За последнее десятилетие научно-технический прогресс кардинально изменил все сферы жизни и деятельности человека. Происходящие изменения естественным образом затрагивают и систему образования, поскольку школа всегда быстро реагирует на потребности человека получать нужные знания. Сегодняшние школьники - это люди, которые с самого детства знакомы с новыми технологиями, не представляющие жизни без них, и закономерно, что этому поколению нужны новые подходы в воспитании и обучении.
Образовательным пространством, способным удовлетворить потребность учителя в новых методах обучения, а ученика - в новых способах получения знаний, стал проект «Московская электронная школа».
Проект заметно повлиял на качество школьных уроков, которые стали более интересными и насыщенными. Библиотека МЭШ содержит богатый образовательный материал, созданный самими учителями. База МЭШ постоянно пополняется. Важным моментом является то, что материалы, созданные учителями, проходят модерацию опытными методистами, поэтому могут использоваться без дополнительных проверок. Таким образом, МЭШ упростила работу учителя по подготовке и проведению эффективного, максимально насыщенного разнообразными заданиями занятия.
Я учитель начальных классов. На своих занятиях использую различные виды образовательных материалов из библиотеки МЭШ. Это и тестовые задания, и интерактивные приложения, и электронные версии учебников, а также другие образовательные материалы, помогающие сделать урок эффективнее и интереснее. Я использую сценарии уроков, созданные мною лично, также часто пользуюсь сценариями других учителей (бывает, беру сценарий полностью, иногда мне нужна лишь часть информации, часто сценарий редактирую, адаптируя под свою программу и свой класс).
Сценарии уроков, созданные мною, также были использованы другими учителями, об этом говорит то, что я дважды становилась обладателем гранта Правительства Москвы за вклад в развитие проекта «Московская электронная школа».
С внедрением МЭШ у учителя появились такие возможности, каких не было раньше. В течение одного урока удается выполнить большее количество разнообразных заданий, поэтому изучаемая тема может быть рассмотрена более основательно. С помощью МЭШ интересными становятся уроки по всем предметам. Например, в сценарии для проведения уроков литературного чтения я включаю видеосюжеты о жизни и творчестве писателя, аудио­записи с чтением произведения самим автором или профессиональными актерами, мультфильмы или отрывки из кинофильмов по изучаемому произведению, различные иллюстрации. Дети с удовольствием смотрят, слушают, учатся выразительному чтению. После просмотра мультфильмов, созданных по мотивам произведений, мы с ребятами сопоставляем сюжет литературного произведения и сюжет мультфильма, ведь часто в них есть отличия. Такие задания учат думать, сопоставлять, анализировать, развивают речь учеников.
Активно использую видеофрагменты на уроках окружающего мира. Не выходя из класса, мы попадаем в любую точку мира, узнаем, как живут люди в других странах, как работают специалисты определенной профессии, рассматриваем строение живых организмов, при изучении органов человека даже попадали внутрь организма человека.
Аудиоматериалы и видеофрагменты полезны на уроках музыки. Мы сидим за партой, а перед нами лучшие сценические площадки, и у нас есть возможность послушать любой музыкальный инструмент, услышать голоса известных исполнителей.
На уроках технологии и изобразительного искусства с помощью МЭШ учимся поэтапному выполнению творческой работы, можем увидеть, как такое же задание выполнили другие дети или профессиональные мастера.
На уроках русского языка большую помощь оказывают имеющиеся в интерактивных сценариях задания в формате Всероссийской проверочной работы и международных исследований. Поиск таких заданий всегда занимает много времени, и тут помогают коллеги, которые делятся своими наработками.
Более занимательными и продуктивными становятся уроки математики, на которых я использую интерактивные сценарии. Такие уроки могут превратиться в настоящие путешествия, позволяют узнать что-то новое об окружающих нас предметах и объектах. Продемонстрирую это на примере урока математики, проведенного мною в 3‑м классе по собственному сценарию, за который я получила грант Правительства Москвы. Тема урока - «Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость». При решении задач важно добиться, чтобы дети понимали их суть и практическое применение. Эти задачи отражают процесс купли-продажи, поэтому можно смоделировать ситуацию, в которой дети выступят в роли покупателей. Местом виртуальных покупок выбран Центральный детский магазин на Лубянке. Это не просто магазин, это магазин с историей. И эту историю я коротко сообщаю после просмотра видеоролика. Дети видят один из красивейших детских торговых центров России, узнают, что он был открыт еще в 1957 году и что это самый большой детский магазин в СССР и торговое сооружение, сделанное по мировым стандартам. Детям понравился ролик, они заинтересованы рассказом, им хочется побыстрее отправиться за покупками. Мне показалось целесообразным создать проблемную ситуацию, в которой ребята сами сформулировали бы цели урока. Школьники представляют, что они заходят в один из отделов магазина и им необходимо приобрести товар (в это время на интерактивной панели видят картинки с товаром, который им предстоит купить). Перед школьниками проблема - они не могут «купить» необходимое количество товара, поскольку не знают, как это сделать. Далее формируются понятия «цена», «количество», «стоимость», и это также происходит с помощью возможностей МЭШ. Для отработки умения решать задачи школьники продолжают совершать виртуальные покупки в других отделах магазина. Так постепенно с помощью иллюстраций, табличной и текстовой информации на интерактивной панели дети учатся решать задачи, содержащие отношения купли-продажи. Итоговое тестовое задание показывает, понятны ли детям изученные величины или нет. Проведенный урок детям очень понравился. За 45 минут ребята успели отработать навыки устного счета, ознакомились с новыми величинами, научились решать задачи практического характера, закрепили изученное при выполнении тестового задания. Ребята вышли с урока довольные тем, что теперь сами смогут совершать покупки в магазине. Кроме того, больше узнали об одном из крупнейших детских торговых центров - Центральном детском магазине на Лубянке. Все это происходило в игровой форме с применением интерактивного задания, с использованием видеофрагмента, иллюстраций, тестового задания.
Образовательные материалы библиотеки МЭШ одинаково полезны как учителю, так и ученикам. Мой опыт работы показывает, что школьники более увлеченно работают на уроках, на которых используются возможности МЭШ. Занятия в МЭШ проходят интереснее и продуктивнее. Мы с коллегами по достоинству оценили образовательный проект «Московская электронная школа». Хотелось бы, чтобы к образовательной платформе МЭШ подключились образовательные учреждения всех регионов страны, чтобы возникла российская образовательная среда. В этом случае учитель смог бы перенять опыт коллег из регионов, имел бы возможность использовать лучшие образовательные материалы страны.

Ирина КЛЕЙМЁНОВА,
учитель начальных классов школы №2100