так же как я, с ностальгией и трепетом, слегка улыбнувшись, расскажут уже своим детям историю о своем районе, своей малой родине, о родной школе и библиотеке, с которых все и началось…

Ирина МАСЛОВА,
учитель начальных классов школы №1592