В 2015 году я прошла подготовку по программе «Аутентичная модель в школьном образовании XXI века» в национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики». Выбор программы был обусловлен тем, что с учетом улучшения показателей московских школьников в международных исследованиях TIMSS, PIRLS и  PISA существует ряд проблем, на которые мы, члены управленческой команды школы, должны обращать внимание при выстраивании образовательной политики. Ведь школьники должны уметь применять знания на практике, решать любые, даже необычные, задания, использовать знания из разных областей для решения задач. Программа позволила нам определить основные приоритеты при переходе на деятельностную модель: личностное развитие обучающихся, интеллект (развитие метапредметных компетенций, механизмов познания окружающей среды), предметные знания.
В 2016 году прошла профессиональную переподготовку в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по программе «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения, образования и культуры (управление в сфере образования)». В связи с введением в действие федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, который применим к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года, нашей группой заместителей руководителей школ в рамках программы был разработан проект на тему «Кластерная форма организации обучения детей с особыми образовательными потребностями», проводился анализ его результативности. Идеи и принципы, обозначенные в проекте, до сих пор использую в работе.
В 2017 году Московский центр развития кадрового потенциала представил новую программу переподготовки управленческих кадров «Современный заместитель руководителя образовательной организации». Результатом освоения курса стала разработка конвергентно-ориентированной образовательной программы для своего образовательного комплекса. Ведь сегодня образование  нужно менять через сокращение узкой специализации образования и переход к принципам междисциплинарности, конвергенции наук. В требованиях к личностным и предметным результатам в образовании уже заложены основы конвергентного образования, которое уже сейчас реализовывается  во всех школах. В требованиях федеральных государственных образовательных стандартов к метапредметным результатам также содержатся указания на надпредметные понятия. Если же говорить о предметных результатах, то они также остаются, но ориентированы они на формирование целостных представлений о мире в целом и общей культуры обучающихся.
В разработанной образовательной программе важными условиями для обеспечения эффективного многопрофильного обучения старшеклассников стали: пропедевтика профильного обучения в 5-7-х классах; предпрофессиональное обучение в 8-9-х классах; разработка, апробация и введение новых учебно-методических комплексов и авторских программ; активное сотрудничество школы с вузами с целью обеспечения обучающихся практическим опытом профессиональной деятельности и максимально приближенных к реальности условиям. Способами достижения результатов стало как участие в городских проектах, так и повышение эффективности внеурочной деятельности. В качестве образовательных мероприятий для обучающихся в разработанную образовательную программу были включены «Университетские субботы», экскурсионные программы на площадках технопарков, практические занятия на площадках университетов при реализация элективных и факультативных курсов, научно-практические конференции.
В результате работы над конвергентно-ориентированной образовательной программой мы использовали новые образовательные технологии, необходимые для модернизации содержания образовательных программ. Не обошли стороной при разработке программы и проект «Готов к учебе, жизни и труду» (интеграция общего, дополнительного, профессионального и высшего образования на межпредметно-интегративной основе). Все заместители руководителя образовательной организации перед защитой разработанной программы прошли стажировки, где ознакомились с лучшими образовательными практиками московских школ.
Читая отзывы учеников об участии в проектах, образовательных практиках, уроках, путешествиях, экскурсиях, приходишь к выводу, что усилия учителя, руководителей школ и города как особого образовательного пространства не проходят без следа. Мы воспитываем и обучаем новое поколение по-другому, воспитывая и обучая себя. Важно отметить, что в условиях возрастания сложности профессиональных задач мало идти в ногу со временем, его нужно опережать. Сложно? По-другому никак. Потому что завтра задачи, которые стоят перед образованием сегодня, станут еще сложнее.

Елена СТУПАК, заместитель директора школы №1125